День 1. Начало велосипедного путешествия по Норвегии
10 июля 2012 года. Москва, Россия. Осло — Киркенес, Норвегия
Подъём состоялся очень ранний — с 5:30 до 5:40 я боролся с будильником, а потом, вместо завтрака как-то слишком долго пытался найти карточку Сбербанка, которая крайне необходимо была мне в поездке для подстраховки. Завтрак, впрочем, тоже был, пусть и с некоторым отставанием от плана.
Тут, ниже, несколько фото дня, предшествующего отлёту — отдельную запись про последний этап сборов я уже не публиковал, так что оно попадает сюда =)
2. Новый руль «бабочка» на моём велосипеде
3. Уже с обмоткой — привет нашим украинским друзьям =)
4. Постепенно собираю велосипедный багаж перед тем как разобрать велосипед и упаковать всё в велосипедную сумку
5. Существенную часть этого барахла мне ещё предстоит упаковать =)
Все фото этого дня путешествия здесь: https://plus.google.com/photos/107296660648056387004/albums/5766577328120824881/
О подготовке к путешествию можно почитать здесь: http://stepan.ru/archive/series/2012-%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%B2%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D0%B0-%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B5/
В Шереметьево меня отвозил папа, и приехали мы туда как раз за 2,5 часа до вылета — ровно по правилам. Велосипед, запакованный в специальную сумку, я взвесил ещё дома на весах — она проходила по текущему лимиту в 23 кг, однако, после этого, я успел напихать в неё ещё кучу всяких мелочей. Куча эта дала ещё два килограмма и девушка на регистрации, мило улыбнувшись, попросила меня выложить часть вещей так, чтобы у меня было на 2 кг меньше в багаже. Она, правда, не уточнила, надо ли мне просто переложить всё в ручную кладь или оставить эти два кило в Москве. Что-то я, в итоге, оставил, что-то переложил в ручную кладь, которой у меня получилось две сумки и ещё полиэтиленовый пакет =)
К границе я направился увешанный тюками: рюкзак, велорюкзак и пакет со спальником, туристическим ковриком и прочей мелочью.
На проверке безопасности мне довелось улыбнуться ещё раз — передо мной молодой человек, вероятно, очень спешил на самолёт и оставил в лотке, куда следует выкладывать ключи и сотовые телефоны, свой посадочный талон. Я окликнул его. А чуть позже, когда уже я проходил рамку металл-детектора, в том же лотке я умудрился оставить не только свой посадочный талон, но и паспорт. Сотрудница службы безопасности широко улыбнулась этому казусу и подозвала меня обратно за документами.
Затем были ожидание, поиски розетки и нормального вайфая (и то, и другое я нашёл в «Шоколаднице» зала ожидания терминала E). И вот я уже бегу к своему 33-му гейту — пара часов пролетела так быстро, что я почти упустил время завершения посадки в самолёт.
6. Можно подумать, что они металлические — но нет, это такой крашеный пластик =)
Мог, впрочем, не торопиться. Вылет с первого раза не удался — сначала нас минут 30 мариновали в салоне самолёта, пока мы стояли у гейта — как сказал капитан, какой-то из блоков управления вышел из строя и они перезапускали системы. Затем мы направились к ВПП, но взлёт не состоялся — самолёт прокатился по полосе и покатил обратно к гейту. Тут нам объявили, что самолёт, скорее всего, будет заменён. Этого, впрочем, к счастью, не произошло — неработающий модуль заменили, и мы вылетели в Осло с двухчасовым опозданием.
7. Первая попытка. Надо сказать, что тот самолёт тоже не взлетел =)
Мне это всё было совсем не страшно, поскольку в Осло мне предстояли 6 с лишним часов ожидания рейса на Киркенес. Но у многих пассажиров нашего самолёта стыковки были в два часа и даже меньше — рыжая девушка, сидевшая за мной, на свой рейс так и не успела — мы приземлились в Осло уже минут через 15 после того как её следующий самолёт улетел. Бортпроводницы, впрочем, обещали, что всех пассажиров, которые опоздали на стыковки, доставят до пунктов назначения за счёт «Аэрофлота».
Два с половиной часа перелёта прошли вполне обыденно — виды из окна, газеты, которые я в последние годы читаю практически только в самолётах, книжки, еда (к сожалению, без горячего). В какой-то момент я поймал себя на том, что пытался выделить в бумажной газете слово, чтобы вызвать подсказку толкового словаря — вот что делает с людьми постоянное использование айпадов и прочих устройств с тачскринами =)
8-9. «Новая Ленинградка»
10-11. Это какие шведские острова, насколько я понимаю
Интереснее стало уже на подлёте к Осло — аэропорт Гардермоен расположен севернее столицы Норвегии в месте, живописно окружённом горами. Хотя в Норвегии практически про любой городок можно сказать ровно то же, разница лишь в том, что высота гор может довольно существенно меняться от места к месту. Меж этими хребтами лежат городки, посёлки, фермы, отдельно стоящие дома и особняки. Всё вокруг изумрудно-зелёное от засеянных, а местами уже и собранных, полей. Всё это, как крышкой чан, сверху накрывал плотный серый покров облаков, и солнце лишь местами прорывалось и выхватывало отдельные дома или посёлки.
12. Норвежская зелень
13. Вот эти белые точки — это скошенная зелень, собранная в пластиковые рулоны
14.
15. Вот та полоска леса на горизонте — это местные горы/холмы, которые накрывает низкая облачность
16. Терминал относительно небольшой, но жизнь здесь кипит =)
Несмотря на стремление пилотов наверстать потерянное время, опоздали мы на полтора часа. Я, конечно, никуда не торопился, однако даже меня медлительность норвежских пограничников начала в какой-то момент несколько удивлять. К этому добавилось ещё и то, что человек пять передо мной спрашивали и о приглашениях от людей, которым они ехали, и о бронях в гостиницах. В этот момент я как раз и сообразил, что не распечатал вообще никакой информации о брони в гостинице, с которой я получал визу (бронь эту я, впрочем, к тому моменту давно отменил). Не говоря уже о том, что о моей богатой истории путешествий в моём паспорте ничего не говорило — до того как в него попала норвежская виза, он был девственно чист!
К счастью, из череды людей, которых пограничник мучил вопросами (одного корейца даже повели куда-то в сторону, для дополнительного опроса), я сразу выпал — норвежец мельком пролистал мой паспорт, шлёпнул штамп и сказал «Welcome to Norway! Have a good day!» =)
17. Мой ненормированный багаж =)
18. Тут идёт мощная реконструкция, в том числе достраивают новый терминал
Как заведено в подобных ситуациях, мне сначала предстояло получить багаж и пройти через зелёный коридор, а потом зарегистрироваться на рейс до Киркенеса и вновь сдать багаж. К счастью, Норвегия относится к числу тех замечательный стран, в которых пройти регистрацию и сдать багаж можно не только за 2,5 часа до вылета, но и сильно раньше. Правда на стойке автоматической регистрации меня ждал неприятный сюрприз — за мной числилось только одной место багажа и это при том, что утром, сидя в «Шоколаднице» в Шереметьево я заплатил 15 фунтов стерлингов за дополнительное второе место (кстати говоря, эта сумма несколько приятнее аэрофлотовских тарифов, и это при всей общей жадности SAS!). Что ж делать, пошёл в очередь тех, кто не смог справиться с роботом и кому необходимо внимание живых людей =)
Милый молодой норвежец на регистрации багажа пару минут вникал в мою проблему, а потом ошарашил меня вопросом, нет ли у меня чека за оплату дополнительного места. Я объяснил ему, что оплачивал багаж за утренним кофе в московском аэропорту, и у меня не было ни малейшей возможности найти принтер на пути от Шереметьева до Гардермоена. Молодой человек несколько завис в этот момент, поскольку в их системе явно не было никаких данных о моём платеже. Тут я сообразил, что мне пришла смс из банка с информацией о платеже, о чём я и сказал клреку. Он обрадовался, попросил показать ему это сообщение, позвонил руководству, и сказал, что этого ему достаточно для подтверждения.
Вот, чёрт возьми, чтобы у нас где в такой ситуации служащие удовлетворились смс с подтверждением платежа от банка!..
Надо сказать, что в Норвегии очень много детей в аэропортах. Это я ещё не раз наблюдал за последующие дни. Много семей с детьми, и много семей больше чем с одним ребёнком — и все куда-то летят. Я такого, пожалуй, не видел даже в Штатах. В очередной раз с этим я столкнулся добравшись до стойки негабаритного багажа – мне же ещё нужно было сдать велосипед. Передо мной оказалось штук пять колясок разного пошиба, от тростей, до больших колясок для детей помладше. Все их надо запаковать и сдать ответственному сотруднику.
А уж сколько тут симпатичных блондинок — это вообще невероятно! =)
19. Очередь на проверку безопасности выглядела очень длинной, и я уж думал, что тут бардак как в Бангкоке пару лет назад, но тут всё очень хорошо организовано и быстро двигается
20. Всё для детей =)
21.
22.
23. Кто это я, к сожалению, не посмотрел…
24. Какие-то ещё композиции
25.
26. Attention please
27.
Оставшиеся часы до вылета в Киркенес я потратил на небольшой перекус, оплату местного сотового (который за несколько часов «высосал» 200 крон — около 1000 рублей — это, впрочем, отдельная история) и чтение книжек. А ведь в Киркенесе меня ожидал полярный день! Сколько раз я наблюдал белые ночи, но ни в полярном дне, ни в полярной ночи я ни разу в жизни не оказывался.
Температуру в Киркенесе пророчили в районе +10, что было ожидаемо (тем более, что речь идёт о вечере), но, всё же, хотелось бы чуть более тёплого воздуха.
28. Это наш самолёт
29.
До Киркенеса от Осло лететь примерно столько же, сколько лететь от Москвы до Осло — кто бы мог подумать, насколько Норвегия большая страна! Это расстояние около 2400 км, а ведь есть ещё куда двинуться к юго-западу от Осло! Правда, при этом, в самых узких местах расстояние от моря до границы со Швецией может составлять всего каких-нибудь 150 км!
Здесь уже нас перевели на «местный» формат посадки в самолёт — до трапа мы дошли от гейта пешком и, при этом, перешли по пешеходному переходу дорожку, по которой носятся аэропортовые заправщики, автобусы и тачки с багажом. Самолёт и здесь вылетел позже расписания из-за интенсивного трафика в небе. Два с небольшим часа в небе и мы касаемся взлётно-посадочной полосы одного из самых северных городов Норвегии. Что ещё более забавно, я вроде бы, ехал всё дальше и дальше от России, а тут оказался всего в 14 км от границы с Мурманской областью. Впрочем, и по пассажирам, ожидавшим посадки в самолёт в Осло было ясно, что это довольно «русский» рейс =)
30-31. Посадка на самолёт
32. Опять зелёная травка =)
33-35. Почти как из космоса =)
К счастью, несмотря на множество облаков по пути до Киркенеса, здесь, по крайней мере, поначалу, было вполне безоблачно и около 21:00 мы наблюдали солнце ещё довольно высоко в небе. Эка, впрочем, невидаль, такое и в Москве бывает!
36. Полярный день Киркенеса
37.
В аэропорту очень много русских, но даже объявления на русском языке не настроили меня на то, что ожидало меня на следующий день в Киркенесе (от аэропорта до города около 7 км).
Следующие три часа я потратил на приведение велосипеда в чувство. У меня возникли проблемы с цепью, да и не только с ней. Где-то около полуночи ко мне подошёл служащий аэропорта и спросил, в чём проблемы. Выслушав историю про цепь, передачи и тросики, он посочувствовал мне и сказал, что аэропорт закрывается на ночь, но «You may have your time» — типа, не волнуйся и не торопись, мы подождём, пока ты со всем справишься. Действительно, подождали. Более того, мужик поинтересовался, есть ли у меня вода для приготовления еды, и проводил меня в служебную комнату, где я набрал полную бутылку. И опять, чтобы наши российские служащие подошли к вопросу столь душевно и ответственно!
На выходе я поинтересовался, можно ли поставить палатку в окрестностях аэропорта, получил ответ, что никаких проблем и, более того, здесь рядом военная база, так что тут очень безопасно. С этим у меня был связан ещё один прикол на следующий день =)
38. Эти пограничные столбы символизируют близость границ Норвегии, России и Финляндии
Палатку я установил метрах в трёхстах от здания аэровокзала и довольно быстро упал спать, лишь самую малость полюбовавшись пробивающимся сквозь облака Midnight sun =)
39. Полярный день — солнце после полуночи