Качество голландского сервиса
Для москвича оказывается очень непривычным ощущать на себе всю мощь голландского сервиса. Будь то в магазинах, кафе, ресторанах или при заказе мебели через интернет.
Безусловно, многие вещи работают несравнимо лучше, но это скорее результат общего качества работы системы. Та же почтовая служба Нидерландов работает как часы. Я заказал микроволновку в MediaMarkt и на следующий день мне её доставил на дом сотрудник PostNL.
Но как только ты сталкиваешься с личным отношением, всё меняется. В целом тут всем, как бы сказать… пофиг. Нет, сотрудники выполнят свою работу, и ты получишь то, что тебе требуется, но…
То, о чём я хочу написать сегодня, базируется не только на наших с Соней наблюдениях, но и на дискуссиях, которые у нас состоялись со знакомыми и с некоторыми голландцами. То есть не то чтобы мы включили функцию сноба и свысока оцениваем происходящее вокруг нас. Ну, разве только самую малость.
В Нидерландах никто не будет расшибаться в лепёшку, чтобы заполучить дополнительного клиента. Приходишь в магазин – на тебя довольно долго могут не обращать внимание. В конце концов, ты пришёл, значит тебе что-то надо. Подойдёшь и спросишь. В Москве, бывает, сталкиваешься с другой крайностью – когда на тебя налетают консультанты только лишь ты переступил порог магазина.
В ресторанах и кафе обычно всех обслуживают одинаково неплохо, но порой тоже можно довольно долго прождать пока до тебя дойдут и примут заказ. А потом потратить ещё кучу времени пока тебе принесут счёт. Или меню с десертами. И здесь не принято давать чаевые, поскольку минимальная оплата труда не так уж плоха. Так что у официантов нет дополнительного стимула стараться, чтобы получить деньги за хорошее обслуживание.
Когда я давеча заказывал мебель в Икее, ближайшая возможность доставки нашлась только на дату через неделю после дня оформления. Это при том, что сама доставка стоила больше 40 евро. Никто не торопится. Да что мой заказ. Я хоть сумел выбрать в какой половине дня его доставят. А Сонин босс купил мебели на несколько тысяч евро и ему стали объяснять, что единственный доступный временной интервал доставки – с 9 утра и до 8 вечера. После длительного общения со службой поддержки и эскалации кейса до менеджеров, которые хоть могут что-то решать, ему всё-таки удалось сузить временной диапазон.
Уж не знаю какова глубинная причина такого отношения. Возможно влияет общее отношение голландцев к работе (которое я в полной мере разделяю), что первоочередное – это личная жизнь и семья. Работа является лишь инструментом, который позволяет обеспечить нормальное существование.
Опять же, нельзя сказать, что нидерландцы не приспособлены к работе или выполняют её не эффективно. Тут протестантская мораль явно оказала своё влияние. Если взять данные по созданию ВВП на рабочий час, государство находится в числе лидеров со своими $65/ч. У России – $25 в час.
Впрочем, есть одна категория бизнесов, где можно встретить чуть большее внимание к клиенту – это небольшие семейные предприятия. Видимо, если ты общаешься не с сотрудником на зарплате, а с равноправным участником дела, то и отношение другое.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений