Статистика травм велосипедистов
Нью-Йоркская полиция только что опубликовала статистику по ДТП за 2012-й год. Интересно в ней, в том числе, то, что в таблицах указаны данные по ДТП с участием велосипедистов. Я, в свою очередь, некоторое время назад интересовался аналогичной статистикой по Москве, и теперь у нас есть шанс провести параллели.
Для начала, правда, стоит поговорить об оценках количества велосипедистов в этих двух городах. Отчёт нью-йоркского Департамента транспорта показывает, что в 1980-м году в этом американском городе насчитывалось около 2 000 велосипедистов. Имеются в виду те люди, которые регулярно перемещаются, к примеру, от дома, до места работы. Счётчики в Нью-Йорке стоят во вполне опредлённых местах и оценивают количество велосипедистов, прибывающих на Манхэттен — в деловую часть города.
Московские власти оценивают столичное велосипедное движение на уровне 0,01% от населения города. По крайней мере, по состоянию на 2011-й год. Это чуть более 1 000 человек. В Нью-Йорке доля существенно выше, хотя, в сравнении с европейскими городами, она всё равно ничтожна — примерно 0,3%. При этом, правда, более 10% поездок на работу в Нью-Йорке совершается именно на велосипедах.
Если расширить рамки и считать постоянными участниками велосипедного движения всех тех, кто участвовал в велопараде 2012-го года, мы получим около 8 000 велосипедистов в Москве. Но, даже при том, что этот парад проигнорировали многие активные московские велосипедисты (из-за всевозможных противоречий с одними из организаторов, движением Let’s Bike It!), в нём, скорее, участвовало больше тех людей, кто пока воспринимает велосипед скорее как средство проведения досуга, нежели как транспорт. То есть, как бы мизерно не выглядела оценка правительства Москвы, она, видимо, близка к истине.
Сейчас в Нью-Йорке примерно 20-22 тысячи велосипедистов ежедневно совершает поездки на Манхэттен. Исходя из предварительных данных NYPD, в 2012-м году 19 велосипедистов погибло и 3 844 велосипедиста получило травмы в различных ДТП. Если взять средние данные по 1996-2005 годам, выяснится, что значения по погибшим в ДТП с участием велосипедистов практически не меняются. В 1996-м году погибло столько же велосипедистов, сколько и в 2012-м: 19 человек. Максимальное число погибших было в 1999-м году — 40 человек. Минимальное, в 2001-м — 13 человек. Среднее значение за десять лет: 23 чепогибших в год. При этом, в 1996-м году в Нью-Йорке насчитывалось около 5 500 велосипедистов.
Важно отметить, что при относительном постоянстве числа погибших и общего количества велосипедистов в годы с 1996-го по 2003-й, число велосипедистов, получивших травмы в ДТП, стабильно падало с 556 в 1996-м году, до 303 в 2003-м году. Это, впрочем, позволяет удивиться радикальному росту числа травм от 2003-го к 2012-му году: при увеличении количества велосипедистов в 3-4 раза, число травм выросло на порядок! Если говорить об относительных величинах, в Нью-Йорке в 2012-м году на 1 000 велосипедистов пришлось менее 1 погибшего и около 180 травм.
Для Москвы по 2011-му году есть следующие данные: в 167 ДТП погибло 6 велосипедистов и 163 было ранено. Данные за предшествующие годы показывают от 115 до 192 ДТП с участием велосипедистов в год и примерно в тех же рамках колеблется число пострадавших. Я думаю вполне можно предположить, что число велосипедистов в последние годы менялось незначительно. То есть за последние годы мы имеем 3-5 погибших на 1 000 велосипедистов в год и от 50 до 150 травм (в зависимости от года и оценки числа велосипедистов).
При этом в том же Нью-Йорке, по официальной статистике, число травм с 1996-го по 2003-й годы упало с примерно 100 на 1 000 велосипедистов, до 40. А затем подскочило до 180 к 2012-му году — и это при значительном росте велосипедной инфраструктуры (за эти годы были построены сотни километров велодорожек). Моё предположение заключается в том, что здесь причины те же, что и у столь низкого уровня зарегистрированных травм среди московских велосипедистов. Я думаю, что за последние годы в Нью-Йорке могла измениться методика учёта велосипедных ДТП и/или, увеличиться число регистраций подобных происшествий.
В свою очередь в отношении московских данных, я думаю, что многие такие случаи либо вовсе не доходят до ГИБДД, либо же последние не спешат их регистрировать. Более того, когда ожидание сотрудника ДПС затягивается на часы, я не думаю, что многие велосипедисты и автомобилисты, чей автомобиль не был существенно повреждён, будут дожидаться прибытия полицейского экипажа.
Какие выводы всё же можно сделать из всех этих расплывчатых данных? Есть один показатель, который не сильно меняется с годами и в Нью-Йорке, и в Москве — годовое число погибших в велосипедных ДТП. При этом в Нью-Йорке развивалась инфраструктура и существенно росло число велосипедистов. В этой ситуации слышать от московских властей пожелания в духе «покажите нам рост велосипедного движения и мы будем строить вам инфраструктуру» выглядят ровно как «а когда мы научимся плавать, нам пустят воду в бассейн». Не создавая обширную инфраструктуру, но призывая большее число людей пользоваться велосипедами в транспортных целях можно добиться лишь того, что относительные значения по погибшим в Москве велосипедистам не будут меняться. И когда в Москве станет 10 000 велосипедистов, число погибших будет измеряться десятками.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений