Неофициальная инструкция пользования велопрокатами Velobike.ru
За несколько первых дней июня, я успел пару раз прокатиться на красных велосипедах, составляющих новейший флот из примерно 1 000 двухколёсных транспортных средств, подготовленных московскими властями, при участии одного из банков.
Сама езда доставляет несомненное удовольствие, пусть, на мой вкус, велосипеды эти слишком неторопливы. Но, я же понимаю, что от них не приходится требовать возможностей шоссейников. При этом, пользование системой и общение со службой поддержки связано с некоторым количеством неприятных моментов, потому как разработчики не удосужились протестировать свой продукт, до того как вывели его на рынок. Впрочем, я не планирую заниматься одной лишь руганью, поскольку очень надеюсь, что за ближайшие недели самые критичные ошибки будут исправлены.
Это всё не отменяет того, что к инструкциям, развешанным на станциях проката, стоит добавить некоторые комментарии.
Регистрация в системе
Итак, для того, чтобы воспользоваться велосипедами из московской системы байкшеринга вам необходимо зарегистрироваться на специально созданном сайте http://velobike.ru. К сожалению, уже это отсекает всех потенциальных иностранных пользователей системы. На сайте абсолютно всё написано по-русски и у меня есть уверенность, что работники телефонной службы поддержки не смогут помочь англоговорящим гражданам (я уж не говорю про другие иностранные языки).
При регистрации необходимо внести на свой персональный прокатный счёт не менее 150 рублей. 100 рублей – минимальный (суточный) абонемент и 50 рублей – это минимальный остаток на счету, при котором вам выдадут велосипед в прокат.
На самом деле, оплачивать что-либо прямо при регистрации не обязательно – аккаунт вам создадут и без платежа, а деньги вы сможете внести и позднее. Если вы выбираете абонемент не на весь сезон (950 рублей), а на месяц (450 рублей), неделю (250 рублей) или день, то у вас поинтересуются, с какого числа должен стартовать период обслуживания. Хотя, и в случае сезонного абонемента поинтересуются, что не имеет особого смысла =)
Плата за пользование системой состоит из двух частей. Абонентская плата, о которой сказано выше, и почасовая оплата за прокат велосипедов:
- До 30 минут – бесплатно
- 31-60 минут – 30 рублей
- 61-120 минут – 90 рублей
- 121-180 минут – 300 рублей
- 181-360 минут – 900 рублей
- 6-24 часа – 1 500 рублей
К сожалению, в отличие от некоторых европейских систем вам не удастся кататься от станции к станции и регулярно менять велосипеды, чтобы оставаться в рамках бесплатных 30 минут. Минимальный интервал между прокатами составляет 15 минут. Я, правда, пока не знаю, означает ли это, что при меньшем интервале велосипед вам вовсе не дадут, или что два проката сольются в один, если вы не выдержите этот перерыв.
В системе предусмотрены штрафы за порчу, потерю и несвоевременный возврат велосипеда. Я не очень понимаю, как они будут их взимать, если невозможно точно установить, кто из сегодняшних пользователей испортил велосипед. Отдельной проблемой является то, что для регистрации в системе не нужно никакого подтверждения личности, кроме указания номера своего мобильного. А тут, как вы знаете, нет никакой проблемы купить симку на улице на стойках у наших среднеазиатских братьев.
Первый прокат
Итак, вы пробились сквозь систему регистрации, выбрали тип абонемента, положили на счёт какое-то количество денег и готовы отправиться в путь. Пока что прокаты сконцентрированы на Бульварном кольце и в некоторых местах в центре. Чтобы представить себе масштабы системы и то, придётся ли вам что-то платить, кроме абонентской платы, скажу, что от точки рядом с моей работой (Камергерский переулок), до прокатного стенда за номером 001 у станции метро Кропоткинская, я, вчера, в очень неспешном темпе, доехал менее чем за 15 минут. То есть всё Бульварное кольцо целиком должно как раз укладываться в те самые бесплатные полчаса.
В торце каждой стойки проката есть терминал, на котором необходимо ввести свой прокатный номер и пин-код. После этого система поинтересуется, чтобы вы хотели сделать – вероятно, взять велосипед! Вам предложат выбрать из числа тех велосипедов, которые сейчас припаркованы у стойки. Исходя из этого, лучше заранее пощупать доступные велосипеды, поскольку у них могут быть, к примеру, разболтаны сёдла.
После того как вы выбрали на терминале номер велосипеда, вам сообщают какой-то код, значения которого я так и не смог постигнуть (как сообщают в комментариях, это код от цифрового замка, который можно использовать, если вы решили ненадолго приковать свой велосипед где-либо =)). Вводить его решительным образом некуда, а чтобы забрать велосипед, вам нужно подойти к выбранному парковочному номеру и нажать на стойке светящийся зелёным контакт. Система не очень громко запищит и, в этот момент, велосипед надо выдернуть из стойки.
Вот и всё! В добрый путь!
Для возврата велосипед надо лишь воткнуть в стойку. Если с первого раза не получилось – попробуйте соседнее парковочное место.
Не знаю, насколько чётко работает система учёта, но я бы рекомендовал вам проверять в личном кабинете на сайте velobike.ru, завершился ли текущий период проката. Надо, впрочем, учитывать, что там информация обновляется с задержкой минут в десять.
Смена типа абонемента
С существенной проблемой я столкнулся когда решил сменить тип абонемента. Дело в том, что, для пробы, я заказал суточный абонемент, и откатал его 1 июня. Но ваш Личный кабинет не даёт возможности выбрать новый абонемент. Или, как это называется в системе, заключить новый договор проката.
Что ещё больше удручает – на сайте вам дают возможность зарегистрировать более одного прокатного номера в рамках одного личного кабинета, однако сделать с этими номерами вы ничего не можете. А я-то раскатал губу! Надеялся, что я, к примеру, могу, для одного денежного счёта, зарегистрировать сразу сезонный абонемент и суточный – на случай, к примеру, если я приглашу кого-то прокатиться с собой.
Для смены типа абонемента я связался со службой технической поддержки и далеко не с первого раза они подсказали мне, что необходимо зарегистрировать новый аккаунт (с теми же именем, фамилией, адресом электронной почты и номером мобильного) и выбрать там нужный абонемент. А деньги мне после этого перекинут на новый номер прокатной карточки.
Так я и сделал. В службе поддержки мне обещали, что эту проблему они стараются разрешить. Но неужто никому до запуска не пришло в голову, что человек может сначала захотеть попробовать, как работает система, а затем сменить план подписки?
Вопросы информационной безопасности
Это, пожалуй, самая печальная часть моего рассказа. Выше я уже писал, что никакого реального подтверждения личности не происходит. Но когда я перекидывал деньги со счёта на счёт, меня даже не попытались хоть как-то минимально проверить!
Я позвонил, сказал, что у меня есть новый номер проката. Сообщил его. Молодой человек спросил: «Вас зовут Степан Чижов?», я сказал, что так и есть. Он уточнил: «У вас на счёту такая-то сумма?». Я подтвердил. То есть они сами выдали мне всю информацию. И если кто-то подсмотрит прокатный номер, когда я ввожу его на терминале, он может что угодно делать с моими денежками. Правда, только в рамках это самой прокатной системы. Короче говоря, простой совет: не кладите туда слишком много средств =)
Работа сайта
Сайт пока очень сырой. Куча огрехов в формах личных данных и прочих мелочах. Новости странным образом обрезаются и оформлены довольно дико. В меню, почему-то, соседствуют пункты «Список карт» и «On-line карта» – и речь здесь идёт о совершенно разных картах! Первый пункт – это про те самые прокатные карты, которых, непонятно зачем, может быть более одной (именно там, кстати говоря, можно сменить свой пин-код, которые требуется и для входа на сайт). По второй ссылке вы можете открыть карту города, с нанесёнными на неё точками проката и статусами загруженности системы.
Очень надеюсь, что эту поделку приведут в порядок и, что тоже довольно важно, добавят английскую версию.
Работа службы поддержки
Не стоит, пожалуй, обижаться на то, что они отвечают лишь на четвёртый звонок. Это можно понять – в момент запуска система оказалась перегружена. Хотя, я теперь точно знаю, что в колл-центре работает как минимум четыре человека. Я имел честь беседовать с тремя девушками (с разными именами) и одним молодым человеком =)
Но и без этого хватает проблем. Сотрудники явно плохо проинструктированы. Мне два раза обещали перезвонить, уточнив какие-то детали работы, но так ни разу не перезвонили. Информация, которую мне сообщили 1 июня, не соответствовала действительности чуть более чем полностью. Даже в тех случаях, когда комментарии сотрудников службы приводили меня к позитивному результату, их нельзя было назвать полными или чёткими и ясными.
Когда вы звоните, робот предложит вам несколько вариантов. Довольно важного, связанного с вопросами финансового характера, там нет. Можете смело жать «1» в самом начале звонка – всё равно, как я понял, никакого распределения операторов там нет.
Не стоит ждать до конца прочтения текса с номерами роботом. Там вам предложат подождать ответа оператора (под милую музыку), но не надейтесь, что вы его дождётесь. Я пробовал раза три и ждал по несколько минут – без какого-либо результата. Короче говоря, сразу жмите «1» и где-то с третьей попытки вам ответят.
Итого
Системой вполне можно пользоваться. Я призываю всех завести себе абонементы – можно сезонные, в конце концов, 950 рублей – не такие большие деньги, а основные проблемы возникают лишь в самом начале (я надеюсь =))
Байкшеринг – это прикольно! Это полезно! Я с нетерпением жду, когда точка проката появится у метро Октябрьская – тогда я вообще без проблем смогу ездить на этих красных велосипедах на работу.
Велосипедному движению Москвы необходимо развитие, а власти будут растить инфраструктуру только если велосипедисты будут заметны. Активное использование уже существующей системы проката – это несколько тысяч велосипедистов на улицах центра города в день. Если верить статистике правительства Москвы за 2011-й год – это увеличение числа постоянных велосипедистов сразу в несколько раз (власти ссылались на то, что в Москве около 0,01% населения регулярно пользуется велосипедами в транспортных целях).
Постарайтесь справиться с существующими огрехами системы и пользуйтесь этой замечательной штукой – байкшерингом!
Полезные ссылки:
- Официальный сайт системы проката: http://velobike.ru/
- Перспективная схема точек проката (до конца 2013 года)