Национальные особенности ПДД Казахстана
Тем, кто собирается в Казахстан на машине, лучше ознакомиться в правилами дорожного движения заранее. В целом ПДД здесь очень схожи с российскими, но есть несколько нюансов, которые лучше знать перед выездом, чтобы не оказаться в неприятном положении и не получить солидный штраф — а они здесь очень большие. Чтобы облегчить всем нам жизнь в этой части рассказа я поделюсь с вами нашим личным опытом передвижения и вывезенными из Казахстана секретами. Тем более, что неприятных впечатлений нам тоже хватило.
Как только мы отъехали от границы километров на 25, уже наткнулись на пост дорожной инспекции. Как по-казахски это ведомство называется непонятно: судя по всему, сейчас они находятся в процессе реформирования и даже обсуждается вопрос упразднения специального подразделения, ответственного за дорожные вопросы, в пользу универсальных полицейских, которые будут регулировать сразу все вопросы.
Естественно, оба наши экипажа остановили.
Штрафы за нарушение ПДД в Казахстане
Еще на границе, когда мы покупали страховку, нам вкратце рассказали пару базовых принципов казахских ПДД: «из машины не выходить, скорость не превышать». Мы удивились, но расспрашивать не стали, очень уж хотелось спать. Когда нас остановил сотрудник дорожной инспекции, то водители так и сделали, правда спросив у инспектора так ли это. Он с милым казахским акцентом и обиженным голосом все подтвердил, но сказал, что как-то это неуважительно по отношению к сотруднику.
Оказывается, это новое правило и теперь в Казахстане водитель и пассажиры автомобиля в случае если их остановил сотрудник дорожной полиции не имеют права выходить из машины пока он не даст им разрешения. Это так называемая «антитеррористическая» мера, которая создана, чтобы создать безопасные условия труда инспекторов. Ослушавшись приказа инспектора вы заплатите 5 МРП (9 260 тг или почти 2 000 рублей).
После проверки документов мы решили сразу же уточнить и про скоростной режим. Мы были приятно удивлены тем, что по трассе в Казахстане можно ехать 110 км/ч, плюс, по словам инспектора дорожной полиции можно смело держаться 120, но за большую скорость придется уже заплатить штраф и сразу же довольно большой.
- Превышение на 10–20 км/ч будет стоить 10 МРП (18 520 тг, почти 4 000 руб.);
- на 20–40 км/ч — 15 МРП (27 780 тг, 5 500 руб.);
- свыше 40 км/ч — 30 МРП (55 560 тг, 11 000 руб.).
Ограничения скорости:
- в населённом пункте: 60 км/ч;
- вне населённого пункта: 110 км/ч;
- на автомагистрали: 140 км/ч.
Плюс в Казахстане действует «накопительная система» — то, что так и не решились ввести в практику наши российские парламентарии. Повторный штраф будет гораздо больше, а с третьего раза могут лишить прав или направить на пересдачу экзамена на знание ПДД. Конечно, экзаменация не распространяется на гостей Казахстана, но и остальных мер вам должно быть достаточно.
За время нашего путешествия у нас накопилось пара не очень приятных историй на эту тему.
Личный опыт общения с полицией
Когда два экипажа разделились, и наша машина уже вернулась домой, второй экипаж дважды имел опыт неприятного общения с казахскими инспекторами.
Первый раз это случилось, поскольку что водитель от усталости не заметил, что ограничение скорости в 50 км/ч будет действовать 10 км. Причем машину остановили уже гораздо дальше того участка, где произошло нарушение. Инспектор остановил машину, предъявил водителю фотографию с отмеченным превышением скорости и сообщил о положенном за такое правонарушение наказании. При этом он сообщил, что штраф можно заплатить только в городе, а права он оставит у себя и их можно будет забрать только на следующий день после оплаты штрафа, что естественно неприемлемо, если вы путешествуете по стране.
Стало очевидно, что своим поведением инспектор предлагает разрешить ситуацию «полюбовно». Пришлось пойти на это и «заплатить штраф» на месте. Но не повторяйте эту ошибку, поскольку нет такого закона или правила, который позволял бы инспектору забрать ваши права за первичное превышение скорости. Кроме того, лучше хотя бы раз прочитать местные правила (ссылка в самом низу данного текста), чтобы понимать, пытаются ли вас облапошить или вы действительно нарушили.
Вторая ситуация носила бы чисто профилактический характер, если бы водитель и пассажиры экипажа не совершили ошибку и не вышли из машины. Все получилось очень глупо и на автомате. Просто права водителя оказались в сумке на заднем сидении и достать из машины их было невозможно. В результате, после длительной беседы и предложения расстаться мирно (безрезультативного), ребят отпустили с устным предупреждением.
Оба эти примера отлично иллюстрируют основные проблемы, с которыми могут столкнуться автопутешественники в Казахстане. ПДД здесь может и строги, но дорожные инспектора любят деньги в не меньшей степени, чем во многих других бывших советских республиках.
Будьте бдительны и старайтесь не повышать уровень благосостояния инспекторов дорожной полиции в Казахстане =)
Подробнее о ПДД Казахстана: http://zarul.kz/pdd
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений