Выбор лучших мест в самолёте
Вы отправляетесь в путешествие и хотите получать удовольствие от самого начала, до момента возвращения домой? В таком случае вам стоит уделить внимание не только проработке маршрута, выбору транспортных компаний и поиску самого удачного места постоя, но и всем тем этапам, во время которых вы перемещаетесь из одной точки в другую. Речь идёт об авиаперелётах, поездках на автобусах и в поездах.
Конечно, есть люди, которым переезд и перелёт приносит дискомфорт в любом случае, однако можно попробовать хоть как-то уменьшить негативное воздействие транспорта. И речь вовсе не идёт о том, чтобы обязательно занять в самолёте место у иллюминатора — у каждого свои предпочтения.
Заранее выбирайте место в самолёте
Первое, о чём следует помнить — существенное количество авиакомпаний на большую часть своих рейсов позволяют проходить регистрацию заранее. Более того, важно заранее проверить, за какой срок эта функция становится доступна на сайте авиакомпании. Иногда можно рассчитывать на выбор места прямо во время покупки, но это зависит, в том числе, и от конкретного посредника.
Для многих авиакомпаний – это срок в 23-24 часа до времени вылета, но есть и такие, где регистрация открывается за месяц и, попытавшись зарегистрироваться в последний день, вы можете обнаружить в списке свободных лишь одно место у самого туалета. Впрочем, может это именно то, что вам требуется?
На самом деле, даже если регистрация открывается за сутки, лучше не щёлкать клювом и при первой возможности мчаться к своему компьютеру. На популярные рейсы многие хорошие места могут разобрать уже в первые два часа.
Что же можно подразумевать под хорошими местами? Ниже я буду говорить в большей степени об экономическом классе, хотя, некоторые комментарии в равной степени относятся и к некоторым компоновкам бизнес-класса.
Место у окна
Я люблю следить за тем, что происходит вокруг самолёта. И на земле, и во время взлёта, и потом, когда мы уже набрали высоту. Самое сложное в этой ситуации то, что моей жене это тоже нравится. Поэтому каждый раз у нас возникают небольшие прения по тому, кто именно в этот раз сидит у иллюминатора. На длинных рейсах, можно, конечно же, меняться местами и получится, что никто не будет обделён.
При этом важно заранее узнать, на каком самолёте вы летите и где у него, например, расположены крылья и разные другие конструктивные элементы. Ведь будет обидно, если вы заранее побеспокоитесь о том, чтобы занять место у окна, но потом окажется, что весь вид вам перекрывает крыло.
Проблема в том, что далеко не на всех сайтах авиакомпаний схема салона отображается достаточно адекватно, чтобы пассажиру было ясно, с какими удобными и неудобствами ему придётся столкнуться. В этой ситуации помогут специализированные сайты, например:
Причём я бы рекомендовал пользоваться и тем, и другим. Если первый из них, на мой взгляд, имеет гораздо более приятный интерфейс, то второй предлагает более детализированную информацию по удобствам и недостаткам различных мест в салонах самолётов разных авиакомпаний.
Но может быть и обратная ситуация. Есть немало людей, которые боятся высоты или которым, к примеру, не принципиально где сидеть. Или, скажем, они не хотят беспокоить окружающих и любят побродить по салону самолёта, размяться во время долгого перелёта. Всё это следует учитывать когда вы выбираете конкретное место.
Место у прохода
Данный вариант может подойти не только описанным выше категориям граждан, но, к примеру, людям высокого роста. Если я не прохожу регистрацию заранее, а в аэропорту меня сажают у прохода, я радуюсь ничуть не меньше, чем, если мне удаётся сесть рядом с иллюминатором. Если не считать бизнес-класса — места у прохода практические единственные, где мне удаётся сидеть свободно, не думая постоянно о том, как же мне разместить ноги так, чтобы хватило места, скажем, ещё и ноутбук поставить на колени.
Но следует помнить, что и у этих мест есть существенный недостаток. Даже если вы садитесь у прохода только из-за того, что не любите беспокоить окружающих, помните, что вас наверняка не раз попросят встать и пропустить соседей за водой или в туалет.
Если же ваше кресло выступает, находится в крайнем ряду или на углу — будьте готовы к тому, что вас постоянно будут задевать
Место у аварийного выхода или в первом ряду
Есть места, которые будто специально созданы для пассажиров высокого роста — это места за сервисными островками, перед проходами или в районе аварийных выходов. Часто в таких зонах гораздо больше расстояние до следующего ряда или стенки. Следует, впрочем, учитывать, что на некоторых бортах такие места, наоборот, оказываются более узкими и зачастую они имеют гораздо меньше места для багажа (вы же не можете положить свою ручную кладь под впередистоящим креслом).
Сможете ли вы попасть на такое место — зависит не только от вашего желания и даже не только от вашего кошелька. Некоторые компании, к примеру, выделяют такие места только для пассажиров с детьми. И держат их свободными до самых последних минут регистрации, когда могут предложить остатки опоздавшим счастливчиками.
