Авиакомпании поднимают доходность за счёт дополнительных услуг
На днях я уже писал о транспортных перспективах на ближайшее десятилетие. Там вскользь упоминался возможный крен многих авиакомпаний в сторону идеологии, свойственной компаниям-дискаунтерам.
На самом деле, это активно происходит уже сейчас.
Если судить по заголовку к данному тексту, то можно подумать, что авиакомпании массово начали вводить какие-то дополнительные услуги на своих бортах и за счёт этого возвращают свои пошатнувшиеся позиции, но это не совсем так. Начну, впрочем, с некоторой статистики.
Исследовательская группа IdeaWorksCompany.com в прошлом году опубликовала данные о том, что дополнительный доход вырос, по отношению к уровню 2010-го года, с $22,6 млрд. до $32,5 млрд. Что такое дополнительный доход в контексте авиакомпании? Всё то, что можно считать «дополнительными услугами на борту». Всё, что отличается от собственно продажи билетов — от медиа-контента и платного питания, до дополнительных мест багажа и сидений в эконом-классе с большим простором для ног.
На самом деле, это прекрасно, когда компания получает дополнительный доход. Не всегда, конечно, не во всех моделях ведения бизнеса. Но в данном случае, для авиакомпаний и для нас, клиентов, это, конечно, хорошо. Ведь появляется шанс, что даже на фоне всё продолжающихся воплей о безумно высоких ценах на нефтепродукты, у авиакомпаний будет чуть меньше поводов повышать тарифы.
Можно рассмотреть некоторые примеры из других отраслей 1:
- Диснейленды получают больше 49% своего оборота от дополнительных доходов — продажи сувениров, еды и напитков
- Круизные компании получают от четверти до трети оборота в виде дополнительных доходов — премиум-услуг, спа, напитков и организации экскурсий
- «Старбакс» — 19% оборота составляют дополнительные доходы — они к этой статье относят всё, что не кофе =)
Список можно продолжать. К примеру, можно вспомнить киноиндустрию. Или организацию концертов и фестивалей. И многое-многое другое. Чем же авиакомпании хуже?
Конечно же, ничем не хуже. Ну, почти. Как я писал на прошлой неделе, становится популярным существенную часть различных позитивных моментов полёта переводить в разряд «дополнительных услуг». К примеру, раньше без проблем можно было занять место в первом ряду эконом-класса или, скажем, перед проходом, где в некоторых самолётах расположен аварийный выход. Я очень любил это делать, поскольку у меня длинные ноги и обычно мне их сложно разместить. Теперь часто подобные места относят к классу «премиум-эконом» и за них, при предварительной регистрации на рейс, надо платить дополнительную копеечку.
Многие авиакомпании переходят на оплату питания. Если вы часто летаете по Канаде и США, то знаете, что там это становится повсеместной практикой. Более того, некоторые компании на трансатлантических рейсах ещё пытаются создавать иллюзию какого-то «прежнего уровня» и дают питание всем пассажирам. А вот на внутренних рейсах, даже не менее длинных маршрутах от восточного до западного побережья Северной Америки, будьте добры оплатить еду.
А что, если вам предложат заплатить за место у окна? Или, как хочет сделать глава Ryanair Майкл О’Лири (Michael O’Leary), брать плату за посещение туалета?
Впрочем, не всё так мрачно. Всё-таки есть масса услуг, о которых совсем недавно мы и мечтать не могли. К ним можно отнести услуги мобильной связи, WiFi, просмотр медиа-контента на борту. Согласитесь, за такие дополнительные «плюшки» не грех и заплатить.
Что ж, предварительный прогноз на 2012-й год говорит нам, что дополнительный доход авиакомпаний составит $36,1 млрд. — рост более чем на 11% к уровню прошлого года 2. И это, кстати говоря, почти 5,5% от общего оборота всех мировых авиакомпаний. Важной деталью является то, что все эти дополнительные доходы подпадают под гораздо более мягкое налогообложение, в отличие от авиабилетов, с которых многие правительства собирают богатый налоговый урожай.
В общем, посмотрим, по какому пути пойдут перевозчики. Будут ли они, выбрав экстенсивный подход, переводить всё больше доступных раньше в рамках обычного тарифа благ в разряд «дополнительных услуг»? Или же авиакомпании продолжать следовать традициям инновационного подхода многих десятилетий и будут радовать нас новыми возможностями проведения досуга во время перелёта.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновленийNotes:
- Исследование IdeaWorksCompany.com ‘Profit From Innovation: Benefits of Ancillary Revenue Reach All Over the World‘ (pdf) ↩
- Пресс-релиз IdeaWorksCompany.com ‘Airline ancillary revenue projected to reach $36.1 billion worldwide in 2012‘ (pdf) ↩