День 2. Часть 2. Киркенес и дорога вдоль фьорда
11 июля 2012 года. Киркенес, Норвегия
И вот я проехал озеро с фонтаном, на берегу которого красовалась надпись Velkommen til Kirkenes. Почти сразу я попал на перекрёсток, от которого я не очень понимал, куда ехать дальше. Тут, пожалуй, стоит обратиться к одному из событий предыдущего дня. Я уже писал, что норвежская симка, которую мне на время поездки одолжил Саша Фрей, сожрала 200 крон за каких-то пару часов. Так что, к этому моменту я остался без местной связи, без интернета и без возможности открыть карту на телефоне. А связаться с Сашей тогда мне ещё не удалось, и я уже тихо и спокойно полагал, что до самого конца поездки останусь без доступа в сеть. Не очень страшно, но неприятно.
Рекомендации по маршруту от Гугла, которые я распечатал перед отлётом, тоже оказались без толку. Карта распечаталась криво — она была не в помощь. Единственное, что мне оставалось — спросить совета у местных, для чего я и «напал» на двух милых женщин, которые спортивным шагом шли мне навстречу. Сначала я заговорил с ними по-английски, спросил про адрес, который мне был нужен и сунул им карту. Они, видимо заметив на карте русские слова, сориентировались очень быстро и спросили меня, говорю ли я по-русски. Вот так, первые два человека, с которым я общался в Норвегии вне территории аэропортов, говорили по-русски. При этом одна из них была явно из России, а другая, видимо, местной, выучившей русский язык — если суди по лёгкому акценту.
Помочь они мне, правда, не смогли — адреса они не знали. С другой стороны, они мне указали направление на центр и напутствовали словами о том, что Киркенес-то, всего несколько километров в поперечнике, так что потеряться мне будет сложно.
2. По-моему, речь о расстоянии по прямой, а не по дорогам =)
Въезд в город начинается живописным спуском, который открывает вид на порт и местный рукав Варангер-фьорда, раскинувшегося на довольно большой площади отсюда и до самого полуострова Варангер, на который мне ещё предстояло попасть следующим днём. Кривая улица довольно быстро вывела меня прямо к туристическому центру, где я сделал два самых туристических дела — купил магнитик и отправил открытку любимой жене. Ну и, заодно, попросил указать мне направление к нужной улице. Вот удивительно, городок маленький, улиц всего несколько десятков, а про набережную улицу, которую я искал, никто не знает! Название Johan Knudtzens gate говорило местным примерно столько же, сколько и мне! Хотя, даже меньше чем мне — я, по крайней мере, знал, что это улица, идущая по берегу фьорда.
До нужного мне магазина я добрался уже ближе к трём часам дня. Здесь меня встретил приятный молодой парень, который был полностью в курсе вопроса, поскольку с ним я списался ещё за несколько дней до того и договорился о том, что он не только продаст мне устройство SPOT Satellite GPS Messenger, но и поможет его настроить и запустить режим отслеживания. Более того, он угостил меня кофе (какой норвежец без кофе!), дал залить воды в бутылки и вообще окружил заботой =)
Трекер я, вроде бы, запустил и настроил, однако, как выяснилось позже, запустил не всё, что нужно было, так что сообщения с координатами для отслеживания моего положения, которые он должен был отправлять каждые десять минут, отправляться не стали. Тут, кстати говоря, минус в карму службе поддержки — я писал им письмо, но они так ничего и не ответили (до сих пор!)… Впрочем, через пару дней я со всем разобрался.
3. Это всё тот же небольшой рукав Варангер-фьорда, на берегу которого и расположен Киркенес
1600px
4. Порт Киркенеса
После магазина я решил, на всякий случай, заехать в местный порт — дело в том, что оттуда каждый день в районе полудня отправляется паром на тот самый полуостров Варангер — в город Вардо (Vardø). Оттуда до места, где я должен был ночевать под крышей с 12 на 13 июня где-то около 80 км. Поскольку паром отправляется лишь раз в день, то единственным вариантом прокатиться на нём для меня было бы переночевать в Киркенесе. А потом, 12-го июля, мне предстояло бы сесть в пять вечера в седло велосипеда и проехать эти 80 км до вечера. В общем, если продумывать варианты развития событий, очень хорошо, что я не стал ждать следующего дня и не сел на паром. Отдельно стоит отметить, что этот паром — не совсем паром. Стоит он около 2 000 рублей (что дорого для такого маршрута в Норвегии) и всё из-за того, что это, на самом деле, круизный лайнер, который идёт от Киркенеса, через Нордкап, до самого юга Норвегии. Просто туда, кроме всего прочего, принимают и пассажиров без кают и еды. Место с каютой мне стоило бы в разы дороже.
Там же, в порту, я наблюдал немало российских кораблей. По крайней мере, кораблей с российскими именами. Уж не знаю, просто ли они по делам там были или стояли под арестом.
5. Взаперти
Получив очередной передых, я отправился в обратный путь — мне предстояло преодолеть все те подъёмы, которые совсем недавно были для меня спусками и радоваться тем спускам, на которые я с трудом взбирался несколькими часами ранее. Лишь одну дополнительную остановку я позволил себе в Киркенесе и запасся кое-какими продуктами и газом для туристической горелки (в туристическом магазине, кстати говоря, продавцом была симпатичная русская девушка =))
Почти сразу на выезде из города я устроил себе привал и около часа потратил на консервную банку с тунцом и бутерброды с сыром Филадельфия. А заодно ещё раз переупаковал сумки и тюки на багажнике своего велосипеда. С каждым разом мне это давалось всё лучше и лучше.
6. Привал
Обратный путь до аэропорта дался мне гораздо проще. С одной стороны, накачанные до нормального давления колёса делали своё дело, с другой стороны, я постепенно начал входить в ритм. Собственно, я с самого начала пытался найти это состояние сознание, в котором проще всего и лучше всего будет крутить педали. Тот же Марк Бомон (Mark Beaumont) не раз упоминает в своих книгах о том, что любому велосипедисту всегда важно сосредоточиться на своём путешествии и на своей цели (Марк использует в своих книгах термин zone для этого). Не могу сказать, что я вошёл в этот ритм, но хотя бы таких проблем как утром у меня не было. Я проехал аэропорт, какие-то многочисленные военные сооружения в том же районе и поехал дальше, в направлении следующего пункта своего путешествия — города Вадсё (Vadsø).
До какого-то момента у меня были какие-то сомнения по поводу того, сколько с собой стоит везти воды, и будут ли у меня проблемы с пополнением её запасов. Тут эти сомнения были довольно быстро развеяны — с родниками в этих краях нет вообще никаких проблем и вода в них чистая и вкусная =)
По запасу я решил, что двух бутылок по литру мне будет более чем достаточно практически во всех ситуациях и это оказалось совершенно правильным соображением. При этом в последующие дни я старался останавливаться на ночь рядом с ручьями, чтобы не было проблем ни с пополнением запасов воды, ни с водой для приготовления еды.
7. Вот такой тут рельеф
8.
9.
10.
11.
12.
Проехав в 3,5 км от аэропорта ещё один небольшой перевал я вновь выехал, на берег фьорда. Это ещё один рукав всё того же огромного Варангер-фьорда. Здесь путь был относительно простой лишь с периодическими небольшими подъёмами и следующими за ними спусками. Где-то здесь, пожалуй, я начал каждый спуск встречать c радостью, которая быстро сменялась печальным осознанием того, что на моём пути за любым спуском обязательно следует подъём. При этом на подъёмах я вовсе не ощущал бешеную радость от грядущего спуска, поскольку большие подъёмы давались не так просто, как мне хотелось бы =)
13. К этому моменту опять навалила облачность — правда с той стороны перевала хоть ветра было меньше
14-17. Этюды с велосипедом и камнем на привале
Дополнительной проблемой для меня было то, что трос переключения передних передач у меня был порван, так что цепь между тремя «звёздочками» на оси педалей мне перед каждым подъёмом и перед каждым с пуском приходилось переставлять вручную. В первый день это всё было утомительно, но, конечно, хуже было позже, на следующий день.
Как я уже писал, что дорога до Киркенеса, что путь обратно «порадовали» меня постоянным встречным ветром. Хотя, казалось бы, я проезжал одни и те же места, и была надежда на то, что на обратном пути ветер станет попутным. Зато та часть пути, что шла по берегу фьорда, оказалась гораздо более спокойной. Ветер был либо не очень сильный боковой, либо же и вовсе попутный. Это всё, конечно же, тоже помогло мне отойти от проблем начала путешествия.
18. Этот городок Тана Бру дразнил меня каждые 20 км — до него я, правда, так и не добрался =)
19.
1600px
Когда я объехал фьорд, меня ждал довольно утомительный подъём — за 2,5 км я поднялся примерно на 115 метров. Затем вновь был спуск — на сей раз, я выехал к необычайно живописной горной речке, которая буквально кишела рыбаками, вытягивавшими довольно солидную рыбу из бурного течения.
20-21. Мощная горная река
Дело постепенно шло к полуночи, поэтому я решил искать место для привала, желательно с родником поблизости. Этого мне, впрочем, сделать не удалось — ближайшие два километра подъёма не дали мне ни одного источника воды, а вот силы мои иссякли совершенно. К моей беде обочина дороги тут было довольно неудобная для лагеря велосипедиста — почти сразу начинался довольно крутой подъём на несколько метров, на который, впрочем, мне пришлось закинуть и все свои пожитки, и освобождённый от груза велосипед. Лишь с небольшим перекусом я без сил отрубился в ожидании следующего насыщенного дня =)
Маршрут дня и карта высот. Дополнительные данные можно найти в предыдущей записи