Различные варианты компоновки салона
Сейчас как раз тот самый момент, когда авиакомпании стараются всё активнее зарабатывать на дополнительных услугах. В их число попадает всё, что выходит за пределы базовой стоимости авиабилета. Да, многие компании до сих пор предложат вам обед и бесплатный провоз багажа (в определённых рамках), но существует невероятное множество тех, кто за это попросит деньги. То же относится и к хорошим местам в салоне. Часто можно увидеть, что те кресла, которые конструктивно имеют больше места для ног (у аварийных выходов или в первых рядах, к примеру), могут относиться к более продвинутому классу обслуживания и стоить больших денег. Во время предварительной регистрации вам могут предложить занять их, доплатив несколько десятков долларов.
Если не брать совсем маленькие самолёты, существует не такое большое количество основных вариантов компоновки салона. Скорее всего, вам придётся сталкиваться с самолётами, где кресла расставлены группами по три, по четыре или же по два.
Если вы путешествуете в одиночку или парой, всегда стоит побеспокоиться о том, есть ли места, сгруппированные по два — заняв одно из них или оба, вы автоматически избавляете себя как минимум от одного соседа =)
На не очень загруженных рейсах путешествующие вдвоём могут попробовать зарегистрироваться на рейс, заняв места у иллюминатора и у прохода (через одно, при трёхместной компоновке). В этом ситуации есть вероятность, что место посередине вообще не будет занято. При этом даже если между вами посадят какого-то пассажира, вы, скорее всего, без всяких проблем сможете поменяться с ним — большинство с радостью пересядет с центрального места на место у прохода =)
Важно помнить, что авиакомпании используют различные кресла и устанавливают разное расстояние между рядами. В некоторых случаях экономический класс одного перевозчика может оказаться более просторным, чем бизнес-класс другой компании. Ещё одна связанная с этим особенность — иногда рядом с аварийным выходом тоже есть сиденья (как на фото) и в этом случае вам, к сожалению, не удастся сидя на крайнем месте полюбоваться видами.
Каких мест следует избегать?
Кроме очевидных мест рядом с туалетами, есть ещё несколько групп, о которых следует помнить:
- места напротив сервисных островков — здесь, как и рядом с туалетами, гораздо более интенсивное движение пассажиров
- напротив туалетов посреди салона — такие места могут быть даже хуже задних рядов, поскольку здесь пассажирам, ожидающим в очереди, приходится стоять как раз напротив вас
- места в сужающихся частях салона могут быть более узкими — это зависит и от типа самолёта и от политики авиакомпании
- расположенные в районе стыка различных схем компоновки места могут быть неудобны из-за того, что за них часто задевают проходящие мимо пассажиры – такое случается, к примеру, когда в следующем ряду на одно место меньше, чем в вашем
- те же проблемы возникают с креслами, прямо за которыми расположен проход — пассажиры, проходя мимо, могут опираться на ваше кресло или же просто задевать его
- в зависимости от времени суток, может быть разумным сесть на борт самолёта, дальний от солнца — постарайтесь представить себе направление полёта и понять, с какой стороны солнце будет светить в иллюминаторы
Насчёт солца позволю себе лирическое отступление. Если самолёт будет лететь примерно по меридиану (или даже по-даигонали), то при полёте с севера на юг утром солнце будет по левому борту, а вечером — по правому борту. При движении с юга на север, соответственно, наоборот. Чуть сложнее дело обстоит если вы летите с востока на запад или наоборот. Тут, конечно, надо учитывать, что самолёты редко движутся строго по параллели, так что где-то солнце да появится. Кроме того, можно постараться учесть время года и полушарие — от этого тоже зависит то, с какой стороны вы будете наблюдать наше светило =)
Отдельно стоит обращать внимание на то, нет ли каких-то неудобств, связанных с расположением и размерами иллюминатора.
В некоторых рядах у кресел могут на подниматься подлокотники, что может быть неудобным если вы, к примеру, летите вдвоём.
Что делать, если не осталось хороших мест?
Бывает так, что во время предварительной регистрации приличных мест уже не осталось. Ни у окон, ни там, где много места для ног, ни даже у прохода. Иногда случается, что доступна вообще лишь пара мест.
С одной стороны, если вам важнее не беспокоиться о том, не возникнет ли у вас проблем с посадкой в самолёт, можно схватить одно из этих оставшихся мест и приготовиться к неудобному перелёту.
Но можно пойти на небольшой риск и не проходить предварительную регистрацию вовсе. И многие опытные путешественники рекомендуют поступать именно так. Вам надо лишь решить, стоит ли возможный бонус риска? В ситуации, когда самолёт совершенно переполнен и места перепроданы, вы можете попасть в нежданное приключение, если вас заставят ждать следующего рейса. Но существует и немалая вероятность того, что вас пересадят в бизнес-класс.
Подводя итоги
Основные правила банальны и сводятся лишь к нескольким пунктам:
- делайте всё заранее
- чётко понимайте, чего именно вам хочется
- рискуйте с умом
- старайтесь находить хорошее даже в непредвиденных ситуациях
Похоже на рекомендации в духе «как прожить жизнь и не жалеть», да? =)
Может у вас есть какие-то дополнительные рекомендации из собственного опыта путешествий? Кстати, если у вас есть какие-то советы про выбор мест в поездах и автобусах — буду рад любым комментариям. Про это я тоже планирую написать в скором времени.
Фото: kevin dooley / Foter.com / CC BY
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений