Велосипедная Европа. Лоббирование велодорожек в Брюсселе
18 июля 2013 года. Брюссель, Бельгия
Мне повезло оказаться в Брюсселе буквально за пару дней до момента отречения короля, и во многих местах города можно было застать бурную деятельность по подготовке к национальному празднику, к которому подгадали восхождение на престол сына прежнего монарха. В эту поездку, несмотря, вопреки, а порой и благодаря всем тем накладкам, которые ждали меня на пути, я попал в невероятно число разнообразных интересных историй. Это относится и к тому, чем я занимался в столице Бельгии.
Нет, конечно же у меня не было никаких встреч в царственными особами, однако, как неожиданно выяснилось, именно на утро четверга, 18 июля, был назначен старт очередного велопробега Dynamobile – группа из примерно 100-150 велосипедистов каждый год проезжает по территории Бельгии и части Франции, встречается с политиками и городскими чиновниками, обсуждает вопросы велосипедной инфраструктуры и пытается решить местные проблемы. Это удивительным образом перекликается с тем, что я хотел получить от своего путешествия. Правда бельгийское движение, конечно, действует гораздо более профессионально и организованно, чем я.
Кроме старта велопробега, который состоялся ближе к десяти часам утра, на 8:45 был назначен общий сбор для проведения чего-то вроде митинга, совмещённого с лоббированием новых велодорожек. Здесь мне довелось понаблюдать и за лидерами велосипедного движения, и за чиновниками муниципалитета Брюссель – за высоким руководством мэрии города. К сожалению, я довольно мало могу понять, когда говорят по-французски, поэтому мне приходилось довольствоваться частичным переводом, который обеспечила моя спутница, Аурелия Виллемс (Aurelie Willems) – она одна из сотрудниц франкоговорящей ассоциации велосипедистов Бельгии. Или ассоциации франкоговорящих велосипедистов – поди ж тут разбери, когда часть страны хочет говорить по-французски, другая же предпочитает голландский язык и договориться им толком не удаётся. По этому поводу даже существует именно две ассоциации велосипедистов – Gracq, которая действует на юге, и Fietsersbond, осблуживающия интересы велосипедистов севера страны.
Судя по всему, чиновница мэрии, говорившая больше всего, была бы рада расширить велосипедную инфраструктуру. Её проблема лишь в том, что она хотела бы одновременно расширить и пешеходную, и велосипедную инфраструктуру. А, при таком подходе, если не сносить здания, ничего не добьёшься. Основная линия доклада вела к тому, что надо пытаться придумать как проложить в городе новые велодорожки, но следует стараться делать это так, чтобы число автомобильных полос не сократилось.
Конечно, участницы велосипедных ассоциаций (а мне, почему-то, довелось общаться с четырьмя прелестными девушками – и это при том, что женщины составляют лишь 30% от общего числа велосипедистов), были страшно недовольны таким подходом. Их можно понять, некоторые уже существующие велодорожки им приходилось отстаивать годами, и сейчас они находятся в рамках всё того же вялотекущего процесса, но по поводу ещё не обустроенных улиц и бульваров бельгийской столицы.
При этом, конечно, нельзя сравнивать неторопливость местных властей, их нежелание притеснять автомобили, с тем, что происходит в Москве. Судя по комментариям человека, у которого я остановился, всего за пять последних лет в Брюсселе ситуация с автомобилями радикально переменилась. Цены на парковку вовсе не падают, а количество парковочных мест в центре целенаправленно и планомерно сокращается. Конечно, делается это не просто расстановкой запрещающих знаков. Освободившиеся площади чаще всего выделяются под пешеходные зоны, площади, на которых располагаются ресторанчики, и, в какой-то мере, под велосипедные нужды – на велодорожки, парковки и пункты местного байкшеринга Villo.
У меня нет уверенности, что именно в этот раз велосипедистам удалось отстоять ещё какой-то небольшой новый кусочек инфраструктуры, но я был рад посмотреть на этот процесс неторопливого диалога, в рамках которого город постепенно меняется, при участии большого количества разнообразных людей, включая самых обычных горожан. На встрече, которая проходила во внутреннем дворе городской ратуши, собрались совершенно непохожие люди – и очень молодые, и пожилые, и те, кто много мотается по велосипеду по стране, и обычные городские велосипедисты, проезжающие не больше пары километров в день, использующие только прокатные велосипеды.
После речей, напитков и проводов участников велопробега, мы сели в небольшом кафе ещё немного поболтать о том, как Брюссель изменился, и чего ещё не хватает велосипедной инфраструктуре города и страны. После всех встреч предыдущих дней трудно было найти какие-то свежие мысли и подходы, но, с другой стороны, именно такие беседы по крупинке расширяют общую базу знаний, и, благодаря им, часто общая картина оказывается более полной, чем было до того.
Бельгийцы всё ещё борются за то, чтобы с велосипедами можно было спокойно ездить в электричках. Пока до этого далеко – в отличие от Германии и Нидерландов, здесь не только мало мест для велосипедов, так отсеки, куда их следует помещать, закрывается проводником на ключ, и, при посадке, их надо умудриться открыть за ограниченное время остановки.
Если говорить о временных горизонтах, то активный процесс здесь начался не как в Нидерландах, полвека назад, а в конце 90-х годов XX века. До того город-миллионник считался одной из самой «пробочных» европейских столиц. Сейчас здесь можно увидеть немало велосипедов на улицах, а в центре города движение стало несколько более спокойным. Правда, в основном, из-за того, что на машине туда ехать довольно дорого. В принципе, такие ориентиры по срокам разворачивания системы и радуют, и расстраивают одновременно. С одной стороны, это значит, что в Москве вполне реально ожидать появления стройной и разветвлённой велосипедной инфраструктуры во второй половины 2020-х годов. С другой стороны, конечно же хотелось бы иметь возможность свободно и безопасно перемещаться на велосипеде по нашему городу ещё до того как мне исполнится 40 лет =)
Другой интересной деталью, которая открылась мне благодаря Аурелии, стали результаты исследования аварийности в на улицах с односторонним движением. В Бельгии, как и во многих западноевропейских странах, велосипедистам всё чаще разрешают ездить по улицам с односторонним движением навстречу автомобильному потоку. Не только разрешают, но и кладут соответствующую разметку. Как оказалось, количество аварий, при подобном встречном движении по односторонней улице, гораздо ниже, чем случается при попутном движении. Судя по всему, визуальный контакт помогает и водителям, и велосипедистам избежать неприятностей. Пусть даже двухколёсный транспорт движется здесь по «встречке».
Надо будет обязательно вернуться в Бельгию, прокатиться и по Брюсселю, и по различным другим уголкам этой небольшой, но разнообразной страны. Отмечу только, что многим российским велосипедистам характер движения в столице страны может показаться несколько непривычным, поскольку уж очень много где для покрытия мостовых применяется брусчатка. Я так и не рискнул проехаться по этим улочкам в этот раз =)
Закончился мой визит в Брюссель на южном вокзале города. Поезд Thalys – скоростной маршрут в Париж и многие другие города этой части Европы. Велосипеды здесь провозить нельзя, так что пришлось запаковывать мой транспорт в сумку. Я это, правда, немного недоделал. По правилам груз должен укладываться в 120х90 см по длине/высоте. Если бы я снял не только переднее колесо, но и заднее, то всё укладывалось бы в норматив. Впрочем, и без этого проводник мне ничего не сказал.
А перед посадкой, на перроне, я видел Stromae в прикольной разноцветной рубашке =)
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений