Cвою тягу к автомобильным путешествиям я начал реализовывать буквально с первой недели после получения прав — сразу же отправился из Москвы в Санкт-Петербург. С тех пор я успел поездить по России и странам СНГ, заезжал в Восточную Европу, ездил на Урал. Конечно же, я брал машину напрокат в тех странах, где оказывался. И в Восточной и в Западной Европе, в Северной Америке. Я связывался и с маленькими конторами локального масштаба, и с крупными, давно известными агентствами вроде Sixt, и готов поделиться с вами своими наблюдениями о прокате автомобилей в США и Канаде.
Северная Америка на автомобиле
США и Канада — страны, практически идеальные для автомобильных путешествий. Большие расстояния, разветвлённая сеть дорог, разнообразные климатические зоны, совершенно не похожие друг на друга штаты и провинции. При этом, однако, понятно, что если по Европе можно ездить и на своей машине, то в Северную Америку её так просто не доставишь. А даже если планировать доставку своей машины в США, то это уже совсем иное приключение, существенно отличающееся от обычного отпуска.
Можно, конечно, пойти тропой бекпекера или сесть на велосипед — это, естественно, сэкономит кучу денег, однако сильно сократит доступность всевозможных достопримечательностей или существенно растянет время поездки. Шутка ли, чтобы объехать вокруг США на велосипеде лучше закладывать от шести месяцев до года! Путешествие на велосипеде с Запада на Восток, с посещением нескольких городов, как на побережье Атлантического океана, так и на стороне солнечной Калифорнии, потребует от вас 2-3 месяцев свободного времени.
И ведь всё это можно объехать на машине за 3-4 недели, что уже вполне укладывается в рамки обычного отпуска! Я помогу вам разобраться с тем, как не ошибиться и не выйти за рамки бюджета, если вы выбрали автомобиль в качестве транспортного средства для отпуска в Северной Америке.
Прокат автомобиля
Что же сделать для того, чтобы весь бюджет поездки не ушёл на прокат автомобиля, и потом ничего не осталось на жильё, еду, достопримечательности и сувениры? Есть целый ряд моментов, о которых следует помнить, арендуя автомобиль в США. Понятно, что затраты на аренду в автомобильном путешествии являются не единственной статьёй расходов на машину — есть ещё оплата бензина и много разных мелочей. Но, в любом случае, именно аренда является самой существенной вложением отпускных средств, поэтому именно с неё я и начну, а об остальном кратко скажу в конце.
Для начала, пара слов о структуре цены аренды автомобиля. Она состоит из нескольких элементов, некоторые из которых присутствуют всегда, а какие-то могут появляться в зависимости от региона или даже конкретного места в городе, где вы решили арендовать машину:
- сам тариф за машину
- налоги
- сборы за дополнительные услуги (GPS, автокресло, багажник на крышу, шипованная резина или цепи)
- плата за удобное расположение офиса
- плата за возврат (если вы сдаёте машину в другом месте)
- могут быть также включены всевозможные пошлины, связанные с защитой окружающей среды, и всевозможные местные налоги
- иногда можно доплатить за «проездной» на платные автодороги — если, конечно, в регионе, где вы берёте машину, такие дороги есть
Страховка для машины
В Штатах, очень часто, в тариф не включают страховку, ни гражданскую ответственность (Liability Insurance Supplement (LIS)), ни страховку от повреждений арендованного автомобиля (Loss Damage Waiver (LDW)) – об этих важных тратах необходимо помнить. В разных штатах это устроено по-разному, поэтому всегда стоит поинтересоваться, включили ли хоть какую-то страховку в стоимость аренды. Без страхования гражданской ответственности ездить по США, как и у нас, нельзя.
При этом стоит заранее проверить – быть может, ваша кредитная карточка покрывает какую-нибудь страховку и тогда вам не придётся тратить дополнительные деньги на это. Однако такая страховка всегда действует, только если вы оплачиваете аренду именно по этой кредитке.
По поводу LIS сразу следует сделать лирическое отступление. Дело в том, что в Северной Америке эта страховка устроена не так как у нас – там страховка, скорее, оформляется на человека (или даже на семью), а не на конкретную машину. Таким образом все LIS-страховки, которые предлагают компании по прокату в США и Канаде проходят как Secondary – дополнительные к той страховке, которая у вас вроде как уже есть. В том числе поэтому вам могут дать машину вообще без страховки и даже не обеспокоиться тем, что вы не прикрыты – я так пару раз уезжал из офиса проката не застраховавшись по LIS. При этом, если вы оформляете LIS, тарифы на данную страховку в разных компаниях могут довольно существенно различаться и за этим тоже стоит внимательно следить, чтобы не заплатить лишние деньги.
Покупать ли вам LDW – это ваше личное дело. Но и здесь следует учитывать то, что некоторые компании предлагают эту страховку с франшизой – то есть даже в случае оплаты страховки, при порче автомобиля вам придётся оплачивать ремонт на сумму, скажем, в $100, $500 или даже $800. А уже только то, что сверх этой суммы покроет страховка. Некоторые фирмы, при этом, предложат вам варианты – выбрать полное покрытие или покрытие с франшизой, а также и размеры франшизы. В Штатах и Канаде, в отличие от Европы, страховка с франшизой, скорее, является дополнительной опцией к полной страховке LDW.
Кроме этих двух «автомобильных» страховок можно оплатить страхование своей жизни и своего здоровья — если вы считаете, что международная страховка, которую вы оплачивали перед вылетом, для вас недостаточна или если условия вашего договора кредитной карточки не предоставляют страхования в путешествиях. Кроме того, иногда имеет смысл оплатить дополнительную страховку в случаях, когда вы собираетесь участвовать в каких-либо автомобильных соревнованиях или просто выезжать за пределы основных дорог. Всегда в таких случаях стоит внимательно смотреть, какие ограничения как у вашей обычной туристической страховки, так и у тех договоров, которые вам предлагают в компании по прокату.
Существует несколько вариантов экономии на страховке. Во-первых, сократить расходы можно на КАСКО — LDW. Вы можете рискнуть и не оплачивать эту страховку вовсе, или же можете выбрать франшизу. Но, в любом случае, стоит учитывать, что стоить эта страховка будет $10-20 в день.
По поводу отказа от LDW поспешу предупредить — несмотря на то, что водят в Северной Америке вежливо и аккуратно, попасть в ДТП можно по той простой причине, что правила (и знаки) здесь довольно сильно отличаются от европейских. В какой-то момент можно просто не сориентироваться, повредить автомобиль и оказаться перед фактом неминуемой оплаты ремонта автомобиля.
Да, кстати говоря, если вы собираетесь заезжать в колоритные, но не очень безопасные районы, вам следует уточнить, входит ли в страховку Theft Protection (TP) – защита от угона.
Другой вариант экономии на страховке — заключение договора со сторонней страховой компанией. Это можно сделать как заранее, через интернет, так и уже на месте. Единственным недостатком этого пути будет то, что вам, в любом случае, сначала придётся покрыть убытки фирме по прокату автомобилей, а уже потом страховая компания будет рассчитываться с вами. В принципе, это может быть не столь критично, если вы оплачиваете поездку кредиткой с нормальной отсрочкой платежа дней в 100.
Кстати говоря, точно так же вам придётся сначала самостоятельно возместить ущерб и в том случае, если использовали страховку, обеспечиваемую кредитной карточкой.
Итак, при месячном путешествии на страховке можно сэкономить от $300 и более.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений