Выбор карты для путешествия
Казалось бы, в век цифровых технологий вопрос поиска хорошей карты не стоит столь остро, как это было совсем недавно. Открываешь Google Maps или, скажем, Яндекс.Карты. Распечатываешь или сохраняешь скриншоты где-нибудь на планшете или телефоне. Можно даже проложить маршрут между двумя (на Яндексе) или многими (в Гугле) точками.
На деле всё гораздо более затейливо. Во-первых, гиганты поиска не могут обеспечить всей полноты и разнообразия информации на картах. Как бы они не старались «знать всё». Пешеходам интересно видеть точки и локации одного типа, велосипедистам — немного иного, а автомобилистам — третьего. Каждую группу дополнительно обслуживает множество нишевых сервисов, предоставляющих всевозможные интересные данные. Есть, впрочем, службы, которые могут предложить интересную информацию для всех категорий путешественников.
Но и на этом выбор не ограничивается. Конечно же, путешественникам доступны и старые добрые бумажные карты и атласы. Это уже дело личного вкуса, пользоваться ли ими, или проявить заботу о лесах бассейна Амазонки и отказаться от «твёрдых копий». Но следует учитывать, что и эта категория карт может предложить кое-что интересное — любой аудитории путешественников.
Карты в интернете
Многим путешественникам не годится ни точность, ни разрешение (если, скажем, говорить о спутниковой съёмке) карт, предоставляемых как гигантами вроде Google или Яндекс, так и открытых проектов вроде OpenStreetMap. И если, в первом случае, речь идёт о тех же проблемах, что всегда были в официальных печатных картах — положение объектов далеко не всегда соответствует реальности или, что не менее неприятно, слои спутниковой съёмки не идеально совпадают с данными рисованных карт, то в проектах OpenStreetMap или, скажем, WikiMapia, просто не хватает людских ресурсов, чтобы быстро описать и добавить все существующие на Земле объекты.
Это всё вовсе не означает, что всеми этими средствами нельзя пользоваться. Как раз наоборот. Но следует учитывать, что лучше пользоваться более чем одним вариантом карты и использовать каждый из них в различных целях.
Опыт многих российских водителей показывает, что информация о пробках и дорожном движении у Яндекса гораздо точнее, чем у Гугла. Но это не поможет вам, если бы будете искать эту информацию в Чикаго — Яндекс просто не имеет данных по большинству регионов, за исключением России, стран СНГ и, скажем, Турции. У Яндекса для многих зарубежных стран нет и детализации, необходимой для автомобильных (и, тем более, велосипедных и пеших) путешествий.
Перечень всевозможных сервисов, предоставляющих картографические данные довольно велик. Желающие могут посмотреть, к примеру, списки на страницах службы GeoHack — это один из проектов WikiMedia Foundation: http://toolserver.org/~geohack/ru/55_45_N_37_37_E_type:city?pagename=Moscow. Там же можно покликать на разные языки и убедиться, что перечень сервисов разнится ещё и для каждой страны.
Для России в качестве популярных вариантов указаны:
- Bing Maps
- Google Maps
- Loadmap.net (сканированные советские карты, начиная от 500-метровок и связанные с API Google Maps)
- OpenStreetMap
- Wikimapia
- Яндекс.Карты
Этот перечень, пожалуй, покроет практические все возможные запросы путешественников. Я не пользуюсь майкрософтовскими картами Bing (хватает Яндекса и Гугла) и до сих пор практически не использовал Loadmap — хотя, наверняка, этот сервис пользуется спросом со стороны походников.
Wikimapia отличается ещё и тем, что на ней пользователи имеют возможность отмечать полигонами множество разнообразных объектов. От гос.учреждений и ракетных пусковых шахт, до памятников и заповедников. Что угодно, что может представлять интерес хотя бы для кого-то. У такого подхода, конечно, есть недостаток — можно просто утонуть в подобном объёме данных. Однако если у вас есть известный маршрут, при помощи инструментов вроде викимапии можно найти немало интересных достопримечательностей вдоль маршрута.
К этому перечню я бы добавил ещё какие-нибудь сервисы для велосипедистов. При подготовке к своему велосипедному путешествию по Норвегии я пользовался сервисом BikeRouteToaster, но беглый поиск через Google по запросу ‘bike travel elevation map‘ даст вам более широкую выборку =)
- BikeRouteToaster
- Ride With GPS
- Map My Ride
- Bikely.com
- Gmap-pedometer.com
- Veloroutes.org
- Routeslip.com
Печатные карты
Как я писал выше, не следует полностью отказываться и от печатных карт. Во-первых, они будут доступны вам даже когда батарейка в вашем планшете или телефоне утратить последние остатки заряда. Во-вторых, сегодня часто картографам приходится искать всё более новые узкие ниши, чтобы привлечь покупателей и увести их с рынка цифровых карт. И это нередко порождает довольно интересные картографические образцы. С таким, к примеру, нам с Соней довелось столкнуться в Таиланде.
Таня Мисютина порекомендовала нам карту Нэнси Чендлер (Nancy Chandler). Мало того, что она яркая и забавная — по ней вполне прилично можно ориентироваться в незнакомом городе и здесь указаны все основные достопримечательности и магазины. Понятно, что города живут своей довольно активной жизнью, поэтому карты приходится регулярно обновлять. Что и делает Нэнси, в том числе при участии и помощи многих пользователей карты.
Таких примеров можно найти немало — просто этот показался мне одним из самых ярких =)
GPS-навигаторы
Нет сомнения, что удобным инструментом может оказаться и gps-навигатор. Тут, правда, как и в случаях описаных выше, следует внимательно выбирать карты, которые вы загружаете в навигатор. Есть те, что похуже, есть те, что получше. Это зависит как от точность, так и от количества и типов всевозможных отмеченных на карте POI — points of interest — достопримечательностей.
Конечно, если вы берёте машину напрокат, то у вас нет особого выбора — вы получаете ту карту, которая есть и не можете её изменить. Но если вы отправляетесь в путешествие со своим навигатором, всегда стоит предварительно побродить по форумам маньяков и гиков и попробовать подобрать наиболее подходящий для ваших целей вариант карты.
У навигатора, конечно же, есть все те же ограничения, что и у использования карты с телефона и планшета — включая и ограничения связанные со сроком работы батареи. Тут, возможно вам следует обратить внимание на дополнительные источники питания (их и на российском рынке немало) или, скажем, зарядные устройства с солнечными батареями или те, что работают от горения. Их лучше подбирать на американском рынке — и цены, и ассортимент будут гораздо лучше даже с учётом стоимости доставки.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений