Чем бесплатный общественный транспорт выгоден городу?
В январе 2013 года администрация Таллина, города, где проживает 430 тыс. человек, приняла решение сделать весь общественный транспорт бесплатным. После введения этого новшества каждый зарегистрированный в городе житель, а также студент или пожилой человек старше 65 лет, мог бесплатно ездить на любом городском автобусе, троллейбусе или трамвае. «Ужасно опрометчивое решение», подумаете вы, и будете не правы.
Все дело в том, что весной 2012 года Таллин провел референдум, который показал, что 75% жителей города выступают за бесплатный проезд в общественном транспорте. Тоже мне удивительный результат. Проведите такое же исследование в Москве или любом другом российском городе, получите хоть даже и 100%, а может и все 146%. Но для Таллина решение жителей стало поводом задуматься о реализации проекта, который сделает общественный транспорт доступным для всего населения.
Для запуска бесплатного проезда город, во-первых, занялся улучшением транспортной инфраструктуры. Во-вторых, были объединены две муниципальные компании, обслуживающие общественный транспорт в городе. В-третьих, была модернизирована система оплаты— введены транспортные карты.
Спустя год город ощутил на себе преимущества нововведения. На момент запуска весь бюджет, заложенный городом на развитие общественного транспорта, составлял 53 млн евро. На продаже билетов город окупал чуть меньше трети от этой суммы и с запуском новой системы, вроде как, должен был потерять деньги. Но, на самом деле, из-за новых резидентов, зарегистрировавшихся в Таллине для получения бесплатного проезда, бюджет получил дополнительные 13 млн евро (13 000 новых жителей, каждая тысяча жителей приносит городу около 1 млн евро благодаря налогам).
Более того, исследования, проведенные спустя год после запуска бесплатного проезда, показали, что, во-первых, на 21% выросла частота использования общественного транспорта. При этом, исследования показывают, что увеличение количество пассажиров увеличилось лишь на 3%, и только 1,2% из них связаны с вводом бесплатной системы. Все остальные пассажиры пересели на общественный транспорт из-за улучшений, которые предшествовали внедрению новой системы. Так или иначе, но такой рост пассажиропотока, как минимум, должен был облегчить нагрузку на транспортную систему и экологию города. В том числе снизить количество автомобилистов. Например, на самых крупных дорогах Таллина автомобильный трафик снизился на 14%. Правда исследователи отмечают, что бесплатный проезд на общественном транспорте имеет меньшее влияние на автомобилистов, чем введение платной парковки или повышение стоимости бензина.
Также после введения бесплатного проезда изменился портрет людей, пользующихся общественным транспортом. Например, перед стартом проекта власти Таллина исходили из того, что бесплатный общественный транспорт позволит людям, которые ищут работу, делать это свободнее и браться за те варианты, от которых они вынуждены были отказаться из-за высокой платы за проезд. Плюс доступность общественного транспорта спровоцировала людей на более активный образ жизни, поскольку у них появилось больше свободного времени и возможностей, чтобы выбираться за город или просто весело проводить свободное время. А освободившиеся деньги все равно скорее всего послужат развитию города. Например, тем, что люди чаще станут вечером заходить в кафе, рестораны, кино и магазины.
Жители города тоже поддерживают данную инициативу. Многие из них отказались от автомобилей в пользу общественного транспорта, поскольку пользоваться им удобнее и безопаснее — особенно в зимнее время. Пилле Сакс, 29 лет, секретарь, ездит на работу на автобусе не потому что у нее нет машины, а поскольку ей просто так больше нравится: «У меня есть автомобиль, но я не люблю на нем ездить, особенно зимой, когда много снега и заледеневшая дорога».
Плюс, не все в наше время измеряется деньгами, которые напрямую поступают в бюджет от жителей. Благодаря введению бесплатного проезда Таллин заслужил звание самого инновационного города в Европе. Более того, в 2018 году он собирается посоревноваться за звание самой зеленой европейской столицы, что в очередной раз добавит городу популярности как среди жителей, так и у мировой общественности. На сегодняшний день пример Таллина активно обсуждается не только внутри ЕС, но и за пределами. Например, высокий интерес к системе бесплатного проезда проявила администрация китайских городов.
Конечно, Таллин — не первый город, который сделал общественный транспорт бесплатным, но он самый крупный из них. Пока бесплатный проезд существует в городе только 2 года, так что можно сказать, что проект все еще работает в тестовом режиме. Будем следить за развитием событий.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений