Аркадий Мацех, физик из Австралии: Четыре велика – это минимум
Сегодня Степан.ру публикует интервью с Аркадием Мацехом. Учёный-физик, работающий сейчас в Австралии, оказался одним из активных пропагандистов велосипедного движения и здорового образа жизни в ЖЖ и российском сегменте Фейсбука. Правда это совсем не обычные любительские покатушки – Аркадий активно готовится к триатлону.
Интервью публикуется несколькими этапами. В этой части беседы речь идёт о том, сколько же велосипедов нужно нормальному человеку и как дойти от обычных велосипедных поездок на работу до участия в триатлоне. Во второй части мы больше говорили про выбор велосипедных компонентов и о том, так ли нужно любителям гнаться за дорогим обвесом. Затем последует рассказ о некоторых особенностях австралийского велосипедного движения.
В ноябре Аркадий участвует в благотворительной гонке и собирает для участия 1 000 долларов. Желающие помочь собрать сумму могут сделать это на специальной страничке: https://sna.etapestry.com/fundraiser/Bravehearts/timetrial/individual.do?participationRef=759.0.339172387
Аркадий Мацех (А.М.): В Австралию я попал устроившись на работу. Но первую работу после аспирантуры я нашёл в Японии, где пробыл довольно долго. После чего нашёл новое место на Зелёном континенте, тоже по специальности. И уже больше года здесь живу.
В Японию я приехал из Новосибирска, где учился в Новосибирском Государственном Университете и в аспирантуре Института Теплофизики СО РАН. Там же и работал, в общей сложности, пять лет. А где-то через полгода после защиты диссертации я уехал работать в Японию.
Степан Чижов (С.Ч.): Какой у тебя был спортивный опыт, до велосипеда?
А.М.: С 11 до 14 лет я занимался боксом. Что-то вроде 11 или 12 боёв и 7 побед. В общем, довольно много. С 11 класса, и до конца 6 курса я занимался лёгкой атлетикой. Бегал на короткие дистанции 60-100-200 метров и у меня был 1-й разряд.
Потом был перерыв: семья, ребёнок родился, много работы. Лень, видимо, обуяла и я не занимался какое-то время.
На велосипеде начал ездить ещё в России. Конечно, я катался в детстве, на «Школьнике», на «Каме». А потом купил в Новосибирске какой-то неудачный велосипед в стиле «Ашан-двухподвес». Но катался немного, на работу – километров 5-6. А перед отъездом в Японию продал его.
Я бы не сказал, что в Японии я занимался велосипедом. Он был, скорее, как транспорт. Конечно, я налегал на педали, но целенаправленно к гонкам не готовился – всё в режиме поездок на работу (11 км в одну сторону). Ездил просто так. Километров 500-600 в месяц накатывал, но это нельзя назвать спортом, разве только фитнесом.
Австралия
А.М.: Переехав в Австралию я заинтересовался триатлоном и решил готовиться.
Купил здесь себе первый гибрид. До того я долгое время катался на горниках 300-долларового класса. Потом у меня был горный велосипед подороже, но я за него явно переплатил – он был примерно того же уровня. Этот, зелёный. Сейчас я решил избавиться от него, уже тысяч 20 отъездил. Больше не хочу в него вкладываться – всё разваливается. Одно починишь, другое сломается.
Поездив на горнике, я удачно и недорого купил себе гибрид. Тогда я начал ездить уже по-спортивному, побыстрее. Тонкие колёса, жёсткая вилка. Передачи повыше, так что можно было ездить побыстрее по дороге. Через полгода купил первые контактные педали и поставил на него. Он у меня и сейчас есть, правда, скорее, как гражданский велик, с обычными педалями.
Начал тренироваться и даже в триатлоне один раз участвовал на нём. А потом я купил два шоссера. Сначала TTшку, разделочный велосипед, дорогой, карбоновый, много на него потратил. Научился на нём хорошо ездить, натренировался, проехал тысячи полторы, может быть две. И стало жалко разбивать его на повседневные тренировки. Взял обычный шоссейный велосипед начального уровня с алюминиевой рамой за 750 долларов. Той же фирмы, но с компонентами почти самого нижнего уровня. Тот ещё был с разделочным рулём – рогаткой. А этот с обычным, баранкой. Как это ни обидно, он оказался почти таким же быстрым, особенно когда я поставил на него аэробары (рогатку), которые раньше стояли у меня на гибриде. При том, что стоит почти в четыре раза дешевле.
То есть основная функция – это ноги, а не велосипед.
С.Ч.: В особенности – хорошо разработанные ноги =)
А.М.: Да, если велосипед мало-мальски хорошо работает, не полный хлам, то, в конечном счёте, ноги тебя ведут, а не велосипед.
С.Ч.: Получается, сейчас у тебя четыре велосипеда в гараже?
А.М.: Нет, пять, но один из них уже полностью стал недвижимостью. На последнем внедорожном дуатлоне зелёный горный велик сломался уже практически терминально. Я даже с дистанции из-за этого сошёл. Но я, кажется, нашёл куда его пристроить.
От одного до пяти
С.Ч.: От одного велосипеда в Новосибирске ты расширился до пяти?
А.М.: Всё-таки, я в Японии тоже несколько сменил. Там пара велосипедов у меня было просто проходных. Я где-то на свалке брал их, более-менее прилично чинил и использовал. Впрочем, на одном я довольно много проехал – тысяч 20 откатал. Потом он сломался, рама треснула. Довольно кардинально его чинил, втулки менял. Он хорошо отработал, но когда рама треснула, понятно, что он уже не стоил ремонта и я его выкинул.
А этот, зелёный горный, который ты видел на фотках, я как раз привёл из Японии. Ему уже тогда 2,5 года было, но сейчас он уже совсем не ходовой. У него цепь винтом перекручена, один тормоз полностью сломался и переключатель передний погнулся. Оба – без надежды на починку.
Я нашёл благотворительную организацию – они собирают велики старые, чинят их и отправляю на Фиджи для бедных людей. Хочу им отдать. Выкидывать неохота, поскольку всё равно у него ещё какая-то ценность есть.
Получается, что у меня ещё горный хардтейл есть. Шоссер недорогой, его я всего 2 месяца назад купил, но уже около 1 500 км на нём проехал.
С.Ч.: А у австралийцев какие-то свои бренды если или откуда они велосипеды везут? Из Азии?
А.М.: Отовсюду доставляют. Из Европы и из Азии. У меня почти все велики Boardman. Единственное исключение – гибрид Giant. Вот этот шоссейник недорогой – он тоже Boardman. У них самоё клёвое качество за цену. Не знаю, как они это делают, но в сравнении с другими брендами, при одинаковом качестве цена у них процентов на двадцать ниже.
Я люблю покупать дёшево. Если я вижу какую-то завышенную цену, у меня всё прямо против этой покупки восстаёт. В России, правда, я смотрел цены на них, они тоже задраны.
С.Ч.: В России вообще цены на велосипеды высокие. И пошлины, и рынок маленький, и оборота б/у велосипедов практически нет.
А.М.: В любом случае, здесь, в Австралии, есть официальный реселлер и цены у них адекватные.
И вот я уже купил два шоссера, шоссе, всё-таки, это основной вид того, что я делаю. А тут магазин как раз закрывался – это случилось буквально 31 июля. Я к ним зашёл буквально за несколько дней до того – у меня слетела цепь и её заклинило. Как раз рядом с магазином. И там всё уже было распродано, из стоящих великов оставался только один, размера S. А я, как раз, маленький и он мне подошёл – другие-то его из-за размера и не брали, наверно. Примерил. Цена, невероятно хорошая. Он даже по регулярной цене уделывал велосипеды, которые процентов на 20-30 дороже. А тут ведь со скидкой, ещё процентов на 30 дешевле рекомендованной розничной цены.
Поскольку я Boardman уже попробовал к тому моменту и понял, что оно того стоит, я и взял его без раздумий. Схватил и убежал. Горная езда у меня не основное занятие, но когда я остался без МТБ-велика, сразу как-то тоскливо стало, что в лес на пересечёнку уже не выбраться покататься или на соревнованиях не погоняться.
С.Ч.: Денег, всё же, оставил, наверно? =)
А.М.: Конечно =)
1 300 австралийских долларов он стоил. Но я смотрел цены в России, дешевле чем за 2 200 его не купишь. В Великобритании у него рекомендованная цена 1 000 фунтов. То есть, чуть больше 1 700 долларов. А если смотреть российские цены на велики такого класса, такого уровня – может не этого бренда, а чуть шире взять – они минимум 55-60 тысяч стоят, а то и больше. Убиться просто.
То есть, в итоге, у меня три велосипеда Boardman: шоссер простой, этот горный и разделочный для триатлона – то, на что я ориентируюсь сейчас. Эти все – с контактными педалями. Плюс тот Giant, что раньше был для спортивной езды, а теперь стал таким гражданским, с обычными педалями. С него я снял все примочки, аэробары, там, и он стал самым обычным велосипедом за 400 долларов. Просто покататься, или доехать до магазина пристегнув багажник с большой сумкой. Ещё, если надо куда-то поехать на поезде, то до станции тоже на нём еду, его без опасений можно оставить на велопарковке на целый день.
Четыре велика – это минимум =)
А.М.: Видишь ли, некоторые люди когда узнают, сколько у меня великов, говорят, что я фетишист. Но я езжу за троих, минимум. В месяц я накатываю не меньше 1 000 километров. А мне такие вещи обычно говорят те, кто за сезон проезжают максимум 500 км.
Велики подо мной буквально горят. Чего только со мной не случалось. И задний переключатель винтом перекручивался… Всякое бывало.
Если серьёзно занимаешься, и ориентируешься на результаты, то, хорошо бы, конечно, купить реально быстрый гоночный велик, который тебе секунды срежет на гонке. Но, при этом, на нём, конечно, хорошо периодически тренироваться, чтобы привычным к нему быть и в чтобы в день гонки не выяснилось, что что-то не так настроено или просто отвык от него. Но тренироваться лучше на дешёвых велосипедах. Это просто с экономической точки зрения разумно.
Мой дешёвый шоссейник стоит столько, сколько стоят компоненты на дорогом. То есть, в случае чего, чем подвергать себя риску замены компонент на дорогом, разумнее купить ещё один дешёвый. При том, что эти компоненты, на дешёвом, конечно же попроще, но, всё равно, свои 4-5 тысяч километров они отходят. Но, вообще, рама у велосипеда оказалась настолько хорошей, что я даже подумаю об апгрейде, когда придёт время менять нынешнюю трансмиссию.
С.Ч.: Тут же, в определённый момент, цена начинает сильно опережать качество. Так происходит с велосипедами всех классов и уровней.
А.М.: Да, и то же верно в отношении цены компонентов для любительского спорта. В какой-то момент просто не имеет смысла покупать дороже. Сколько бы ты не заплатил, если твой уровень физической подготовки недостаточен, то всё это бесполезно. Никакой выгоды, никакой вообще, не получишь.
Что ты заплатишь за велосипед 3 000 долларов или 6 000 долларов – ты, как любитель, никакой разницы не заметишь. Я даже больше скажу, во многих ситуациях особой разницы и между великами за 1 000 и 3 000 долларов на любительском уровне не найти… Во-первых, увсех велосипедов есть своя специализация, а, во-вторых, до каждого уровня качества велосипеда надо дорасти. Здесь я, конечно, не говорю о приобретении дорогих вещей просто для того, чтобы их демонстрировать или просто чтобы было. Велик это прежде всего спортивный снаряд и/или средство передвижения, а не украшение. А функциональная вещь должна быть эффективной, в том числе и в экономическом смысле слова!
Во второй части мы продолжили беседу о велосипедных компонентах и о том, как не переплатить делая выбор.
Фото: https://www.facebook.com/amatsekh/photos
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений