Душевные особенности американских правил дорожного движения
В последнюю пару месяцев я немало времени потратил на изучение правил дорожного движения различных регионов Северной Америки. Я говорю не конкретно о Канаде и США, а именно о гораздо большем числе регионов. Дело в том, что в различных провинциях и территориях Канады, несмотря на существование общего «Дорожного кодекса», нет единого свода правил. Каждый регион может вводить свои нормативы, свои штрафы. Есть общие стандарты, но от них часто можно отходить.
В США всё ещё веселее — тут нет единого федерального свода законов, определяющего порядок поведения на дорогах. Каждый штат решат самостоятельно, какие должны бы правила. В целом, в них очень много похожего, но порой именно различие в мелочах может подвести сильнее всего. Дьявол — в деталях.
Впрочем, сейчас я хотел рассказать о некоторых занятных и забавных моментах, которые я обнаружил в различных буклетах правил — руководств водителей, как их здесь именуют (Driver’s Handbook). Какое-то время назад я делился картинкой из ПДД канадской провинции Саскачеван. Там, на одной из иллюстраций, на обочине дороги «голосовали» инопланетяне, желающие автостопом добраться до Марса =)
В американских правилах я столь мощных приколов пока не нашёл, но есть немало такого, на что можно обратить внимание.
Сначала, пожалуй, информационная справка для тех, кого интересуют ПДД США, но кто не очень хорошо владеет английским языком. Официальные переводы правил, по состоянию на начало 2013-го года, были сделаны в трёх штатах: Айове, Калифорнии и Вашингтоне. Причём во втором и третьем случае это полноценные переводы Driver’s Handbook. Скачать их можно на официальных сайтах транспортных ведомств штатов или на странице моего сайта, посвящённой американским ПДД.
Можно много смеяться над «западными» традициями все ограничения и требования указывать на упаковках товаров, но нельзя отказать американцам в том, что они стараются сделать нормы поведения на дорогах не только удобными и разумными, но и постоянно призывающими водителей вести себя безопасно, даже в неожиданных ситуациях.
Что можно прочитать у нас, в российских правилах? Например, что пешеходам запрещено находиться на автостраде. А в буклете какого-нибудь из штатов обязательно напишут, что если вы встретили пешехода в неожиданном месте — даже там, где ему запрещено находиться — безопаснее и разумнее уступить ему дорогу.
Или, к примеру, «помеха справа» — у нас речь идёт о том, что машина справа имеет безусловный приоритет (при одновременном перестроении в один ряд, или на равнозначном перекрёстке, или ещё в каких ситуациях). Здесь же неоднократно вас предупредят, что право проезда (right of way) вам не гарантируется законом. Правила лишь указывают на то, что оно у вас может быть и что окружающие должны предоставить его вам в определённых ситуациях. Но возникает оно только тогда, когда другой водитель вам его предоставил. Более того, всё ещё интереснее. Если, к примеру, вы подъезжаете к нерегулируемому перекрёстку и не снижаете скорость (даже если у вас вроде как должно было быть право проезда как у «помехи справа»), то вы, автоматически, теряете этот приоритет. Потому что вы предварительно нарушили порядок движения.
Вообще, много внимания уделяется тому, чтобы доходчиво продемонстрировать водителя, чего может стоить его невнимательность, неаккуратное поведение или нарушение законов. В ПДД Аляски я обнаружил замечательную калькуляцию того, сколько реально будет стоить водителю первое зафиксированное превышение алкоголя в крови (там лимит 0,8 промилле). Кроме базового штрафа ($1 500 за первое нарушение), они учли:
- расходы на штрафстоянку
- транспортные расходы из-за ареста машины — надо же на чём-то ездить, в том числе и в суд
- юридические расходы
- пени при оформлении страховки в последующие годы
- многие и многие другие материальные и нематериальные расходы
Среднюю стоимость первого такого нарушения они оценивают на уровне $22 000. Понятно, что это страшилка, но, каонечно же, заставляет задуматься. Особенно учитывая то, что они сразу же прдлагают альтернативу. Если вы выпили — возьмите такси. Это будет стоить в 1 500 раз меньше!
Человеческий подход проявляется в и других деталях. В ПДД Айовы, к примеру, я обнаружил такую строчку: Tailgaters can be real headaches. Tailgating — это когда кто-то сзади наседает, не соблюдая безопасную дистанцию. Очень распространённая тема среди российских водителей. Фразу можно примерно перевести как «Водители, не соблюдающие дистанцию, могут реально выбешивать». А после этого следует рекомендация, что таких хамов лучше спокойно пропустить, неторопясь перестроившись правее =)
Обнаружил я упоминание закона «Доброго самаритянина» — суть в том, что если вы оказываете помощь человеку, попавшему в ДТП, не имея медицинских навыков, то закон избавляет вас от ответственности, на случай каких-то дополнительных травм. При этом, в соседнем предложении, вас просят не пытаться делать что-то, если вы совсем не уверены, или если видите, что можете навердить человеку.
Нередко можно услышать рассуждения о странности того, что в Штатах так рано дают права. В Вайоминге, к примеру, права дают с 16,5 лет, но если вы живёте далеко от школы и/или места работы, то вам могут дать право их получить уже в 14. Под «далеко» понимают в пяти милях или более.
Но, при этом, права у школьника могут отобрать, если он, к примеру, прогуливает занятия.
Много и других интересных, правильных и полезных особенностей обнаруживается в американских и канадских нормах управления транспортом. И многие из них объединяет то, что к водителям относятся не механистически, а стараются побудить и убедить их ездить правильно. И это, судя по всему, вполне работает! Может дело не только в высоких штрафах, но и в таком человеческом отношении? =)
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений