Самое опасное шоссе в мире
В сети ходит множество списков в духе «10 самых опасных дорог мира». Большинство лидеров этих рейтингов опасны просто потому, что проходят в горных районах и дороги эти, даже если и используются для перевозки грузов, реально не выдерживают никакой критики с точки зрения современных стандартов проектирования и безопасности. На многих из них и твёрдого покрытия нет. Подобные дороги просто нельзя рассматривать с точки зрения регулярного транспортного движения — это, скорее, горные тропы, которые используют от безысходности.
Но сейчас речь пойдёт о «нормальной» дороге, расположенной на вполне обычной местности. Шоссе N2 соединяет столицу Бангладеш Дакка с городом Силхет. Статья про эту трассу вышла вчера в британском The Observer.
Семь лет назад Всемирный Банк выделил солидную сумму на реконструкцию этого маршрута. Непонятно, в чём именно возникла основная проблема. То ли, как утверждают в финансовой организации, в том, что большую часть денег разворовали. То ли в том, что проект был изначально бездарен. Суть такова, что на дороге создали условия для увеличения скорости движения, но, при этом, не продумали вопросы безопасности.
В итоге, исходя из официальной статистики властей Бангладеш, смертность на N2 выросла до среднегодовых величин на уровне 180 погибших. Это, действительно, можно считать мировым рекордом. Энни Келли (Annie Kelly) из The Observer пишет, что это уровень, примерно на порядок более высокий, чем значения по самым опасным дорогам Великобритании.
Вернёмся к отправной точке — в 2006-м году BBC назвали самой опасной дорогой мира шоссе Юнгас, в Боливии. Там каждый год погибает от 200 до 300 человек. И это не сильно больше чем на N2. Особенно если учитывать характер той и другой дороги.
Можно посмотреть на примеры других стран, с мощным, но хорошо обустроенным автомобильным движением. К примеру, Fox News в 2009-м году провело анализ аварийности на американских дорогах. Самым опасным оказался участок трассы Interstate 15 в графстве Сан-Бернандино, Калифорния (San Bernardino County, California) — там за 5 лет погибло 346 человек. То есть примерно по 69 человек в год на участке дороги длиной в 125 километров. Для более корректного сравнения следует указать, что длина маршрута N2 меж Даккой и Силхетом составляет 250 километров.
Что забавно, в Штатах примерно те же причины высокой смертности на I-15, что и в Бангладеш. Нет, с безопасностью там всё довольно хорошо, но вот со скоростным режимом — беда. Он явно выше чем следовало бы. Дорога слишком прямая и чересчур широкая. С одной стороны, это стимулирует водителей превышать скоростной режим и создавать аварийные ситуации. С другой стороны, езда по прямой и широкой дороге убаюкивает — немало аварий происходит из-за того, что водители отвлекаются или засыпают.
Приведу ещё один пример. Самой опасной дорогой Австралии в 2007-м году называли Бартонский хайвей (Barton Highway) 1. Среднегодовая смертность в период с 1997-го по 2006-й год вышла там на уровень в 18 человек. И это самая опасная дорога Австралии.
Что же будет, если посмотреть относительные данные по смертям на дорогах различных стран? Недавно, публикуя новость о новом грядущем руководстве от NACTO по планированию городских улиц, я писал о том, что в Штатах в год на дорогах гибнет около 32 000 человек. Это примерно на 4 000 человек больше, чем в России. Но надо учитывать, что население России составляет 45% от населения США. То есть коэффициент годовой смертности на дорогах на 100 000 человек в США равен примерно 10, а в России — примерно 19.
Многие любят рассуждать о том, что самые ужасные автомобильные страны — это Китай и Индия. В каждой из них, по разным оценкам, на дорогах гибнет от 100 000 до 200 000 человек в год. Но, опять же, надо учитывать, что относительная смертность в этих странах выходит всё равно ниже российской — на уровне 16-17.
А уж возвращаясь в Бангладеш, остаётся только развести руками. Там смертность на дорогах на 100 000 населения держится на уровне 13.
И что же получается? Что, на самом деле, российские дороги хуже, чем во многих «банановых республиках». Что, как показали недавние приключения на М10, у нас не приходится даже и мечтать о том, чтобы безопасность и качество трасс оказались хоть на сколько-то приличном уровне.
При этом, даже когда у нас строят дорогу высокого класса, она может долгое время простоять в недоделанном и крайне опасном состоянии из-за того, что деньги украли. Я летом 2012-го года ехал по «автостраде» вокруг Нижнего Новгорода. Так там часть трассы была оставлена безо всякой разметки и разделительной полосы. При этом знаки «Автомагистраль» уже были установлены. Что мешало сделать хотя бы временную разметку или временные разделители? Это ровно та ситуация, которая привела к повышенной смертности в Бангладеш — построили быструю дорогу, но не озаботились вопросами безопасности.
Да, конечно же, в России до сих пор чаще встречаешь не ту проблему, что дорога слишком быстрая и широкая, а ту, что дорога узкая, неровная, но водители всё равно несутся по ней как умалишённые. Это уже вопрос не только к строителям и проектировщикам дорог, но и к полиции, которая не занимается своими прямыми функциями и не интересуется профилактикой безопасности дорожного движения.
Желающие могут насладиться цифрами из сравнительной таблицы по смертности на дорогах разных стран, которую год назад публиковали в The Guardian 2. Там некоторые данные устарели лет на пять, но общее представление составить вполне можно — Россия (исходя из коэффициента 19 по 2011-му году) соседствует с Таиландом, Филиппинами, Мексикой и прочими не слишком развитыми странами.
Фото:
- http://www.flickr.com/photos/niloy/107721126/sizes/z/in/photostream/
- http://en.wikipedia.org/wiki/File:Bolivia_Yunga_Road.jpg