Самостоятельно путешествующие на самолёте дети
Сегодня у меня был совершенно новый и немного волнительный экпириенс. Хотя, так писать совсем неправильно, и я этим заявлением перевожу фокус с основного субъекта этих переживаний на себя. Моя дочка сегодня в первый раз жизни летела на самолёте одна. Причём путешествовала она по маршруту Санкт-Петербург – Амстердам. То есть со всеми вытекающими осложнениями, в виде необходимости общения на иностранном языке с незнакомыми людьми и прохождением границ.
Но мне тоже досталось переживаний. Рейс был около 5 утра по Питеру, так что полночи я не спал и ждал сообщений о текущем статусе от мамы дочки. Не то чтобы в этом был какой-то большой героизм.
С одной стороны, моя жена все свои тинейджерские годы путешествовала одна, и я слышал немало историй об этом. Родители сделали ей доверенность у нотариуса, чтобы она могла без сопровождения выезжать за границу и, к примеру, ездить в Киев.
Киев, впрочем, не Амстердам. Да и я сам никогда не имел подобного самостоятельного опыта. В первый раз я полетел один, без родителей или группы, когда мне уже было почти 16 лет. Соне скоро исполнится 13.
Её возраст, кстати говоря, имеет довольно большое значение в этой истории, поскольку, как оказалось, KLM требует, чтобы всем детям до 15 лет была оформлена услуга сопровождения – Unaccompanied Minor service. У нидерландской авиакомпании одни из самых жёстких правил на этот счёт. По крайней мере в сравнении с некоторыми другими, вроде Lufthansa или Finnair. Те разрешают детям летать самостоятельно с 12 лет.
Отдельным сюрпризом оказался тариф на сопровождение. Во время бронирования билета (а сделать это можно только по телефону или в агентстве, но не через сайт авиакомпании), мне сообщили, что полёты в Россию считаются трансконтинентальными, так что с меня возьмут по 150 Евро за каждый сегмент дополнительно к основному тарифу. Изначально я рассчитывал заплатить по 100 евро в каждую сторону. Но этот тариф, получается, действует только для сран Европы восточнее и южнее России. Интересно, а для Украины тоже 150 евро за сегмент?
Кстати говоря, что Lufthansa, что Finnair, берут по 60 евро за сегмент, если лететь с сопровождением. Так что даже при полёте со стыковкой должно получиться дешевле. Я, правда, не проверял, не считают ли они полёты в Россию трансконтинентальными. Тогда будет 100 евро за сегмент.
Перелёт
В итоге всё прошло гладко и без проблем. Дочка изначально волновалась, но прилетела с радостным задором в глазах от состоявшегося приключения. В Питере её приняли у мамы. Там надо было приехать не менее чем за 90 минут до вылета, чтобы хватило времени на все формальности. Однако этот этап прошёл быстро и потом они гуляли по аэропорту пока не остался час до назначенного времени отлёта.
У стойки регистрации Соню принял сотрудник аэропорта и без очереди провёл через границу. У гейта он передал её бортпроводникам, которые весь полёт оказывали ей дополнительное внимание (ещё и соседние места оказались свободными!)
Следующая передача состоялась уже в Схипхоле. Здесь сотрудник посадил её на электрокар и быстро домчал до зоны пограничного контроля. Из всех вопросов самым настойчивым был о том, как зовут папу. Что, в общем, можно понять – самая простая проверка в данном случае. Но и здесь все формальности прошли очень быстро.
Я в этот момент уже был в аэропорту, и когда мне позвонил Сонин сопровождающий, быстро подошёл к указанному месту. Он проверил мои документы, попросил оставить подпись на бегунке и передал мне на руки ребёнка вместе пакетом её документов.
Дочка сразу же радостно сообщила, что так лететь гораздо проще и быстрее, поскольку везде проводят без очереди =)
Теперь надо чтобы и обратный перелёт состоялся столь же гладко, для закрепления опыта.
Про Аэрофлот и документы
В комментариях на фейсбуке мне написали, что у Аэрофлота услуга сопровождения стоит 40 Евро за сегмент при полётах за рубеж. К сожалению, из Питера нет прямых рейсов Аэрофлота (и а/к Россия, которая принадлежит Аэрофлоту) в Амстердам. Так что ради экономии пришлось бы лететь со стыковкой в Москве.
Соня летела с двумя разрешениями на выезд. Одно я сделал ещё в начале этого года, на выезд за рубеж (с огромным перечнем стран и территорий) без сопровождения. Оно действительно до достижения 18 лет (да, так можно сделать). Другое сделала мама перед этой поездкой. При этом нотариус настояла на том, чтобы разрешение было оформлено на «сотрудников а/к KLM». Опять же, в комментариях я вижу, что разрешение на выезд именно в такой форме могут потребовать на российской границе. Хотя, по идее, должно быть достаточно разрешения на выезд без сопровождения от одного из родителей. Но тут уж лучше перестраховаться… В дополнение к разрешению нужно и свидетельство о рождении. Об этом важно помнить если ребёнок летит из-за рубежа в Россию, а потом возвращается домой. Дополнительные комментарии можно найти здесь и здесь.
В полном пакете документов были:
- загранпаспорт;
- свидетельство о рождении;
- страховка;
- два разрешения на выезд, от каждого из родителей (формально требуется только одно);
- специальная форма от авиакомпании на сопровождение ребёнка (в четырёх экземплярах).