Аркадий Мацех: Какие компоненты лучше выбирать для шоссейных и горных велосипедов?
В первой части интервью мы беседовали с Аркадием (А.М.) о том, сколько велосипедов нужно нормальному человеку, чего стоит увеличить скорость на 1 км/ч в гонке с раздельным стартом и нужно ли экономить на велосипедах. Продолжение беседы связано именно с последним пунктом. Вопрос «Какой велосипед выбрать?» чаще связан с тем, как выбрать обвес велосипеда так, чтобы это имело смысл для ездока, не стоило слишком много и не оказалось барахлом.
Тут пригодится хороший советчик, учитель, который сможет помочь. Ты приходишь в магазин и часто тебе пытаются продать самое дорогое – где-то на грани заявленного тобой бюджета. К сожалению, торговцы часто следуют принципу «дороже = лучше», а покупатели ведутся на красивые слова о премиальных комплектующих.
Компоненты шоссейников для любителей
А.М.: Конечно, как-то надо ориентироваться. Я, в своё время, сильно огорчился, выложив 2 600 долларов за велосипед, понял, что он для меня не сильно лучше, чем аналог за 750 долларов с компонентами Shimano Sora. Дорогой велик, конечно, клёвый. Карбоновый, компоненты у него почти топовые. Но, как выяснилось, этот, практически нижнего для шоссейников уровня, вполне катит. Чуть похуже точность переключения. Но, с точки зрения скорости, разница только в геометрии.
Любителю для тренировок, шоссейника с компонентами начального уровня вроде Shimano Sora или Tiagra, более чем достаточно. Shimano Ultegra или Shimano 105, который находится между ними, уже не нужны в таком случае.
У меня компоненты SRAM. Так вот SRAM Rival получаются такие умеренно разумные – примерно как Shimano 105. SRAM Apex может чуть пониже, ближе к Tiagra и Sora.
Для любителя прекрасно хватает Sora или Tiagra – они примерно одного уровня, просто у одних на звёздочку больше сзади. А есть брать SRAM, то Apex более чем достаточно. SRAM, при одинаковой цене, показывает лучшее качество. Они конкурируют и, судя по всему, стараются цену пониже держать, поскольку Shimano и за счёт имени продаётся, а этим приходится как-то иначе соперников уделывать.
До Altegra, SRAM Force, или, тем более, Red, надо ещё дорасти. Я уж не говорю про Shimano Dura Ace. Любитель просто не почувствует никакой разницы, поскольку до тех скоростей, на которых это всё начинает работать, надо пройти долгий путь. Маленькая разница в весе, небольшая дополнительная точность переключения – всё это даёт эффект на высоких показателях, которых можно достичь тренируясь очень много на протяжении долгого времени. Минимум по 40-50 часов в месяц, на протяжении нескольких лет.
С горными великами похожая история.
С.Ч.: Всегда, впрочем, остаётся категория людей, которым понт дороже денег.
А.М.: Это да, это конечно! Я, скажем, на соревнованиях по триатлону видел людей с аэровеликами. Там очень дорогая часть – это аэроколёса, такие, гоночные. Они обычно отдельно идут. C очень широкими и глубокими ободами. До 80 мм и шире. Заднее – может быть вообще даже диск целый. Такие колёса стоят 2 500-3 000 долларов. Если с моего крутого велика снять колёса за 500 долларов, получится, что всё остальное стоит дешевле, чем комплект аэроколёс.
И смотришь, едет человек. Явно с деньгами, поскольку велосипед у него полностью в гоночной комплектации и стоит тысяч 5-6. И это уже уровень, подходящий для профессионалов, приближающихся к первой сотне на чемпионатах мира. То есть настоящих специалистов.
А тут едет кто-то с таким супераэровелосипедом и даже в аэрошлеме, с аэроклёсами. А у него бока такие огромные… Я даже не говорю про вес, но эти бока всю аэродинамику срезают на корню. Все эти улучшения, они полностью убиваются такими «парусами». Инженеры над велосипедом работают, оттачивают технологию, каждый грамм просчитывают. А человек садится с 20 килограммами лишнего веса и невероятной парусностью. И видно, что он заплатил деньги, и всё, ему этого достаточно.
Он в принципе не сможет показать такую среднюю скорость, при которой все эти штуки начинают играть свою роль. А это 30-32 км/ч и выше. Тогда аэродинамика начинает уже очень сильно тебе мешать. Аэродинамическое сопротивление возрастает со скоростью нелинейно. Поэтому разница между мастером спорта и КМС на 50 километрах всего чуть больше 1 км/ч. Но в этих условиях это огромная разрыв. Каждый следующий километр в час даётся куда как сложнее, чем предыдущий, поскольку рост тут квадратичный.
А если велосипедист на ста километрах показывает среднюю скорость 26-27 км/ч, то все эти крутые технологии оказываются совершенно бессмысленны. Ещё важно то, что аэрооборудование заточено для одиночных гонок. Ведь здесь, или в триатлоне, есть правило 15 метров.
С.Ч.: То есть нельзя воспользоваться преимуществами движения в группе?
А.М.: Да, в этом и заключается разница между разделочными великами и обычными. Обычный даёт тебе более комфортную позицию, в которой дышать легче, тело немного выше стоит. Но и сопротивление воздуха выше. То есть на них едут группами. Лидер ломает воздух, а остальные следуют за ним и отдыхают. Потом первый устаёт, отпускает, уезжает в хвост и отдыхает.
И без всякой супераэродинамики пелотон уезжает значительно быстрее одиночной гонки или даже парной гонки. А там, где надо самому бороться, по-честному, в гонке с раздельным стартом или триатлоне, аэродинамика абсолютно всё решает. Ты там один на один с воздухом и спрятаться некуда. Но, как я уже сказал, аэроколёса на 180 километрах дадут тебе выигрыш минут 10. И это, если ты действительно хорошо едешь. Может минут 12.
Если ты любитель, борющийся за преодоление дистанции и преодоления себя, все эти технологии, удорожающие велосипед с 1 500 долларов до 5-6 тысяч, сдвинут тебя с 1000-го места, на 980-е. Что это для тебя – ничего! Это важно когда ты держишь среднюю скорость на уровне 40 км/ч и тогда разница по часу на аэровелосипеде может быть 5-6 минут, около 10%, что уже очень существенно.
Но много ли людей в состоянии за час 40 километров сделать? Это уже уровень порядка 1-го разряда и выше, тогда это всё оборудование начинает работать.
С.Ч.: А каковы твои собственные ощущения от аэрошлема?
А.М.: Я в большом деле его ещё не пробовал – только тренировался. 30 ноября мне предстоит благотворительная разделочная гонка, там и испытаю. Туда, кстати, надо 1 000 долларов, для того, чтобы допустили, собрать, и я уже 370 собрал, по-моему. Там 43 километра с раздельным стартом. Попробую бороться против секундомера. Это может быть выигрыш 1-2 км/ч.
Всё началось пару недель назад. Всего там лимит 400 человек и я зарегистрировался одним из первых. И пока у меня больше всех набрано денег.
По гонке у меня цель – 39 км/ч. Выехать из 1:07 на 43 километрах. Но там не очень простая дистанция – она плоская, но волнистая. А если ветер где-то начнёт дуть, то это совсем другой коленкор будет. Но я всё равно готовлюсь на 39 км/ч. И это будет первая моя разделка – хочу свои силы попробовать.
С.Ч.: А в России или Японии ты не хотел бы поучаствовать в каких-нибудь гонках?
А.М.: Мне даже в голову это не приходило. Когда я озадачился триатлоном, одно за другим и пошло. Сначала полумарафон пробежал, завтра у меня ещё один забег. Начал готовиться. Я спортивный человек и когда я какое-то время прожил без спорта, у меня зазудело, опять охота заниматься спортом. Пока я ещё слаб, но прогресс очень быстрый – ради этого я уже 22 килограмма сбросил. Без них мне и так лучше стало – так, конечно, лучше, чем с ними. Но изначально я сбрасывал именно из-за того, что начал на результаты ориентироваться, а вес тут оказывается важен – особенно в беге.
С.Ч.: Пробовал ли ты путешествовать на велосипеде?
А.М.: В Японии я ездил, в том числе и один. Как-то 420 километров проехал за четыре дня. Ночевал в парке. Такое романтичное приключение получилось.
С.Ч.: Как там дела обстоят с ночёвкой под открытым небом?
А.М.: А… Нормально! В Японии, если посмотреть на бомжей, можно практически везде разбить лагерь. Не прогонят.
Компоненты MTB
А.М.: У меня и на горном велосипеде компоненты Shimano Alivio, и на гибриде. Гибридом я доволен. Я его буквально целую и на руках ношу. На горный я всегда плевался – и это одни и те же компоненты. Но условия эксплуатации разные и вот он результат.
Для реальной горной езды компоненты Shimano Alivio, и, тем более, ниже не пойдут. Но для городской, для гибрида или для «горного» более чем. Но фактически горный велик превращается в «паркетник», при мало-мальски серьёзной езде, на горной трассе средней сложности, то есть, с крутыми подъёмами, порогами и брёвнами поперёк трассы он уже подведёт. Так что минимально подходящий уровень компонентов для реально внедорожной езды – это Shimano Deore. Для городской езды Alivio уже отлично, Acera и/или Altus – сносно. Tourney лучше вообще не покупать, только если накат будет не больше 500-600 км в год. Ну или на детский велик.
Ободные, дисковые, дисковые гидравлические тормоза
А.М.: При езде по городу ободных тормозов более чем достаточно. При средней напряженности внедорожной езде или быстрой езде по дороге (на гибриде, например) механические диски вполне годятся, а при сложной горной езде и на гонках лучше пользоваться гидравликой. Причём, на мой взгляд, гидравлика для городской езды совершенно не имеет смысла. Она ещё и по цене гораздо дороже выходит.
Но, надо учитывать, что если участвуешь в сложной горной гонке километров на 50-60 км, то, к концу, на механических тормозах может начать сводить руки от усилия – у меня так как-то было, что я вообще не мог нажать на тормоза. Гидравлика имеет большую мощность торможения, соответственно руки не перегружаются.
Опять же, на сложную внедорожную езду с ободными тормозами лучше не соваться – ещё забьётся всё грязью и вообще останешься без тормозов.
В следующей части интервью мы поговорим об особенностях велосипедного движения в Автралии.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений