День 4. Часть 1. Утренняя прогулка по Вадсё
13 июля 2012 года. Вадсё, Норвегия — Финляндия
К этому моменту уже было очевидно, что мой маршрут должен претерпеть изменения. Даже если новый велосипед, который мне ещё только предстояло получить в велосипедной мастерской, оказался бы крайне хорошим, всё равно я уже начал отставать не только от идеального плана, но и от резервного графика, который мне позволял хоть как-то успеть на поезд из Будё до Трондхайма (и дальше).
При этом, дополнительного внимания заслуживало то, что планируя свою поездку в тёплой московской квартире, я недостаточно серьёзно отнёсся к фактору норвежской погоды. Это потом мне говорили, что в этом году начало июля выдалось уж очень дождливым. В обычное лето дожди, всё-таки, идут не каждый день.
Пообщавшись со своими новыми знакомыми с вечера и подумав над проблемой ночью, к утру я решительно полез в сеть с желанием найти через CouchSurfing какой-нибудь постой на новом моём маршруте — я решил не ехать на Нордкап и срезать часть пути до Тромсё через территорию Финляндии и вдоль границы Швеции. Даже забывая о прохладной погоде северной Норвегии и постоянно льющем дожде (которого мне, в итоге, избежать не удалось) — там мне должен был ждать более пологий рельеф.
Закинув удочки, я решил добраться от Вадсё до реки Тана на автобусе. Маршрут пролегал чуть дальше нужной мне точки — до города Tana Bru, но, как мне сказали местные, водитель, скорее всего, должен был согласиться высадить меня чуть раньше, в посёлке Шкиппагура (Skiippagurra — красивое название, да? =)). Вдоль Тана, которая, кстати говоря, на языке саами называется «большой рекой» — оригинально, да? — мне надо было по финской территории доехать до второго моста ведущего обратно в Норвегию. Первый мост расположен в городке Утсйоки (Utsjoki) — одном из самых северных районных центров Финляндии. Второй мост по ходу моего движения располагался в городке Каригасниеми, и это позволяло мне взять резко на запад и сделать остановку в норвежском Карашоке (Karasjok) — одном из самых финских городов Норвегии.
Дальнейший свой путь я запланировал через Каутокейно (Kautokeino) — центр финской культуры Норвегии — и дальше, вдоль границы со Швецией, почти до самых Люнгенских Альп (Lyngsalpen). После этого мой маршрут должен был совпасть с изначальными планами.
Поскольку на утренние автобусы я не успевал — самый поздний из них уходил в 9:10, а велосипед мне предстояло забрать только ближе к часу — я решил стартовать в послеобеденное время, в 14:25. Переезд на автобусе позволял мне наверстать время, упущенное не только за этот день, но и за часть предыдущего. Всего час, с небольшим, пути, и я уже почти в 100 километрах от приютившего меня Вадсё.
Подъём около восьми. Где-то в 8:30 мы уже распрощались с Орьяном на одной из центральных площадей городка. У него, кстати говоря, тоже ожидался скорый отъезд из города. Буквально в один из следующих дней ему предстояло начать переезд обратно на родные Лофотены. Туда я тоже планировал попасть.
1-4. Порт Вадсё
Все фото: https://plus.google.com/photos/107296660648056387004/albums/5769960285997796049
5. Герб на одном из муниципальных зданий
6-7. Памятник местным трудягам
8. Компенсация недостатка фруктовых деревьев? =)
9. Опять церковь-айсберг, о которой я писал в предыдущей записи
10-12. По-моему я уже писал про домики, но это стоит отдельного упоминания — я не видел в Норвегии ни одного жилого дома, который был бы запущен и не ухожен. И, главное, многие из домов на этом фото построены сразу после войны!
До часа у меня был вагон времени, и я пошёл осматривать местные достопримечательности. Можно подумать, что в таком маленьком городке и смотреть нечего, но это совершенно не так. Правда, скорее, можно сказать, что достопримечательности располагаются на самой окраине — на острове Вадсёйя (Vadsøya).
Именно оттуда в 1926 и 1928 годах отправлялись экспедиции Нобиле и Амундсена на дирижаблях к Северному полюсу.
13. Вот, как раз, вид издалека на отправную мачту для дирижаблей
Судьба города во время Второй Мировой Войны заслуживает отдельного рассказа. Несмотря на постоянные бомбардировки, здесь, в центре, устояло немало деревянных домов. В том числе, некоторые из них теперь являются музеями как характерные примеры быта XIX века.
Кроме того, остров у города сам по себе является достопримечательностью. Мало того, что именно он дал название городу — старонорвежское его название звучало как Vatnsøy, что можно перевести на русский «остров с питьевой водой». И на острове, действительно, обнаруживаются очень древние поселения. Но этот остров известен ещё и среди многих орнитологов мира — здесь можно застать очень много разных птиц. В этом, последнем, я, конечно, совершенно не разбираюсь, но заглянуть туда, в любом случае, стоило.
Скажите, а некоторая созвучность норвежского vatn и русского «вода» — это не случайно?
В полдевятого утра все злачные места городка Вадсё ещё были закрыты, так что у меня, на самом деле, не оставалось других вариантов, кроме как прогуляться по островку Вадсёйя.
Народ, при этом, уже активно работает. Вот, к примеру, травку косят =)
Эти газонокосильщики, кстати говоря, придают особую прелесть местной атмосфере. Я уже писал о том, насколько пьянящим оказалось смешение ароматов северного хвойного леса, ягеля и морской воды. Здесь к этому всему добавился ещё и запах свежескошенной травы!
14.
15-17. Чайки
18. А эта птица издавала какие-то совершенно кошмарные звуки =)
19. Восход или не восход?
20. Опять церковь Вадсё показалась
На островок ведёт мост, где особенно характерно был заметен тот звук, который сопровождал меня на всём протяжении путешествия по Норвегии. Вот, я даже видео снял по этому поводу. Оператор я, конечно, никудышный. Звукорежиссёр — ещё хуже. Так что надо отдельно отметить, что главное здесь вовсе не порывы ветра, а вот это «тыц-тыц-тыц-тыц-тыц-тыц» на фоне — металлический звук от стука растяжек флагов по флагштокам. Он тут везде, это звук. Конечно же, в том числе из-за того, что ветер почти не перестаёт =)
21. Мост на остров Вадсёйя
22. Тут всюду расставлены таблички с пояснениями
23.
24-26. Птицы острова Вадсёйя
Остров имеет отношение и к путешествиям на дирижаблях — именно здесь была расположена (да и стоит до сих пор, пережив войну) мачта, от которой эти воздушные суда отчаливали.
27-28. Luftskipsmasta
29-33. Парк культуры и отдыха Вадсёйя =)
34-36. А вот я и до мачты дошёл. Тут мемориальные таблички, рассказывающие о походах Нобиле и Амундсена
37.
38.
39. Маяк там, что-ли?
40. Ещё один вид на городок с острова
41. Утро. Туман
42. Поселение на острове Вадсёйя
43-44. Хищник =)
45-48. Ещё всякая растительность
49. S-line
50. Последний взгляд на мачту дирижаблей
51.
52. Схема парка Вадсёйя
Кроме того, как я сказал, здесь можно найти ямы, в которых когда-то в доисторические времена располагались дома и очаги древних поселенцев (в этих ужасающих районах люди жили ещё 10 000 лет назад!). Если пройтись по другой части острова — там есть какая-то старая церковь и, вроде бы, какие-то следы русских или славянских поселенцев. Но туда я уже не дошёл. Замёрз и хотел догнаться завтраком в кафе. Не говоря уж о том, что мне ещё нужно было затариться в магазине на ближайшие два дня автономного путешествия.
53.
Через каких-то полчаса я уже дошёл обратно с острова до центра города, заглянул на почту и отправил открытку и посетил супермаркет — на ужин мне предстояло есть равиоли и сосиски.
Оставшееся до визита в мастерскую Арве время я потратил на морковный пирог в том же кафе, куда днём ранее меня завёл Орьян. Это крайне удивительно, но при всех моих поездках в Штаты и Великобританию я ни разу не пробовал это чудное угощение! В общем, я влюбился с первой пробы.
54. Ура! Морковный пирог! =)
55. Вот такое кафе в центре городка Вадсё
Постепенно подходило время посадки на автобус, и я отправился в ремонтную мастерскую. Там Арве успел заменить покрышки на колёсах моего «нового» б/у велосипеда — старые ему, как и мне, показались слишком рассохшимися. Впрочем, у меня нет никаких переживания по поводу его дополнительных трат, поскольку я ему оставил кучу запчастей, предназначавшихся для прежнего велосипеда =)
56. Велосипедная мастерская. Sykkel, как можно понять, это велосипед =)
57. Теперь оставалось только добраться до остановки и дождаться автобуса номер 515. Я, заодно, в очередной раз немного перепаковал свои вещи.
Поездка на автобусе и первые десятки километров на новом велосипеде, видимо, попадут во вторую часть дневника этого дня моего путешествия по заполярной Норвегии =)
Таблицу калорий тоже перенесу в следующую серию =)
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений