Путешествовать – с шиком и без!
На днях в Москве, в Музее декоративно-прикладного и народного искусства, открылась замечательная выставка «Путешествие с шиком и без». Вообще в этом изумительном музее интересные выставки открываются и проходят с завидной частотой и достойным восхищения постоянством.
Необычен мир странствий… Выставка может напомнить театральные декорации; она рассказывает историю вещей, без которых не обходилась ни одна поездка российских и европейских дворян, интеллигенции и «простого люда» с XVIII века до наших дней. Это прекрасная возможность хоть ненадолго возвратиться в иной ритм путешествия, почувствовать себя странниками XIX века, пересекающими просторы Российской империи, других стран – верхом и пешком, в роскошном экипаже и на простой телеге.
Любопытные уже во дворе музея увидят ретро автомобиль Форд 1923 года из коллекции Николая Рогинского. В залах музея – макеты кораблей, дилижансов и поездов, упряжь для лошадей, чайники и самовары, предметы личной гигиены, многое другое, без чего раньше не мыслилась дорога. Глаза просто разбегаются – подлинные карты XIX века из коллекции Андрея Кусакина, удивительной красоты кофры, сундуки, плетеные короба и шкатулки XVII-XIX веков, знаменитая коллекцию дорожных сумок и чемоданов Александра Петлюры. Здесь же – роскошные шляпки и не менее роскошные шляпные коробки, наряды и обувь, в которых тряслись в кибитках, плыли в фелюгах, летали на дирижаблях, коротали время в дорогах путники в предыдущие четыре века.
Интересна мультимедийная инсталляция, которая поможет проследить маршруты известных путешественников, да и самого графа Александра Остермана-Толстого, когда-то владевшего особняком на Делегатской улице, где как раз и расположилась выставка. Записки «уставшего от Европы московита» о трехлетнем путешествии в Египет и Грецию хорошо сохранились благодаря ученому-востоковеду Якобу Филиппу Фальмерайеру. Он сопровождал молодого и «расточительного» графа. В путь они отправились в 1831 году. «Граф… взял с собой 500 томов книг, большое полотно, изображающее распятие, и бронзовый бюст Александра I. Эти громоздкие вещи сопровождали его на протяжении всего путешествия по Востоку и по воде, и по суше, словно талисман, приносящий счастье».
Собственно, это и было уже «сентиментальным путешествием», когда странствие осознается как ценность само по себе – как личное открытие мира. И – требует определенных жертв. Вот что писал об этом Николай Михайлович Карамзин в «Письмах русского путешественника»: «…я вздумал к несчастью, ехать из Петербурга на перекладных и нигде не находил хороших кибиток. Все меня сердило. Везде, казалось, брали с меня лишнее; на каждой перемене держали слишком долго. Но нигде не было мне так горько, как в Нарве. (…) Кибитку дали мне негодную, лошадей скверных. Лишь только отъехали полверсты, переломилась ось: кибитка упала в грязь, и я с нею. Илья мой поехал с ямщиком назад за осью, а бедный ваш друг остался на сильном дожде. Этого еще мало: пришел какой-то полицейский и начал шуметь, что кибитка моя стояла среди дороги. «Спрячь ее в карман!» – сказал я с притворным равнодушием и завернулся в плащ. Бог знает, каково мне было в эту минуту!» (Рига, 31 мая 1789).
Более всего созвучен первой части названия выставки («с шиком») подлинный туалетный сервиз XVIII века из отчеканенного серебра, когда-то принадлежавший архиепископу Майнца Фридриху Карлу Йозефу фон Эрталь. Как объясняет нынешний владелец саквояжа, коллекционер Давид Якобашвили, «Все свое носили с собой. Здесь есть все для трапезы, утренних процедур бритья». Дорожный туалетный сервиз из 40 предметов могли поднять только два человека; видимо, его владелец аскетом не был. Хотя, надо заметить, что все предметы дошли до нас в идеальной сохранности; возможно, архиепископ либо не был особым любителем путешествий, либо просто оставлял громоздкий багаж дома.
Многие сокровища из коллекции Александра Петлюры были найдены на развалах, во дворах, в заброшенных домах, – в самых неожиданных местах, где обычно вещи «завершают» свой жизненный путь. «Я подбираю их, как собачек», – рассказывает про свои экспонаты сам художник. Буквально на свалке, к примеру, Александр нашел изысканное шелковое багровое платье. Другое напоминает о комфортных путешествиях в каюте первого класса на морском лайнере начала XX века. «Для меня это стало прямо-таки неожиданной покупкой. Я долго присматривался к этому платью в Стокгольме, но все сомневался – слишком уж он дорого обходился мне, простому художнику. Но когда мне предложили сделать выставку, я понял, что без элегантного платья в стиле модерн там не обойтись», – рассказал организатор выставки Александр Петлюра.
Вторая важная тема – предметы, сопровождавшие в путешествиях простых людей: телега с предметами самых бедных странников – авоськи, кутули, мешки, фанерные чемоданы. Пути не ради удовольствия, а по торговым делам, либо по долгу службы.
Или вот – воспоминания Романа Гуля, как пленных белых отправляли в Германию из Киева: «Сейчас в вагоне лошадей не было. Но они были недавно. Вагон не чистили. Грузили по 40 человек в теплушку. Я влез. Сел на пол, и мне показалось, что я в сумасшедшем доме играю комедийную роль. Я бессловесно умостился – лег. Кто-то запер замок. Вагон тяжело наполнился темнотой. Так он стоял полчаса. Потом поезд завизжал всеми колесами. лязгнул цепями и рванулся… Я лежу в валенках, в кожушке, в вязанковой папахе. Под боком жестяной чайник.»
Впрочем, всё – в сравнении. Та отправка пленных в качестве багажа спасла им жизнь. Ту, в которой можно вспоминать путешествие в теплушке из 1918 года в 1919, из бывшей Российской империи в Германию, из Гражданской войны – на чужбину и с иронией писать: «Ах, граждане, нет ничего в мире прекраснее путешествия. Все равно каким способом. Пешком ли, на лошади, поездом ли, самолетом ли – важно – движение. Лев Толстой находил в нем нечто чувственное…».
Проект построен на основе раритетов, которые есть у самого музея и в частных собраниях. Слово «вояжеры» уже в XVIII веке появилось в России. Причин для поездки было достаточно: паломничество, дела торговые, по долгу службы. Например, Петр Андреевич Толстой, пращур Льва Толстого и Алексея Толстого. Ему уже было за пятьдесят, когда вместе с другими царскими стольниками он был отправлен Петром I «за моря в науку» в 1697 году. Путевые записки о путешествии в Италию в 1697-1699 годах, которые Толстой начинал вести как официальный отчет об увиденном за границей, стали одним из самых ярких и существенных свидетельств эпохи.
А ещё можно узнать о приключениях первооткрывателей в XXI веке. Две молодые художницы – Лада Аникина и Инна Портяная сформировали группу «Авось-трэвел» со знаковым девизом: «Направление известно, но маршрут непредсказуем, но находим, нам везет, и мы привозим». Каждый экспонат – фрагмент уникальной истории живого приключения. Вот кусок баобаба из рощи баобабов в Мадагаскаре, последней в своем роде; ведь мало кому известно, что этих деревьев-гигантов осталось совсем мало, и каждый из них пронумерован. Кроме того, баобаб, умирая, быстро превращается в труху, так что сохранить такой образец очень непросто. А насколько удивительна история самого путешествия, которую символизирует этот невзрачный кусок дерева, судите сами. Это был поход по Мадагаскару «дикарями»; девушкам приходилось ночевать в палатке прямо рядом с деревнями местных племен, для которых путешественницы были почти «инопланетянами». Кстати, на Мадагаскар художницы привезли с собой воздушные шары, которые надували и дарили детям из мальгашских племен. Представьте себе реакцию детей, никогда в жизни не видевших ничего подобного.
Словом, посетители «перелистают» страницы истории путешествий; похоже, кураторы выставки намерены продемонстрировать преимущества прогресса. И всего не перечислишь, стоит прийти и увидеть это великолепие, расположившееся в пяти залах Музея, своими глазами.
«Путешествие с шиком и без», выставка атрибутики путешествий XVII-XXI вв. – Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства – 14 марта-1 июня 2014 г. Сотрудники музея подготовили интересную программу-экскурсию по экспозиции, рассчитанную на два часа вашего времени.
Вас ждут по адресу: г. Москва, ул. Делегатская, д. 3.
Тематическая программа в рамках выставки:
24 марта – 1 июня 2014
Во время экскурсии Вас ждет интерактивная игра, а по завершении – мастерская по изготовлению «подорожной грамоты» – написанной пером и скрепленной настоящей сургучной печатью.
Продолжительность программы – 2 часа.
Предварительная запись на программу по тел.: (499) 973-32-14, (903) 610-02-52
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений