Запад: Восточная и Северная Европа

Путешествие на автомобиле по Восточной и Северной Европе

Совершенно очевидно, что нормальным автомобильным путешествиям по России препятствует отсутствие достойной дорожной сети. Когда до многих достопримечательностей приходится добираться по разбитому асфальту или грунту, это не может не остановиться добрую часть потенциальных путешественников — кому-то жалко машину, кто-то не хочет рисковать или не уверен в себе.

Множество моих знакомых московских автомобилистов никогда не выезжало за пределы Москвы и ближайшего Подмосковья. С питерцами ситуация чуть лучше — всё-таки упрощённый визовый режим с Финляндией и относительно быстрая дорога до границы имеют очень существенное влияние и хорошо стимулируют жителей северной столицы выбираться на автомобиле за рамки города. С другой стороны, это сложно назвать путешествием — скорее выходной выезд за покупками.

Как же, с наименьшими потерями, добраться до Европы и попутешествовать там? Ведь не секрет, что даже с учётом европейских цен на бензин, если ехать на машине вдвоём-втроём и выбирать гостиницы не в городах, а в стороне от оживлённых трасс, можно очень существенно сэкономить на своём отпуске.

Пути побега в Европу

Несмотря на обилие дорог, расходящихся в разные стороны от Москвы и Санкт-Петербурга (а что юлить, они и являются основными трассами Центральной России), вариантов выезда из России в Европу на машине не так уж и много. Я не буду говорить о южном маршруте, через Украину, Молдову и на Балканы, поскольку обилие границ и плохие украинские дороги (да и российские — тоже) превратят ваш отрыв минимум в двухдневное путешествие. Если вы, конечно, не планируете ехать сутками, сменяясь, не прерывая маршрута.

Остаётся четыре основных пути — два на севере и два на западе.

В Скандинавию на машине

Северный путь автомобилиста лежит через Питер. Мурманчане, конечно, могут, к примеру, пересечь границу с Норвегией и оказаться в Киркенесе, но для всех остальных — это слишком большой крюк. Мало того, что надо потратить как минимум день, чтобы доехать до погран-перехода «Борисоглебский», так ещё и проехать потом через Финляндию или Норвегию ещё день обратно на юг. И я даже не говорю о том, что КПП «Борисоглебский» уже и так захлёбывается, и без туристов из Центральной части России — в 2010-м году через него прошло 140 тыс. человек, в 2011-м — уже 200 тыс., а к 2014 норвежская сторона прогнозирует рост до 400 тысяч человек за год.

Если отмести все погран-переходы, которые действуют только для местных жителей, нам остаётся лишь несколько вариантов на границе с Финляндией — от КПП «Торфяновка», до Светогорска. Можно, конечно, забраться и севернее, однако я бы не стал связываться с карельскими дорогами и расстояниями.

Здесь остаётся лишь выбрать удачное время или менее нагруженный КПП. Наши власти, к сожалению, в отличие от белорусских, не в состоянии предоставить достоверную информацию о загруженности пограничных переходов в реальном времени, так что приходится полагаться лишь на народную самоорганизацию — в сети вполне можно найти ресурсы с информацией о длине очередей на границе России и Финляндии.

Дальше — по финской 6-ой или 7-ой дорогам можно добраться уже куда угодно — Европа, она не очень большая =)

Но через Питер есть и иной вариант автомобильного прорыва в Европу — на пароме. Отсюда можно отправиться и в Скандинавию, и в Западную Европу — всё зависит лишь от того, сколько у вас денег на это путешествие по воде и сколько вы на него готовы потратить времени. Ну и от конечной цели вашего путешествия, естественно.

От Москвы до Питера вы можете доехать за 8-10 часов. Объезд Санкт-Петербурга — ещё час. Путь до границы, которая находится недалеко от Выборга, займёт ещё часа 3-4. Итого, выехав рано утром и пообедав на подступах к Петербургу, вы можете вечером уже быть в Финляндии. Если это, конечно, не пятница или не день перед праздником.

Паром Санкт-Петербург — Стокгольм идёт около суток, так что если вам важен каждый час, лучше, всё-таки, доехать до Турку самостоятельно и там уже садиться на паром до Стокгольма.

Путешествие через Прибалтику

Вторым логичным и очевидным путём является дорога через страны Балтии. Здесь, к сожалению, можно порадоваться только за жителей Пскова, Санкт-Петербурга и Великого Новгорода — им, хотя бы, недалеко ехать. Всем остальным, особенно если ваш маршрут пролегает через мимо Москвы, придётся наслаждаться Волоколамским шоссе. Сейчас было немало новостей в московской прессе о том, что Новорижское шоссе реконструируют, однако, реконструировать собираются только участок длиной в 30 км. Дальше дорога, конечно, неплохая, однако длится эта радость лишь около 100 км — до Волоколамска. Затем начинается столь привычная для всех россиян двухполосная дорога, которая, в Тверской области, ещё и не отличается особой ровностью поверхности.

В принципе, на подступах к Европе тоже можно попробовать выбрать точку пересечения границы — можно просто продолжить прямолинейное движение, можно подняться севернее, в направлении Пскова, а можно и заехать в Белоруссию и пересечь границу уже оттуда. Дальше — все дороги перед вами. И паромы в разные точки Северной и Западной Европы, и, в конце концов, дорога на юг, мимо Калиниградской области в Польшу. Туда, правда, быстрее доехать через Белоруссию по Минскому шоссе.

Автомобильный маршрут Россия — Белоруссия — Польша

Здесь, пожалуй, можно проехать до границы с ЕС комфортнее всего. Если забыть о реконструкции Минского шоссе (или, наоборот, вспомнить о ней и выехать вне часов-пик), то практически на всё своём протяжении на территории России трасса М-1 выглядит довольно сносно. В Смоленской области, пожалуй, даже получше чем в Московской. Это уж точно нельзя сравнивать с тем ужасом, который творится на Федеральной трассе «Россия» — Ленинградском шоссе.

В Белоруссии дорога гораздо лучше — здесь вам предстоит ехать по трассе вполне европейского качества. М1 в Белоруссии, почти на всём протяжении платная, однако с 2011-го года для граждан таможенного союза на легковых автомобилях высотой до 210 см проезд бесплатный. 600 с небольшим километров по территории Белоруссии пронесутся довольно быстро — тут, на М1, практически везде установлено ограничение скорости 100 км/ч, а качество дороги позволило бы ехать и 200 (но не стоит этого делать — белорусская милиция бдит).

Дальше остаётся лишь выбрать место пересечения границы. Сделать это можно предварительно посмотрев данные в интернете:

Может оказаться, что несколько часов ожидания в очереди в Бресте, вполне разумно заменить небольшим объездом.

Правда тут, после пересечения границы, не стоит расслабляться. Если вы сразу же решите рвануть на юг, в сторону Словакии и Венгрии, то будьте готовы, к тому, что дороги в этой части Польши узкие и не очень хорошем состоянии.

Если же вы двинете на запад, то на проезде через Варшаву (объездом это сложно назвать), вам тоже придётся потерять какое-то время.

В итоге до относительно свободных и приличных дорог нужно ехать около 20 часов. Так может через Даугавпилс быстрее?

Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений