Беспорядки в Бирюлёво как транспортный парадокс
Многое из происходившего в прошедшие выходные в московском районе Бирюлёво-Западное имеет очень давние предпосылки. И далеко не все они связаны с коррупцией, межэтническими отношениями и нелегальной миграцией. Этот уголок столицы является одним из особых мест со своим специфическим «микроклиматом».
Лет десять назад я жил в Бирюлёво, правда не в «Западном», а в «Восточном». Каждый поход за Павелецкую железную дорогу, разделяющую два района, был для меня сродни этнографической экспедиции. Из неблизкого района у МКАДа я разом переносился в какой-то запущенный российский посёлок городского типа, власти которого даже не пытались навести порядок. Странные люди на улицах, разбитые окна в домах. Да, конечно и эта самая овощебаза тоже накладывала свой отпечаток.
Транспортная история
Как же так получилось, что в границах города есть район, который практически выключен из общегородского процесса развития и, по ощущениям, застрял где-то в 90-х?
Корень зла надо искать ещё в советских временах. Точнее в том, что СССР так не вовремя загнулся. И в том, что новые российские власти не попытались завершить транспортные планы давних лет. Бирюлёво-Западное расположено сразу между двумя железными дорогами, без какой-либо возможности для местных жителей за разумное время добраться до метро.
Казалось бы, что такого – две железных дороги! Но из района, до недавнего времени, было всего два выезда: вечно стоящая улица Подольских Курсантов, выводящая районный транспортный поток на загруженное Варшавское шоссе, и выезд на МКАД, который не сильно приближает местных жителей к скоростному городскому транспорту.
Вы можете удивиться: почему я не считаю наличие железнодорожных станций местом доступа к этой самой скоростной транспортной системе города? По одной простой причине – давно ли вы пробовали доехать на электричке в час пик в рамках московских границ от МКАДа до центра? Я когда-то пытался ездить этим путём из Бирюлёво до Павелецкого вокзала. Обычно мне удавалось сесть лишь во вторую или третью электричку, что, учитывая периодичность движения пригородных поездов, делало гораздо более разумным стояние в пробках в автобусе на Липецкой улице.
С советскими властями всё понятно, он допустили появление такого транспортного гетто и не успели реализовать проекты «проколов» под (или над) железными дорогами. Но в чём же могут быть претензии к новым московским властям? Да в том, что они не предпринимают серьёзных шагов по решению транспортных проблем районе по сей день.
Современное строительство
Те, кто интересуется московскими дорожными стройками могут мне возразить: ведь недавно было открыто продолжение улицы Подольских Курсантов с развязкой на МКАД. Да, это, действительно так. И, конечно же, выезд из района стал удобнее, но этот дорожный отрезок не предлагает никаких радикальных изменений в транспортной системе района – в конце концов, выезд на МКАД здесь был и раньше, пусть узкий и не очень удобный.
Вот и probok.net публикует рассуждения о том, в чём же заключаются современные проблемы района Бирюлёво, но, как я полагаю, этот текст слишком далёк от заявленной тематики транспортного блога. Хотя, одну из дорожных проблем Шумский всё же затрагивает – и связана она как раз с овощебазой. Дело в том, что новая развязка заметно сокращает путь грузовиков до Ступинского проезда, куда все они направляются. Но здесь этот поток пересекается с местным транспортом, следующим от Варшавского шоссе (и к нему). Конечно же, возникают заторы. Получается, что открытый участок улицы помогает не местным жителям, а все тем же грузовикам.
Местным жителям должны были помочь маршруты, строительство которых ещё в прошлом году планировали на этот, 2013 год. Но, так и не сложилось.
Ближайшие (?) планы
Все проекты давно есть на бумаге. Через Бирюлёво должны были пройти два сквозных маршрута:
- ул. Красного Маяка – ул. Подольских Курсантов – ул. Элеваторная
- ул. Кирпичные Выемки – Булатниковский проезд – Загорьевский проезд

План строительства маршрута ул. Красного Маяка – ул. Подольских Курсантов – ул. Элеваторная для связи районов Чертаново Центральное, Бирюлёво Западное и Бирюлёво Восточное

План строительства маршрута ул. Кирпичные Выемки – Булатниковский проезд – Загорьевский проезд для связи районов Чертаново Центральное, Бирюлёво Западное и Бирюлёво Восточное
У проектов есть отдельная ветка обсуждения на Roads.ru: http://roads.ru/forum/index.php?showtopic=28926
В 2012 году их активно обсуждали, на 2013 год их добавили в Адресную инвестиционную программу (АИП). А потом, через пару дней после выборов в сентябре 2013 года, планы транспортного строительства на ближайшие годы урезали более чем в два раза. На самом деле, небольшой кусочек этого масштабного проекта всё-таки был построен – на пересечении ул. Подольских Курсантов и Варшавского шоссе теперь есть тоннель. Но нельзя сказать, что это кардинальным образом меняет положение.
Теперь строительство этих объектов вынесено за рамки АИП. По крайней мере, предполагается, что состоится оно не раньше 2017 года. И, одновременно с этим, власти города заявляют, что темпы работ по развитию транспортной инфраструктуры в Москве снижены не будут.

Вот, что должно было получиться, а теперь появится, видимо, в далёком будущем (информация о пользовательском соглашении Яндекс: http://legal.yandex.ru/maps_termsofuse/)
Так что, вот он настоящий ответ на волнения в Бирюлёво. Убийцу, вероятно, какого-нибудь поймают и посадят. Но, в остальном, всё останется, как и было. Проблемы района никто решать не собирается.
Живите, люди, где-нибудь начиная с 2018 года. А пока можете продолжать наслаждаться транспортной недоступностью своего района.
Почему я так привязался к дорогам и транспорту? На мой взгляд, это очевидно. Ни один здравомыслящий человек не купит квартиру в районе Бирюлёво-Западное, если он, конечно, не имеет отношения к транспортно-торговым операциям на этой самой овощной базе.
Вот и весь ответ. Не будет здесь нормальных дорог – не будет шанса у района хоть немного измениться.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений