Путь от школы до университета в Северной Америке
Я хотел написать о выборе специальности для обучения в США/Канаде, однако начну с другого — с того, как мы выбирали Университеты, в которые подавать заявки. Даже не с этого, а с того, как именно в Северной Америке получают Высшее образование — в каком порядке и какие действия совершают.
Быть может для кого-то это и не будет откровением, но я, как обычно, по крайней мере немного структурирую свои мысли и тот ворох материалов и знаний, который мы с Соней набрали за последние месяцы поисков в сети и общения с американцами.
Есть множество разнообразных рейтингов, расставляющих университеты, институты и колледжи по разным позициям. Википедия пишет, что обилие рейтингов и различие в системах оценки подрывает доверие к системам оценки ВУЗов вообще. Мне так не кажется — по крайней мере, у каждого потенциального студента оказывается больше шансов найти шкалу мер, подходящую конкретно ему или же выбрать институт, подходящий по целому комплексу причин.
Начну с предисловия. В отличие от России, где никак не наведут порядок с ЕГЭ и форматом подачи документов (в прошлом году совершили очередную глупость — ограничили число ВУЗов, в которые можно подать заявку), в Штатах система давно налажена и "потребителей" — будущих студентов и их родителей — вполне устраивает. Ты можешь разослать свои данные хоть в сто университетов, однако надо помнить, что каждая копия аттестата из школы будет стоить отдельных денег, и каждая подача документов в новый ВУЗ тоже будет стоить некоторую сумму. Итого, на каждый университет или колледж придётся потратить несколько сотен долларов, что, при подаче документов в десяток организаций, может вылиться в очень круглую сумму.
Здесь, впрочем, проявляется ещё одно отличие модели обучения и модели отношения к учёбе и ВУЗам. У нас школьники идут получать высшее образование, потому что все вокруг так делают. Это ничего не стоит, поступление в государственный ВУЗ бесплатно, и, часто, не требует практически никаких усилий. В итоге мы имеем кучу людей, которые мало что умеют делать, однако хотят получать большую зарплату. Не скажу, что на западе все студенты сознательно выбирают программу или рассчитывают бюджет своего обучения и возврата денег, однако даже то, что подать документы влетает в копеечку, заставляет задуматься — а как я буду возвращать эти деньги? Себе, родителям, банку — это уже не важно.
Образование, когда за него платишь — это инвестиция в собственное будущее. Я, молодой дурак, даже когда учился на платном в России, не воспринимал учёбу в таком аспекте. Во-первых, я не умел зарабатывать деньги — однако тут я совпадал с большинством своих сверстников. Во-вторых, я не умел считать деньги (а может и не умею сейчас) — тут, в общем, тоже, что в России, что на западе надежды на молодёжь мало, хотя, конечно, социальный контекст влияет на отношение к этому вопросу. И, в-третьих, что очень важно, я находился в совершенно идиотском контексте бесплатного обучения. Нет, я не против бесплатных ВУЗов — в Германии, вон, вполне успешно существует система высшего бесплатного образования, но я против той выродившейся системы, которая образовалась у нас в России. По крайней мере, мне, молодому раздолбаю, она категорически не подошла =)
Итак, планируя учиться, ты знаешь, сколько денег потратишь на подачу документов (а быть может все университеты тебе откажут с первого раза), сколько денег ты потратишь на 4 года бакалавриата, сколько денег ты потратишь на жильё. Да-да-да, американцы искренне удивляются, узнавая, что общежития у нас, по сути, бесплатные. Не меньше они, правда, удивляются, узнавая, что предоставляют их только иногородним. Впрочем, второе связано с первым. Таким образом формируется дефицитный бюджет обучения. При этом, если ты не выбираешь какую-то общую специализацию и не метишь получить Bachelor of Arts, то ты примерно представляешь сферу применения своих знаний после обучения и, следовательно, знаешь какая тебе светит годовая зарплата. А значит известно за какой срок тебе удастся окупить свои (родительские) вложения. Есть, конечно, и у нас сознательные студенты, однако многим просто пофиг, что будет происходить ближе к концу обучения, в том числе и потому, что обучение ничего не стоит, а значит нет ни малейшего стимула после получения диплома как можно быстрее расквитаться с долгами.
Я, конечно, нарисовал несколько идеалистическую картину западного образования, и немного сгустил краски по поводу ситуации в России. Ничего не могу с собой поделать =)
Впрочем, я увлёкся. Однако, мне не избежать ещё одного лирического отступления — на сей раз, на тему колледжей.
Не следует думать, что колледжи в России и колледжи в США и Канаде — это одно и то же. У нас решили устроить очередную "потёмкинскую деревню" переименовав ПТУ в колледжи. При этом они, зачастую, всё равно остаются верхней ступень среднего образования, пусть даже и позволяют порой, перейти по завершении обучения на второй курс какого-то заштатного ВУЗа. Там колледжи оказываются (могут быть) элементом системы получения степени бакалавра. Бывают колледжи, которые дают только двухгодичное обучение (Community College, Junior College, etc.) — на выходе из них ты получаешь Associate Degree, которая является самой базовой ступенькой высшего образования. С ней можно пойти работать или же её можно использовать (засчитать кредиты или модули) в Liberal Arts College или университете для получения степени бакалавра.
Не следует думать, что колледжи — это что-то ниже достоинства нормального человека. Отнюдь! Да, часто обучение в колледжах стоит дешевле, чем в понтовых университетах, однако образование, полученное там, может быть не хуже, а то и лучше, чем на первых двух курсах университета. При этом, конечно, следует заранее учитывать и проверять программы перевода и пересчёта кредитов — не все университеты принимают 100% кредитов колледжей. Или не из всех колледжей. Об этом всегда можно и нужно посоветоваться с советником того университета и того факультета, где ты, в итоге, хочешь оказаться. Вообще, здесь никогда нельзя стесняться задавать вопросы сотрудникам колледжей и университетов — в конце концов, они могут помочь тебе правильнее подобрать программу в колледже для последющего перехода в университет. А это значит, что ты можешь сэкономить своё время и свои деньги не набирая лишние и не нужные предметы. Однако нельзя забывать и о том, что бюрократии и административной тупизны более чем достаточно и тут. Мне из одного симпатичного ВУЗа в Британской Колумбии в конце этого июня прислали дедлайны поступления на летний семестр 2011 года. Документы надо было подать в марте, а заплатить за учёбу в апреле! И как прикажете к этому относиться? =)
В итоге, многие университеты с большой радостью относятся к студентам, переходящим к ним из колледжей — меньше расходов на "общие" предметы первых двух курсов. Меньше расходов на преподавателей первых двух курсов — обычно это не профессора, а доценты, которым можно сильно меньше платить. И при всём при этом они получают гораздо больше выпускников-бакалавров! И здесь мы можем вернуться к системе рейтингов ВУЗов и выбору места для учёбы, но сделаю это я уже в следующей записи =)