Особенности прохождения российско-казахстанской границы на автомобиле
Прохождение автомобильной границы в каждой стране проходит очень по-разному, поэтому лучше заранее знать все тонкости и подвохи, чтобы не связываться с уплатой больших штрафов не остаться без запланированного отпуска.
Доступной информации о прохождении автомобильной границы с Казахстаном довольно много, но вся она очень разрознена и не всегда соответствует сегодняшним требованиям, поэтому для общего блага постараюсь подробно описать наш опыт.
Самый удобный пункт для прохождения российско-казахстанской границы располагается недалеко от города Троицк около поселка «Бугристое». Пограничный пункт здесь круглосуточный с возможностью пешего перехода границы. На границу мы успели приехать в 11 вечера и особой очереди там в тот момент не было: буквально десяток-другой фур и 5-6 легковушек.
На проход границы формируется две очереди: для фур и легковушек, но не всегда очередь для легковушек едет быстрее, хотя и выглядит короче. В обратную сторону мы ехали в полдень и очередь была гораздо длиннее, тогда нам пришлось простоять уже около часа, чтобы только попасть на казахский погранпункт.
Прохождение российской границы
При выезде из России первым делом автомобиль попадает на российский пропускной пункт. На российской половине нас попросили открыть багажник, двери и всем выйти из машины, но осмотр провели довольно беглый. Сам паспортный контроль проходит не снаружи, а внутри здания, а машина остается стоять в пограничном коридоре, что несколько замедляет очередь.
Для прохода границы при себе нужно иметь документы на машину (необходимо свидетельство регистрации права на машину, но ребята брали с собой и все остальные документы, как говорится, на всякий случай) и паспорт (без разницы внутренний или для заграничных поездок).
Мы ехали с загранами, поскольку нам очень хотелось заполучить новую печать в паспорт, а второй экипаж был с российскими паспортами и все мы прошли границу без проблем. Также как в аэропортах тут стоят проходные пункты-киоски, в которых таможенники изучают документы и ставят печать о прохождении границы.
Если вы едете с общегражданским паспортом, то следите, чтобы вам в него не влепили печать, а то придется его менять (посторонние печати в нем недопустимы).
По правилам первым должен идти водитель машины, а за ним в ту же очередь встают все пассажиры. В окошке задают стандартные вопросы: сколько человек в машине, куда едете и какова цель визита. Мы просто отвечали, что нас четыре человека, едем путешествовать по Казахстану, точных мест не знаем и называли два основных города: Астана и Алма-Ата.
На обратном пути для возвращения в Россию на нашей границе не нужно уже никуда заходить и печать ставят в небольшой будочке прямо на улице. Практически не отходя от машины. Однако на российской стороне досмотр в обратном направлении значительно строже.
Прохождение казахстанской границы
Дальше все возвращаются в машину и через узкую нейтральную полосу движутся в сторону казахской границы.
Из-за узости дороги не всегда получается выстраиваться в два ряда в обе стороны, поэтому возможны заторы, но они быстро рассасываются, так как при прохождении границы казахи запускают сразу по 5-6 машин.
Постояв в очереди минут 15-20, мы оказались на пограничном пункте с казахской стороны. Тут также простят открыть все двери и показать багажник, а потом приглашают на паспортный контроль внутрь.
Для того, чтобы пройти границу нужно заполнить миграционную карту на каждого человека (возьмите ее заранее пока будете стоять в очереди с машинами, но, в принципе, можно не торопиться и заполнить ее позже, например, пока будете стоять в очереди на паспортный контроль) и талон на машину (номер, марка машины, количество пассажиров). Талон на машину тоже нужно заполнить заранее, потому что в него ставят печать на паспортном контроле, а потом го нужно будет предъявить на выезде с территории погранпункта.
Как заполнять миграционную карту на въезде в Казахстан?
Как вы уже поняли, для въезда в Казахстан нужно заполнить миграционную карту. Ее можно заполнять на трех языках: казахском, русском и английском. Мы заполняли документы на русском.
Необходимо указать свои ФИО, цель поездки (туризм) и место проживания (если вы знаете куда едете). Последнюю строчку мы оставили пустой, поскольку у нас не было никаких конкретных адресов.
На обратной стороне написана угроза, что по прибытии в Казахстан нужно зарегистрироваться, но, судя, по всему это старые карточки. После подписания в 2010 году Соглашения между странами Таможенного союза без регистрации пребывать в Казахстане можно до 30 суток и на выезде у нам никаких вопросов на этот счет не задавали.
Очередь на паспортном контроле движется довольно быстро, поскольку большинство людей проходят границу не в первый раз и таможенникам не нужно помогать заполнять их карточки. Тут также первым идет водитель, а затем все его пассажиры. Снова с собой должны быть документы на машину, паспорта, миграционные карточки и талон на машину. Вопросы те же самые: когда, куда и зачем?
Из необычного: стоять перед окошком нужно довольно далеко на специальной отметке, где вас сфотографируют в процессе прохождения контроля. Таможенники задают вопросы тихо, а в помещении довольно шумно, не стесняйтесь подойти ближе к окошку, если нужно. После того как все прошли контроль снова садимся в машину и движемся на выезд, где нужно будет отдать талон на машину.
Страховка на машину
Для того, чтобы спокойно передвигаться по территории Казахстана нужно обязательно оформить страховку на машину. Это обязательное условие передвижения по стране на машине. Стоимость страховки варьируется в зависимости от количества водителей и дней пребывания в стране. Например, страховка для двух водителей на месяц обошлась нам в 500 рублей. Второй экипаж купил страховку на 15 дней на одного водителя за 300 рублей. Оформить страховку можно на 5, 10, 15, 30 дней в любом из ларьков вблизи границы. Платить можно рублями, но деньги (хотя бы немного) лучше поменять сразу здесь же, потому что ближайший обменник будет в 40 км, да еще и в населенном пункте, то есть его еще придется поискать попетляв по улицам.
Не волнуйтесь, что деньги придется менять на границе вы ничем не рискуете и практически ничего не потеряете на разнице в курсе. Казахстан – это, видимо, еще одна страна с директивной экономикой, поэтому стоимость бензина и курсы обмена валют по всей стране примерно одинаковы.
Наклейку на машину RUS покупать уже не нужно – это тоже устаревшее правило.
При прохождении российско-казахстанской границы нас никто и ни разу не просил о каких-либо дополнительных платных услугах. Хотя, например, на казахстанско-киргизской границе нашим друзьям, которые решили поехать дальше, пришлось «заплатить» за ускоренное прохождение пограничного коридора каждой стороне по 1000 рублей.
На обратном пути, уже наученные негативным опытом, они ускорили прохождение границы за 1000 тенге (200 рублей) и 1000 сом (700 рублей). Еще учтите тот факт, что если вы рассчитываете сразу же при прохождении границы заправиться дешевым казахским бензином, то, возможно, это вам не удастся. В тот момент, когда мы были в Казахстане, все заправки на севере страны испытывали проблемы с наличием бензина. Видимо, так Казахстан пытается отсеять россиян, которые живут недалеко от границы и ездят в Казахстан заправляться.
Ну и все, дальше нас ждало еще 800 км пути по казахским дорогам до Астаны – столицы и первого крупного города на севере страны.
О правилах дорожного движения и казахских дорогах еще будет подготовлен отдельный пост, поскольку здесь тоже есть некоторые различия и тонкости, о которых стоит знать, чтобы не поплатиться
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений