Шум из метро
Неотъемлемая часть ежедневной жизни большого города – метро. Миллионы людей каждый день проводят в подземке от тридцати минут, до двух часов. По данным руководства московского метрополитена, средняя величина пассажиропотока в столичной подземке постоянно растет и на сегодня превышает 7 млн человек в сутки.
Как влияет на наше здоровье время, проведенное в метро? Если не брать во внимание опасности, связанные со столпотворением, есть очевидная проблема шума этой транспортной системы. Он сопровождает нас на всем протяжении движения в поезде и до момента подъёма на эскалаторе. Кто-то не ощущает никаких неприятных воздействий, кто-то затыкает уши наушниками, берушами, пальцами в конце концов! Но что говорят по этому поводу специалисты?
На сайте news.metro.ru было опубликовано исследование, проведённое в связи с запуском в московском метро вагонов «Русич». В вагонах поставили герметичные стеклопакеты, а вентиляцию сделали принудительной, не зависящей от скорости поезда и от того, идет он в тоннеле или по открытой ветке. Новые окна были призваны уменьшить шум на 10-15 децибел (в среднем в нашем метро уровень шума – 80 дБ). Однако скоро стало понятно, что в результате вентиляция в вагонах стала в три раза менее эффективной, ее мощности не хватало для того, чтобы нормально прогонять воздух.
В «Русичах» стали менять герметичные окна на те, что с форточками. В итоге функция снижения шума в вагоне была утеряна. Исследования проводились старшим специалистом технического отдела компании «Экостандарт». Помимо собственно шума измерялись также состав газов в атмосфере и электромагнитные поля (повышенные, они вызывают головную боль и болезни мозга). В итоге, получилась следующая картина:
Что сравнивали | Вагоны «Русич» (серия 81-740/741) |
Старые вагоны (серия 81-717/714) |
Шум при въезде на платформу, дБ | 91 | 95 |
В конце платформы (во время торможения), дБ | 87 | 91 |
В тоннеле внутри вагона (форточки открыты), дБ | 85 | 87 |
Внутри вагона (форточки закрыты), дБ | 67 | 79* |
Формальдегид | 0 | 0 |
Аммиак NH3, мг/м3 | 1 | не измерялось |
Оксид азота, NO2, мг/м3 | 0,5 | не измерялось |
Электрическое поле, вольт/метр | 0,05 | 0,06 |
Магнитное поле, ампер/метр | 0,02 | 0,02 |
Похожими исследованими занимались ученые из Колумбийского университета США, информацию об этом опубликовал портал metronews.ru. Они провели звуковые замеры в вагонах и на станциях нью-йоркского метрополитена. Самый высокий уровень шума на платформах составил 106 дБ. Более чем половина измерений выявили уровень звука, превышающий 85 дБ, 10% измерений зафиксировали шум более 90 дБ. Таким образом, средний уровень на платформах метро составил 86±4 дБ. Больше всего вредного для здоровья шума оказалось на пересадочных станциях. Показатели звука в вагонах метро достигли отметки 112 дБ. В среднем измерения в вагонах выявили 94, 9 дБ.
А что в норме? По санитарным нормам, допустимым уровнем шума, который не наносит вреда слуху даже при длительном воздействии на слуховой аппарат, принято считать 55 дБ в дневное время и 40 дБ ночью. Такие величины нормальны для нашего уха. Для примера, разговорная речь колеблется от 45 дБ до 60 дБ, в зависимости от громкости голоса; детский плач – 80 дБ; звук танцевальной музыки в ночном клубе – 110 дБ; шум леса от 10 до 24 дБ; смертельный для человека уровень шума, звук взрыва – 200 дБ.
Исследователи напоминают людям, ежедневно пользующимся метро: 30 минут, проведенные под воздействием шума в 90 дБА, эквивалентны 8 часам в среде с уровнем шума 78 дБА. Если вы подвергаетесь такому 30-минутному воздействию 5 дней в неделю, то это может привести к потере в среднем 4 дБ слуха при частоте 4 кГц. А тридцатиминутное пребывание в среде звука в 100 дБА соответствует 8 часам при 88 дБА и в течение 5 дней может вызвать снижение слуха на 16 дБ. Здесь необходимо уточнить, что потеря 10 дБ слуха в диапазоне частот 2-4 кГц способна повлиять на восприятие человеческой речи.
Важно! Предельно допустимые уровни шума: уровни звука и эквивалентные уровни звука в метро нормативно установлены и не должны превышать 70 дБА, в том числе при движении в тоннелях («Санитарные правила эксплуатации метрополитенов. СП 2.5.1337-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29.05.2003).
Ситуация с зашкаливающим шумом в метро давно волнует общественность, в частности, в конце сентября 2013 года Мещанский райсуд Москвы приступил к слушаниям по существу иска Общества защиты прав потребителей к Московскому метрополитену. В числе прочих исковых требований упомянут также и шум в метро, опасный для здоровья пассажиров. Правозащитники из ОЗПП утверждают, что в московской подземке существенно превышен допустимый уровень шума. Пока слушание дела было перенесено на 6 ноября.
Представители московских властей не скрывают, что бороться с шумом в метро, технически возможно, хотя это требует времени и денег. Существуют бесстыковые рельсы, определенные виды шпал, дорожное полотно, которое при прохождении состава снижает уровень шума и вибрации. Но у метрополитена нет возможности надолго вывести из действия какие-то участки пути, чтобы начать их интенсивно перекладывать.
«Все знают, как перегружено московское метро. Поэтому проблема шума может решаться только параллельно со строительством новых линий, которые позволят разгрузить наиболее перегруженные ветки, перевести с них потоки пассажиров, — рассказала порталу «Газета.Ru» председатель комиссии Мосгордумы по экологической политике Вера Степаненко. — Еще одна проблема московского метро — вентиляционные шахты. Они выведены на поверхность и забирают воздух из загрязненной и загазованной уличной среды. В подземном пространстве этот воздух воспринимается еще тяжелее, чем на поверхности, где есть ветер и осадки». Поэтому современными системами принудительной вентиляции должны быть оборудованы не только станции, но и вагоны поездов, заключила депутат.
Интересно, что в запущенных на Калининской, а затем и на Серпуховско-Тимирязевской линиях московского метрополитена новых вагонах «Ока» проблема с шумом была «как бы» решена. «Как бы», потому что система кондиционирования, как и ранее в «Русичах», не справляется с огромным потоком пассажиров в часы пик. В итоге люди жалуются на ужасную духоту, неприятный запах в самих вагонах и непрофессионализм машинистов, резко тормозящих на станциях и еле плетущихся между остановками.
Сами же машинисты в свою очередь тоже недовольны, вместо нескольких недель обучения управлению новыми составами они учатся всего 4 дня и «вперед с песней». Никакой модернизации вагонов пока не наблюдается. В том, что идея в общем хорошая, а вот исполнение совсем наоборот, уверены все. Выбирая между шумными старыми и душными новыми вагонами народ выбирает шум и возможность дышать.
Вот такая история! Будут ли дальше эксплуатировать вагоны-душегубки? Чем закончится рассмотрение иска Общества защиты прав потребителей? И будут ли московские власти внедрять новые технологии, не ставя жестоких экспериментов над пассажирами? Заменят ли пришедшие в непригодность участки рельс? Покажет время. А время – это как раз то, что мы экономим, спускаясь в метро.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений