День 3. Часть 1. Перед отъездом на Ниагару и небольшой рассказ о дорогах в Торонто
Завтрак
за рулём: 10 км, 20 минут
С каждым днём подъём всё лучше — теперь мы проснулись на полчаса позже, в пять утра. Правда встали мы только в девять. В этот день мы твёрдо решили заняться грамотным осмотром достопримечательностей и поехать на Ниагару. Впрочем, это нам предстояло сделать только вечером — мы собирались посмотреть на красивую подсветку и фейерверк. Так что раньше часов четырёх выезжать из Торонто не имело смысла.
Проснулись, умылись. Пришла пора решать куда ехать завтракать-обедать. Это оказалось совсем не таким простым делом. Запрос thai food в гуглокартах показал десяток ресторанчиков в Торонто. Когда вбили просто thai — точек были уже десятки. Не все они, конечно, кафе и рестораны, но многие. Примерно та же история с японской кухней.
Выбор места для утренней трапезы потребовал значительного времени, однако минут через сорок мы всё-таки выехали в направлении одного из ближайших заведений — в нашем же Скарборо (Scarborough).
С утра плотный туман — со вчерашних -7 потеплело на 10 градусов. Машина вся заледенела, дороги скользкие. Хотя народ тут, конечно, не такой непривычный как в Штатах — пол льду ездят спокойно. Через несколько минут мы уже стучались в дверь небольшого и скромно выглядящего тайского ресторанчика.
2. Утренний туман
Что занятно и замечательно — многие национальные рестораны в Торонто (да и в Ванкувере) созданы и управляются выходцами из тех стран, кухня которых представлена в заведении. Так и здесь — заведение было очень тайское. Хотя, как мне кажется, управляли им не тайцы, а тайские китайцы.
Буквально несколько столиков — мы были одними из первых клиентов. В зале появлялись дядька постарше (папа?) и девушка (дочь?). Первый по-английски говорил не очень, вторая — очень бегло. После некоторого изучения меня сделали наши заказ, причём взяли на каждого и суп, и второе. Надо было брать одно второе на двоих. Но с непривычки замахнулись на большее, чем нужно.
Порции — отличные и большие. Не в пример московским. Цены терпимые. Не в пример московским (хотя в Ванкувере дешевле). И, что важно — здесь вообще никаких проблем со всеми ингредиентами нет. И лемонграс, и галенгал, и живность всякая. А не петрушка, как в «Планете суши».
Супа хватило чтобы наесться, а большую часть второго забрали с собой и отправились через дорогу — в аптеку. Зашли мы туда чтобы купить полотенца, шампунь и зубную пасту. В итоге набрали всякого разного на $90, а полотенец не нашли =)
Я себе взял Pantene Pro-V, надеясь, что он окажется здесь столь же замечательным, как и в Таиланде — шампунь оправдал ожидания на 100%. Что ни говорите, а в России за те же деньги я не могу найти столь хорошие шампуни как те, что продаются в США, Канаде и Таиланде!
Теперь пора и обратно домой — ещё 10 минут в пути и мы вернулись для непродолжительного отдых. К пяти часам мы собираемся и выезжаем в сторону Ниагары.
По пути на Ниагару
за рулём: 150 км, 1 час 40 минут
Путь наш лежал вдоль Дона. Представьте себе, в Торонто есть река Don, вдоль которой, от 401-ой почти до самого берега озера Онтарио из Don Valley Parkway. Я уже писал об этом в американских дневниках, Parkway — это особый тип дорог в США и, как выяснилось, в Канаде — они обычно проходят по парковым зонам (удивительное совпадение, не правда ли? =)) или просто в живописных местах. Иногда подобные дороги могут называться ещё и Scenic Road.
6. После постоянной перемены холода и тепла всё в изморози
Итак, мы доехали до Дона и поехали в сторону озера. Там нам предстояло влиться в Gardiner Expressway, который проходит через самое сердце даунтауна Торонто — рядом с известной CN Tower — канадским аналогом нашей Останкинской башни. Эта трасса на окраине Торонто превращается в Queen Elizabeth Way. Кстати говоря, эти дороги были запроектированы в 40-50-х годах, а построены в 50-60-х годах. Почувствуйте разницу. Ну а QEW (именно такое обозначение тут массово используют) был построен в четырёхполосном формате с разделительным газоном ещё в 30-х годах. Это ли не чудо?
Know your limit
Drive within it
Смотрите, примерно за 15 лет транспортная система Торонто была переделана настолько радикально, что она, с небольшими изменениями, служит уже около 50 лет. Я постоянно поражаюсь тому, что всё это происходило 50 и более лет назад — понятно, что у нас 50 лет назад думали не о дорогах, а о том, как бы расселить бешеное количество жителей коммуналок. Однако, подумайте, какие серьёзные дорожные проекты были реализованы в Москве за последние 10 лет? Если не считать достройки ТТК, которое замкнули как раз почти 10 лет назад — в 2003-м?
Да, была реконструкция Ленинградки, которая длится до сих пор и которая никак не может решить проблем на участке меж Речным Вокзалом и Войковской (из-за дебилов, которые паркуются напротив Метрополиса). Да и пл. Белорусского вокзала всё так же стоит — в том числе и из-за идиотской работы светофора при съезде с дублёра Ленинградского проспекта.
Что же было в Москве ещё грандиозного? Достроили Звенигородское шоссе. Да, это серьёзная трасса.
Но повлияло ли всё это на состояние дел в городе так, чтобы ещё 50 лет ощущался эффект? Нет, все эти меры позволяли лишь чуть ослабить кризис, но не радикально изменить положение вещей. На ближайшие 5 лет нас ждёт ещё немало строительных планов — перестройка Варшавки, Каширки и некоторых других трасс. Однако учитывая то, что их всё равно не лишают светофоров и пешеходных переходов (хоть и сокращают их число), очевидно, что это, опять же, лишь полумеры, которые позволят текущей власти говорить о великих достижениях, а дальше — дальше хоть трава не расти!
Сейчас были сытные годы нефтедолларов, в которые транспортная система не улучшилась (в относительных масштабах). 10 лет — срок очень немалый для перестройки дорог. Что же будет дальше, если, действительно. пойдёт вторая волна кризиса и поток денег от продажи сырья сократится?
Кстати говоря, можно говорить не только о Москве, но и о других регионах — Путин за это десятилетие неоднократно с помпой открывал новые мосты в разных субъектах России, однако что это в масштабах бескрайних просторов нашего государства? Капля в море! Дорожная сеть как была убогой и незначительно — такой она и остаётся! Да даже федеральная трасса «Россия» — какое громкое название — остаётся примером разрухи и неумения поддерживать целостность транспортного объекта…
Всё-таки, каждый раз когда я смотрю на европейский и североамериканский опыт строительства дорог, мне становится обидно за то, что происходит у нас — ведь были и ресурсы, и время. Но ресурсы разворовали, а время потратили впустую… =(
Вернусь к даунтауну Торонто. К вечеру лёгкий туман сохранился, но это не мешало нам наслаждаться видами города. Впрочем, мы довольно быстро его проскочили — ограничение скорости на Gardiner сейчас 90 км/ч. Полвека назад было 50-60 км/ч. Тогда же, кстати говоря, в прессе развернулись нешуточные баталии по поводу сгущающихся пробок и того, насколько оправдано будет повышение лимита скорости.
Сейчас принадлежит телекоммуникационной компании Rogers, откуда и название
В Ванкувере, кстати говоря, есть Rogers Arena
Мы проехали даунтаун и вырвались в зону малоэтажной застройки. Здесь по правую руку можно увидеть ещё одну достопримечательность этого маршрута: склон газона, на котором цветочными клумбами выкладывают всевозможную рекламу и разнообразные девизы и приветствия — Торонто очень доброжелательный и приветливый город.
Ещё немного по Gardiner. Желающие могут использовать carpool в левом ряду. И вот мы сруливаем на Queen Elizabeth Way — именно по этой дороге нам ехать почти до самого конца. Перед самым мостом, ведущим уже на американскую сторону нам нужно свернуть в стороны, чтобы оказаться в парковой зоне вокруг Ниагары.
Уже вечер и стемнело. Почти в самом начале QEW проходит по двухкилометровому мосту над Уэллендским каналом (Welland Canal). По праву руку видны огни города Гамильтон (Hamilton — он один из крупнейших в Канаде — около 600 тысяч жителей), позади остаётся Бёрлингтон (Burlington), а по левую руку — бескрайние иссиня-чёрные просторы озера Онтарио.
Кстати говоря, мне всегда было интересно, а что же происходит вокруг Ниагары — куда пропадает вся та высота, с которой падает вниз вода реки Ниагара? Так вот есть такая вещь как Ниагарское нагорье (Niagara Escarpment) — оно тянется на протяжении довольно приличного расстояния и, кроме всего прочего, прикрывает «Зелёный пояс» Онтарио (Ontario Greenbelt), о котором я ещё расскажу отдельно.
И как раз меж нагорьем и озером Онтарио и проходит QEW. Последние две иллюстрации из Википедии: http://en.wikipedia.org/wiki/Niagara_Esc
К самой Ниагаре я, пожалуй, вернусь уже в следующей части дневника. Там будет меньше слов и больше фото =)
В ЖЖ:
Начало: День 1. Часть 1. Вылет в Канаду. Москва — Вена + содержание дневников
Ранее: День 2. Первый день в Торонто. Рассуждения о кризисе, налогах и недвижимости
Далее: День 3. Часть 2. Ниагара. Американская сторона против канадской стороны