Отчёт о веломаршруте вокруг Серпухова
8-го мая я вполне успешно выбрался покататься на велосипеде в окрестностях Серпухова. За основу для моего маршрута я принял три маршрута из путеводителей «Вокруг света» по Подмосковью. Как я уже писал, основная проблема многих велосипедных путеводителей, которые я видел, в том, что они не рассчитаны на автомобилистов. В них все трассы проложены так, чтобы приехать на электричке и уехать тоже по железной дороге. Причём, скорее всего, по другой. То есть возможность кольцевых маршрутов исключается практически полностью.
Я не могу понять, такого подхода. Впрочем, возможно я просто не видел свежих изданий путеводителей. Если вы сталкивались с маршрутами, проложенными с учётом потребностей автомобилистов — я буду рад ссылкам на такие путеводители.
До Серпухова доехать нетрудно — около часа по Симферопольскому шоссе, и вы уже там. Кстати, не забывайте, что это дорога класса автомагистрали, так что там разрешено ехать 110, а не 90 км/ч. Многие об этом, судя по всему, не знают =)
Важный момент, который я недостаточно хорошо продумал — место парковки автомобиля. Оставлять машину просто на обочине первой встречной дороги как-то стрёмно. Впрочем, оставлять её припаркованной в каком-то незнакомом населённом пункте — тоже не очень приятная мысль. Но, на самом деле, других вариантов нет.
Другое дело, что стоит учитывать не только то, как стартовать от места парковки, но и то, как ты потом будешь возвращаться к своей машине. Я несколько неправильно прочитал карту в путеводителе и, в итоге, в конце мне пришлось делать крюк в несколько километров. Конечно, на этом объезде был спуск, но после спуска был и существенный подъём.
Если говорить об этом конкретном маршруте, то не стоит оставлять машину в Серпухове — от него на восток вас ждёт подъём. Там, где я её бросил, в Левашово, тоже не очень удобно оставлять автомобиль — к нему потом будет сложно вернуться, если не ехать той же дорогой, которой от него отъезжаешь. Сейчас я бы выбрал для парковки Данки — посёлок, в котором расположена администрация Приокско-Террасного заповедника. От него идёт дорога на север, параллельно Симферопольскому шоссе, по которой можно легко замкнуть кольцевой маршрут. Это всё, конечно, сократит маршрут километров на 6-7, но стоит об этом подумать. Если принципиально маршрут удлинить, то сделать это можно во второй половине пути — поехав от Игумново на юг, к берегу Оки. Но, пожалуй, обо всём по порядку.
http://maps.yandex.ru/-/CNSSFW4e
Мне, конечно, надо было внимательнее читать путеводитель и дважды подумать, прежде чем лезть на велосипеде на маршрут, где около 15 км надо ехать по просекам и ещё километров 5 по берегу реки. Возможно когда-то там можно было проехать спокойно, но сейчас это совсем не так. Маршрут, в итоге, получается грязевой и с переносами велосипеда на руках. Асфальтовая часть вполне приличная (за исключением последних километров десяти), движение относительно спокойное.
На отрезке до поворота на Арнеево встречается по несколько машин в минуту (речь здесь идёт о выходном дне), далее до Погарей — менее одной машины в минуту. От Игумново до Ссерпухова — несколько машин в минуту.
1. Мост над Симферопольским шоссе
2.
3. Симферопольское шоссе, вид не север
4.
5. Попадаются то сёла/деревни, то заброшенные дома
6.
7. Сразу видно, какой любимый вид досуга у некоторых местных жителей =)
Я стартовал, как я уже написал, в Левашово. Почти сразу после этого села дорога проходит над Симферопольским шоссе (без пересечений и съездов). До самых Новинок смотреть почти не на что, а там можно свернуть к реконструируемой церкви и издали понаблюдать за недавно перестроенным аэродромом гражданской авиации «Новинки». Аэродром частный, жизни особо замечено не было — не знаю, принимает ли он самолёты.
8.
9. Казанская церковь в Новинки-Бегичево
10.
11. Аэродром «Новинки»
12.
13.
14.
15.
По пути всё время встречались тренирующиеся лыжники. Видимо здесь база где-то есть неподалёку. Велосипедистов встречал буквально пару раз и ещё была местная ребятня на велосипедах.
До сих пор дорога была довольно ровная. Конечно, со спусками и подъёмами, но без особой крутизны. В путеводителе было указано, что до Погарей идёт грунтовая дорога, однако за четыре года её успели заасфальтировать, что не может не радовать. Дальше, правда, только просеки. Пишут, что просека на Мышенское ещё 4 года назад была завалена деревьями. Я, конечно, не проверял, что там. Мой маршрут лежал по другой просеке, на юг. С обещанной хорошей грунтовкой.
Здесь я сделал привал и перекусил немного =)
16. Местная детвора с велосипедами
17. Конец асфальта
18.
Сначала я надеялся, что, как и обещано, дорога станет приличной и можно будет неплохо ехать. Однако грунтовка была очень каменистой, местами размытой и раздолбанной машинами. В итоге, приходилось, то идти пешком, то месить грязь не слезая с велосипеда. В какой-то момент я кувыркнулся с него и сшиб рукой велокомпьютер, так что дальнейшие мои показатели скорости и расстояния были очень приблизительными.
За первые 4 км езды по просеке я напрочь растряс свою задницу — так, что сидеть в седле стало практически невозможно. Я уж не говорю о том, что выбор трусов оказался крайне неудачным. В следующий раз надо будет внимательнее подходить к вопросу выбора как штанов, так и нижнего белья.
Всю дорогу до сих пор меня донимали мухи, однако здесь, в лесу, они разыгрались не на шутку. Садились на меня десятками и совершенно не спешили улетать. И, главное, быстро ведь не поедешь, чтобы их просто набегающими потоками воздуха сдувало!
Зато, со всеми этими проблемами, я постепенно донастроил передачи на заднем колесе и тормоза. Удивительное дело — шестерёнок на велосипеде 6, а передач на переключателе — 8! Надо будет всё переделывать =)
19. Выглядит неплохо, но ехать очень тряско!
20. Здесь уже чуть хуже
В какой-то момент я залип на пересечении с другой просекой — никак не мог понять, мой это поворот или нет. В итоге, решил, что надо ехать дальше и проверить, что будет в ближайших двух километрах. А всё из-за того, что километраж сбился и я не могу ориентироваться на данные по расстояниям из путеводителя. Оказалось, что я правильно сделал, что не свернул. Эта просека, действительно, давно заросла. Хотя «моя» тоже была не в самом лучшем состоянии.
Нужный поворот налево уходил под острым углом. На самом деле, можно было продолжить движение прямо — это сэкономило бы и силы, и расстояние, но я решил пройти запланированный маршрут во что бы то ни стало. Не знаю, правильно я сделал или нет. В целом я, конечно, доволен, но устал сильно.
21. Нужная развился
После поворота мне было обещано ухудшение дороги, однако, как я уже говорил, время не проходит незаметно. Если за четыре года предыдущий этап стал сильно хуже то этот, почему-то, почти не пострадал. Здесь даже вполне мог ехать. И вновь, на очередной развилке я мог бы продолжить движение прямо, а не повернуть, и тогда потратил бы меньше сил на этот участок пути. Но я продолжил двигаться по намеченному маршруту — просека свернула на север, дорога стала сильно ухудшаться.
В определённый момент мне нужно было свернуть направо, на восток. Это должно было случиться перед полосой вырубки, происходившей несколько лет назад. Обещанные 2 км до места вырубки превратились в 3 км и на повороте я решил сделать очередной привал =)
Начал ехать я в 11:25, через час, в 12:35, я доехал до конца асфальта в Погарях. Здесь, ещё даже не у конца просек, я был в 14:35 и это было явным и существенным отставанием от планового графика. А дальше меня ещё ждал самый весёлый участок лесной дороги!
22. Поворот на последнюю просеку настраивал на нужный лад =)
23. Привал =)
24. Большая часть последних трёх километров выглядела так
25.
Коротенькое видео об этой части пути (ничего высокохудожественного):
В этот момент я уже нёс свой велосипед и гадал — в конце этого прямого отрезка дороги путеводитель обещал мне красивый вид. Оправдается ли это обещание и будет ли этот вид действительно красив?
И повлияло ли то, что я уже был хорошо уставшим и задолбанным, или там действительно симпатичный пейзаж, но мне эта «награда» понравилась. Правда вид этот должен быть очень сезонным — это сейчас, в мае, здесь раскинулось жёлтое цветущее поле, а что здесь происходит в другие месяцы?
26.
27.
28.
29. Эту автобусную остановку мне указали в качестве ориентира =)
30.
Об автобусных остановках, пожалуй, следует рассказать отдельно. Вроде я заехал не так далеко от Москвы, однако разница чувствовалась существенная. Дороги в более-менее приличном состоянии, однако всё вокруг них — совсем не столь хорошо. Многие автобусные остановки, которые я встретил, используются преимущественно в качестве мусорных бункеров. Концентрация «Жигулей» выросла значительно. Число пьяных мужчин, которых я встретил за этот выходной день, превысило всяческие мои ожидание. Число ужасно выглядящих женщин в стиле «это же дача, можно в халате ходить по улице», превысило даже число пьяных мужчин.
Всё это выглядит безотрадно и гадко. От мусора на обочинах и в лесу, до компании приятелей примерно моего возраста, сидящих и бухающих у родника, заставленного распятиями и иконами, и нещадно матерящихся в присутствии детей.
31. Починки
32. За этой «Волгой» поехал Cayenne такого же цвета =)
33. Вид на долину реки Лопасня
34. Церковь Михаила Архангела в селе Починки
35. Мне нужно левее — по берегу реки
36. Река Лопасня — пишут, что где-то здесь можно купаться, но мне верится с трудом =)
37.
39. Рядом с родником
Дорога вдоль реки с самого начала не предвещала ничего хорошего. И мусор, и камни — всё это было видно сразу. Я приготовился к среднему от того, что мне досталось в лесу. Однако всё оказалось гораздо хуже — этот маршрут облюбовали ездоки на квадроциклах. В итоге, вся прибрежная полоса, по всей ширине, разбитам этими транспортными средствами. Они, если прямой путь уже испорчен распутицей, берут немного в сторону, потом ещё чуть. В результате получается, что местами до 10-20 метров берега раскатано в грязь. Велосипедисту здесь пробраться довольно сложно. Да что там велосипедисту — здесь и пешему человеку идти непросто!
40.
41.
К этому моменту мои привалы стали уже слишком часты. Усталость сказывалась. В конце концов, я давно отвык к продолжительным силовым нагрузкам в течение светового дня. Моё походное прошлое уже давно завершилось и теперь форму надо долго и мучительно возвращать.
С другой стороны, в Барыбино начался хоть какой-то асфальт, пусть и сильно разбитый и местами смытый.
42. Здесь, вероятно, была/будет церковь
После нескольких спусков и подъёмов по довольно посредственной дороге, которая когда-то была заасфальтирована, я добрался до окраин села Игумново. Здесь на въезде даже не было указателя об этом — оставалось только догадываться. Село, когда-то давно, было вотчиной серпуховского Высоцкого монастыря. С 1800 по 1823 здесь строили церковь святых Флора а Лавра. Заново открыли её в 1996 году. Издали она выглядит симпатично, но вблизи видно, что ей явно недостаёт ремонта.
43. Церковь Флора и Лавра в селе Игумново
44. Я уже выбился из сил, а впереди ещё треть маршрута! =)
Дальше по маршруту я вставал буквально каждые пару километров и на каждом подъёме. Конечно, я радостно встречал спуски, но после спусков, практически ни одной горки я не одолел.
Проезд через Приокско-Террасный заповедник был безынтересным. В Данках я сделал привал, купил себе изюма и энергетик. К этому моменту дорога вновь стала паршивой — с постоянными поперечными трещинами, которые даже на автомобиле неприятны, не то что на велосипеде.
Как я написал в самом начале, было бы разумнее стартовать именно отсюда. Или, хотя бы, срезать здесь часть пути до Левашово. Однако я двинулся на Серпухов, неправильно прочитав карту.
После подъёма на выезде из местечка Данки я был обрадован долгим и быстрым спуском от Симферопольского шоссе, до самых подъездов к Серпухову — села Борисово. Там я и свернул, чтобы срезать несколько километров до Левашово. Всю эту часть пути уже шёл пешком, потому как на езду на велосипеде не хватало ни сил, ни желания. Места здесь совсем унылые, какие-то заброшенные базы, грузовики и частные дома. И опять пьяные мужики и бабы в халатах.
45. Ура! Вон моя машина на обочине! =)
Маршрут завершился около 20:00. Итого, более 8,5 часов мне потребовалось для преодоления 60-65 км пути. Из них около 20 км по бездорожью и около 20 км пешком (15 по бездорожью). Из этого времени около 4 часов заняло преодоление леса и берега реки Лопасня — то есть путь по грунтовкам.
Обратная дорога была ознаменована пробкой от Чехова и до Москвы. Точнее, несколькими пробками. Среднюю скорость, всё же, удалось удержать на уровне 70 км/ч.
46.
Впрочем, эти заторы ничто по сравнению с тем, с чем мы с Соней столкнулись почти точно два года назад, возвращаясь из Крыма. Мы попали в пробку тоже в районе Чехова и до нашей дачи в Салтыковке добирались ровно столько же, сколько ехали от Крыма — 10 часов =)
Подводя итоги поездки:
- ремонт велосипеда продолжается — часть узлов работает нормально, но многое надо настроить или вовсе заменить
- нельзя забывать крем от загара — бандану и платок на шею я не забыл, но руки и лицо у меня сгорели
- нельзя забывать сантехнический скотч и/или суперклей — мне бы не пришлось держать велокомпьютер постоянно в руке, если бы я мог его привязать или приклеить
- так же стоит брать с собой резинки и/или пластиковые хомуты
- необходимо покрывало, пластик или полиэтилен в машину, чтобы не пачкать салон грязными колёсами велосипеда
- желательно не забывать пластырь
- воды мне категорически не хватило — даже с учётом «дозаправки» полутора литрами на роднике; с другой стороны, рюкзак и так оказался для меня слишком тяжёлым =)
В следующий раз я буду выбирать преимущественно асфальтовый маршрут =)
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений