Ралли Плимут-Дакар
Я решил тут набросать некоторые свои прикидки на тему ралли Плимут-Дакар (точнее Плимут — Бамако, но кто ж смотрит).
Что?
Ралли «Плимут-Дакар» — это такой коллективный забег на машинах по Африке. Ралли похоже на «Париж-Дакар», с одним небольшим отличием: максимальная стоимость машины 100 фунтов, максимальная стоимость тюнинга 15 фунтов. В реальности это, конечно, нарушается, и участники отправляются на машинах за 300, 500, а то и 700 фунтов (35 000 рублей)!
В отличие от настоящего ралли, тут соревновательный компонент куда меньше: машины идут группами (если одна сломается — остальные помогут, возьмут на буксир или, если ситуация безнадежная, возьмут пассажиров), а главное не доехать первым, а просто доехать, при этом максимально обогатившись опытом и впечатлениями.
Если вы еще не знаете, интересно вам это или нет, почитайте отчеты.
Где?
У ралли, фактически, два старта: первый — из города Плимут в Англии. Из Плимута участники переправляются на пароме во Францию (есть 2 варианта маршрута, см. ниже), потом едут по Франции 1 000 км, еще столько же по Испании и приезжают в точку второго старта — городок Tarifa на самом юге Испании, рядом с переправой в Африку.
В Испании участники живут 2 дня в гостинице (стоимость входит в плату за участие), общаются, еще раз проверяют машины, закупаются вином и дошираком, ждут отстающих и тех, кто решил стартовать не из Англии (экипажи из Европы и России, скорее всего, присоединятся как раз на испанском этапе) и т.п.
Ну а потом — старт, вперед в Африку!
В Африке машины едут по территории четырех стран: Марокко (север очень туристический, юг — в меньшей степени), Мавритания, Сенегал и Мали. В столице Мали — финиш ралли.
По плану, машины продаются в Бамако (столица Мали), а деньги идут на благотворительность (строительство местной больницы). При этом, участники возвращаются в цивилизацию самолетом (из Бамако летает, по меньшей мере, три авиакомпании, включая Air France).
Когда?
Из доступных в ближайшие 12 месяцев стартов, можно выбрать из 26 декабря 2013 и 24 января 2014 года. Думаю, оптимально ехать в первой группе: она хорошо подходит как живущим в Англии (более-менее затрагивается Рождество и попадает Новый Год), так и живущим в России (используются новогодние праздники). Сам Новый Год при этом можно отметить в относительно цивилизованных условиях в Марокко. Я буду это рассматривать как дефолтный вариант: как я понимаю, все тут люди работающие и существенно ограниченные временем отпуска.
Вторая группа может подойти тем, кто хочет отметить новый год где-то еще, отоспаться после праздников, поработать, а потом поехать в Африку.
В прошлом году, кстати, было три старта, 14 декабря 2012, 26 декабря 2012 и 4 января 2013.
Ралли длится примерно три недели, хотя известны случаи, когда маньяки проходили его за две. Но, во-первых, рассчитывать на это не стоит (не каждый захочет на машине за 300 фунтов отрываться от группы и давить тапку), а, во-вторых, я за то, чтобы насладиться Африкой по полной: когда еще так поедем.
Принимать решение и начинать готовиться к ралли стоит примерно за 6 месяцев, т.е. летом 2013. Во-первых, нужно время, чтобы собрать все визы (о них ниже), во-вторых имеет смысл сделать пару прививок, в-третьих — выбрать машину и начать хоть немного в ней разбираться.
А отчеты почитать можно?
Русскоязычных отчетов в сети немного, но пару найти удалось:
- Отчет команды, проехавшей путь на «Копейке»
- Отчет команды, проехавшей путь на Ниве 1986 года ([2])
- В прошлом году ребята из Москвы проехали путь на Оке ([2]), а ребята из Риги на Москвиче-412.
Фотографии я взял из опубликованных в сети отчетов, прежде всего отсюда. Локальные линки — чтобы гарантированно грузились. Уважаемые авторы, если вас не устраивает такой формат, или вам хочется, чтобы я снял отсюда ваши фотографии, напишите, пожалуйста.
«Туда»
Я набросал в Гугле примерный маршрут. Выходит 4 200 миль, т.е. 6 900 км, из них:
- 0 км по Англии — начинается всё в портовом городе Плимут, откуда машины сразу грузятся на паром
- Альтернатива: крюк илометров в 300 по земле и паром Дувр — Кале (50 фунтов, часа 3)
- Паром Plymouth — Roscoff (Англия — Франция), 192 км, условно — 10 часов
- 1000 км по Франции
- 1200 км по Испании
- Паром Aljericas — Ceuta (Гибралтар), 32 км, условно — полтора часа, паром стоит порядка 150 фунтов по информации организаторов
- 4700 км по Африке
По сути, получается 2 + 2 варианта старта. Ниже — тайминги для второй группы, для первой они сдвигаются на неделю «назад», для третьей на неделю «вперед»:
- 26 декабря из Плимута (Англия) — хорошо подходит тем, кто едет из Англии. Первый полный сбор группы. После этого старта следует прогулка в 2 000 км по европейским дорогам — Англия, Франция, Испания
- ~28 декабря из гостиницы на юге Испании (в районе Tarifa — в сбор за участие входит номер в гостинице на 2 человек на 2 дня, точное название и координаты организаторы сообщат позднее) — хорошо подходит тем, кто едет из Европы и России. Второй полный сбор группы. После этого старта — Африка, основной этап
- ~29-30 декабря — кемпинги в Марокко, в цивилизованных краях на севере. Где конкретно — станет известно после публикации точной раскладки маршрута — подойдет тем, кто опоздал в Испанию. Группы тут уже могут разделяться
- 31 декабря — кемпинг в Марокко, Марракеш или MMFN (Miles and Miles of Fucking Nothingness, эпичное место в пустыне) — Новый Год
После присоединяться уже рискованно (прежде всего, из-за опасности быть последним в группе и «встать» на дороге), да и радости не так много: не успеешь стать «своим». Но всегда можно оставить машину на стоянке, а дальше, в зависимости от времени и финансовых возможностей, сколько-то дней гулять или полететь поработать, и присоединиться ко второй группе, со стартом из Лондона 24 января 2014 года.
По моим прикидкам, бензиновый джип с расходом по трассе 13 литров на 100 км съест на всем пути 900 литров бензина, а дизельный с расходом 9 литров на 100 км — 620 литров.
«Там»
Заканчивается ралли в городе Bamako (wikitravel) в Мали. Потом, по желанию, еще можно покататься по округе, но это уже как пойдет… На самом деле, Бамако выглядит благостным местом, там вокруг много лесов и т.п.
Для маньяков — поездка в Тимбукту (wikitravel), 200 км дороги, на которой одна из трех машин обычно умирает (описание поездки). Еще из минусов — Тимбукту сейчас находится под контролем воинов ислама, и является очень небезопасным (хотя и живописным!) местом. Я бы не ехал…
«Обратно»
Финиш в Бамако (Мали)
Из Бамако, финальной точки маршрута, летают как минимум 4 авиакомпании:
- Air France
- Ethiopian Airways
- Royal Air Maroc
- TAP Portugal
Искать адски тяжело — большинство агрегаторов не знают BKO, да и на сайте Air France ввести Bamako так, чтобы оно не ругалось — это надо постараться! Так что тут — примерные наброски, то, что я по-быстрому достал…
- Air France, Bamako — Paris — Bamako, 24 700 рублей (на сайте он отказывался one way делать, такой галочки не было). Будем считать это верхней оценкой, 500 фунтов.
- На сайте организаторов указана примерная стоимость — 300 фунтов до Лондона (15 000 рублей).
- TAP Portugal предлагает билеты с пересадкой в Лиссабоне: до Лондона за 343 фунта (17 000 рублей), до Парижа за 293 фунта (15 000 рублей) и до Москвы за 538 фунтов (27 000 рублей).
Досрочное завершение
Досрочное завершение может состояться по двум причинам — личные обстоятельства (нежелание/невозможность продолжать гонку и желание свалить уже из этой Африки) и технические неполадки (машинка не едет).
В первом случае, выход один: доехать до ближайшего крупного города, продать там машину, и — на самолет до Европы (Лондон или Париж — из Парижа в Лондон можно за 50-70 евро обычно улететь).
Во втором случае, если машина сломалась и продолжать поездку на ней уже никак не получится, можно либо распределиться по другим машинам группы (напоминаю, это не гонка на время, участники обычно идут группами, останавливаются вместе и т.п.), либо попробовать купить машину у местных за очередные 300-500 фунтов, или же доехать с товарищами по приключению до ближайшего крупного города — и см. пункт 1.
Ниже — примерные стоимости билетов «на следующий день» из разных крупных городов, через которые будет проезжать ралли:
- Касабланка (CMN, Марокко) — Лондон: 210 фунтов (10 500 рублей), British Airways
- Марракеш (RAK, Марокко) — Лондон: 210 фунтов (10 500 рублей), British Airways
- Нуакшот (NKC, Мавритания) — Лондон: Royal Air Moroc + BA, 750 фунтов (37 500 рублей), Нуакшот — Париж: 505 фунтов (25000 рублей)
- Дакар (DKR, Сенегал) — Лондон: 650 фунтов (32 500 рублей), Royal Air Moroc, Дакар — Париж: 400 фунтов (20 000 рублей)
Тут я не рассматриваю варианты возвращения из Европы или с севера Марокко: там решает EasyJet за 50-100 фунтов до Лондона + ближайший продавец неликвида, которому машина достанется по цене металлолома.
Ну и, наконец, надо помнить, что в Африке есть умельцы, которые могут заставить любой лом проехать еще тысячу километров, чему способствуют большие рынки с запчастями на Нивы и УАЗы (со времен советской дружбы), Ленд Роверы, Ниссаны и Тойоты (наследие колонизаторов и миссий ООН). Так что технические причины — еще не повод сходить с дистанции!
Страны: визы и обязательные бюрократические формальности
Англия
Цивилизация, виза — фунтов 100, или около того, за многократную, на 6 месяцев. Если машину брать незадолго до поездки, можно обойтись без дорожного налога и страховки.
Писать нечего: банкоматы есть, сотовые работают, скучно…
Доп. сборы
Если покупать машину в Англии и тут кататься, требуется страховка и действующее ТО. С другой стороны, в Англии обычно машины продаются с ТО, которое действует еще N месяцев, а страховку можно и краткосрочную взять (или даже не брать сколько-то дней).
Если ввозить машину из России в Англию (чтобы поучаствовать в старте из Плимута) — надо разбираться отдельно. Посмотрим, если будет интерес.
Франция, Испания
Опять цивилизация, на сей раз — Шенген. Виза стоит условные 35 евро.
Марокко
Есть цивилизованные места, а есть дикие.
Виза
На сайте посольства Марокко в России говорится, что виза для людей с Российским заграном не нужна. Одновременно приводится список документов, необходимых для получения визы, и указывается стоимость: 1240 рублей.
Update: Судя по перекрестному валидированию на турсайтах, виза таки не нужна.
Доп. сборы
Страховка, покупается на границе, 40-60 евро (1600-2400 рублей) судя по отчетам туристов.
Есть платный автобан европейского уровня, Рабат — Маракеш, 350 км за 10 евро (400 рублей).
Западная Сахара
Это такая территория, принадлежащая Марокко, специальной визы не требуется.
Мавритания
Виза
Чтобы получить визу, нужно заполнить анкеты на французском, дать бронь гостиницы и заплатить 40 баксов (Россия) или 80 фунтов (UK). На английском сайте еще просят выписку из банка и письмо с работы.
Ну и прививка от желтой лихорадки нужна.
Внимание: стандартная виза действует месяц после получения, нужно аккуратнее с таймингом!
Доп. сборы
Страховка, покупается на границе, 10-15 евро.
Возможные проблемы на границе
Страна мусульманская, алкоголь запрещен. При въезде могут обыскать машину и отобрать алкоголь или предложить не отбирать за взятку. Забавно, что в Нуакшоте алкоголь есть, но нелегальный и дорого — пиво 3 евро за банку.
Сенегал
Цивилизации уже меньше, сильно меньше…
Виза
Судя по информации на английском сайте, для обладателей Российского паспорта виза нужна, причем требуется еще prior approval, на который может уйти до 6 недель. Судя по информации с travel.ru, виза в Москве стоит 20 евро, в Англии — на сайте просят позвонить. Наконец, немного полезной инфы на форуме Винского, например о букинге отеля с отменой.
Вывод: делать заранее!
Важно: для получения визы, судя по некоторым сайтам, требуется сделать прививку от желтой лихорадки. Впрочем, это может быть по-любому хорошей идеей.
Если визу почему-то не дадут, можно проехать из Западной Сахары напрямую в Мали, хотя, конечно, хочется посмотреть на Дакар и на Сент-Луис…
Доп. сборы
При переезде границы, предлагают купить страховку, 27-32 евро.
Мали
Наконец мы добрались до страны, которая не озаботилась страничкой посольства в России, самое близкое, что есть — тут.
Виза
Тут пишут, что виза нужна, и оформить ее можно в консульстве Мали в Москве (кстати, по ссылке есть даже почта консульства, на mail.ru), почем — не пишут. Но вот эти ребята готовы организовать визы по 2500 рублей за штуку (50 фунтов). А вот как в UK делать — надо посмотреть…
Для получения визы также необходима прививка от желтой лихорадки.
Если вдруг визу не получим — можно попробовать получить ее на границе, пограничник (по идее) должен бесплатно выдать специальный бланк, который потом надо прокомпостировать в ближайшем райцентре. Однако, по рассказам, сами пограничники не считают, что бланк бесплатный, так что этот вариант — не самый оптимальный.
Доп. сборы
На границе надо купить страховку. Впрочем, вроде как можно и не покупать, но тогда если вдруг остановят полицейские — надо будет с ними как-то договариваться.
Сравнение стран — викивыписка
Англия(wt) | Франция(wt) | Испания(wt) | Марокко(wt) | Мавритания(wt) | Сенегал(wt) | Мали(wt) | |
Столица | Лондон(wt) | Париж(wt) | Мадрид(wt) | Рабат(wt) | Нуакшот(wt) | Дакар(wt) | Бамако(wt) |
Независимость с | ~500 | 498 | 1248 | 1956 | 1960 | 1960 | 1960 |
Население, млн. | 60.0 | 65.3 | 47.2 | 32.6 | 3.1 | 12.9 | 14.5 |
Территория, тыс. км^2 | 230 | 675 | 506 | 711 | 1030 | 199 | 1240 |
Официальные языки | Английский (+6 региональных) | Франзузский | Испанский (+3 региональных) | Арабский, Берберский | Арабский (Французский признается как national) | Франзуский (+6 региональных) | Французский |
ВВП на душу населения (приведенный) | 36,605$ | 35,613$ | 30,625$ | 5,052$ | 2,178$ | 1,871$ | 1,127$ |
Погода
Я взял среднюю температуру и дождливость в декабре (Англия, Франция, Испания) и январе (Марокко, Мавритания, Сенегал, Мали). Погоду в Европе я смотрел менее подробно. Вот, что получилось:
- Англия: 2-7 градуса, вероятность осадков 75%
- Франция: 2-12 градуса
- Испания: 6-17 градусов
- Марокко: от 8-20 (день-ночь) до 0-12 градусов — страна большая. В наиболее дождливых местах, дождь идет 6 дней из 30
- Мавритания: 13-29 градусов (видимо, день), дождей нет
- Сенегал: 17-25 градусов, дождей нет
- Мали: 16-33 градуса (вглубь континента — климат становится резче), дождей нет
Машины
Весь путь можно проехать и на 4×2, и на 4×4 машинах, но второй вариант мне ближе: во-первых, меньше вероятность застрять, во-вторых, если застрянешь — эпичнее, и, в-третьих, на старых рамных мостовых джипах надежность «базы» обычно выше, чем на обычных легковушках, как-нибудь доедешь (я ездил со сломанной рамой и выпавшим двигателем).
Примеры того, что можно достать в UK до 1 000 фунтов (50 000 рублей):
- Range Rover I, 1992 год, бензин 3,9 литра — 1 000 фунтов
- Land Rover Discovery I, 1995 год, 4 литра бензин, автомат — 750 фунтов
- Land Rover Discovery I, 1997 год, 2,5 дизель, механика — 795 фунтов
- Land Rover Discovery I, 1996 год, 2,5 дизель, механика — 799 фунтов
- Land Rover 88″, 1976 год, 450 фунтов
- Короткий Nissan Patrol, 1992 год, 4,2 атмосферный дизель, 970 фунтов.
Когда-то я смотрел дольше, и видел рабочие варианты в духе Discovery I первой половины 90-х с дизелем и механикой за 300-500 фунтов. Но вообще такое лучше подбирать на стоянках: обычно на сайтах машины такого уровня не размещают.
По России, предполагаю, нужно узнавать в клубах любителей УАЗов и Нив и гаражах, не факт, что трэш-экземпляры будут в сети. Ну или просто по развалам, по авторынкам… Впрочем, пусть будет пара котировок с auto.ru:
- УАЗ 469, 1989 год, 150 тыс. км., 2,45 бензин, военные мосты — 45 000 рублей
- УАЗ 469, 1997 год, 150 тыс. км, 2,45 бензин — 65 000 рублей
- Нива, 1996 год, 105 тыс. км, 1,7 бензин — 36 000 рублей
- Нива, 2000 год, 134 тыс. км, 1,7 бензин — 65 000 рублей
- Jeep Cherokee, 1993 год, 200 тыс. км, 4 литра бензин — 40 000 рулей. Так дешево, видимо, потому что не растаможен, но нам же и не надо! Вообще интересная тема — нерастаможенные авто.
- Jeep Cherokee, 1992 год, 350 тыс. км, 4 литра автомат — 100 000 рублей.
Отдельно — всякие обзоры, посвященные покупке подержанных внедорожников — пусть копятся тут, чтобы потом знать, на что смотреть…
Гостиницы, кемпинги и т.п.
Секцию надо будет основательно заполнить, пока — просто примеры и proof of a concept.
Англия
В Лондоне можно остановиться у меня (до 3 человек разместим), в Плимуте организаторы устраивают кемпинг (входит в стоимость).
Франция
Испания
Гостиница на двоих, на 2 ночи, в точке сбора перед Африкой входит в стоимость.
Марокко
- Dar Salam, Марракеш, без звезд, но выглядит забавно — свой плетеный домик, с собственным душем и туалетом, 20 фунтов (1 000 рублей), есть бесплатный Wi-Fi
- Hotel Amine, Марракеш, ***, номер с душем стоит 26 фунтов (1 300 рублей), есть бесплатный Wi-Fi
- Holiday Inn Marrakech, Марракеш, ****, номер стоит 60 фунтов (3 000 рублей), есть бесплатный Wi-Fi
- Hotel Doumss, Дахла (один из промежуточных пунктов, на юге страны), ***, номер с душем стоит 43 фунта (2 200 рублей), есть бесплатный Wi-Fi
Мавритания
- Inimich Apart-Hotel, Нуакшот, без звезд, на trip advisor было около 35 фунтов (1 750 рублей), есть бесплатный Wi-Fi
- El Amane Hotel, Нуакшот, **, 69 фунтов (3 500 рублей) за комнату с душем, есть бесплатный Wi-Fi
Сенегал
- Hotel du Phare, Дакар, **, номер на 2 без душа — 25 фунтов (1 250 рублей), с душем в номере — 35 фунтов (1700 рублей), есть бесплатный Wi-Fi
- Novotel Dakar, Дакар, ****, номер стоит 92 фунта (4 600 рублей), есть бесплатный Wi-Fi
Мали
- La Venise Malienne, Бамако, без звезд, но по виду европейская, есть бар, ресторан и Wi-Fi бесплатный. Номер на двоих 35 фунтов (1 700 рублей)
Примерные расходы
Ниже — мои прикидки расходов на поездку на экипаж (т.е. на 2 человек):
- Машина в Англии: 300-500 фунтов (15 000-25 000 рублей). Если брать машину в России — надо смотреть всякие auto.ru. В свое время Владимирович видел УАЗики по 30 000 рублей
- Билеты обратно (Африка — Лондон): порядка 300-500 фунтов (см. секцию выше), т.е. 15000-25000 рублей
- Две паромные переправы (Англия-Франция и Испания-Марокко) 200 фунтов; для экипажей, которые своим ходом приедут из России сразу в Испанию — меньше
- Топливо: исходя из условного евро за литр (Марокко — 0.90 евро), для бензиновой машины получается 900 евро, для дизельной 620 (см. выше). Т.е., грубо, 700 фунтов (35 000 рублей) для бензиновой машины, 500 фунтов (25 000 рублей) для дизельной
- Гостиницы — европейская часть. Исходя из условных 4 дней и условных 60 евро за гостиницу ** у дороги, получается 240 евро (напоминаю, гостиница на юге Испании входит в fee), т.е. порядка 200 фунтов. Потенциально, можно в кемпингах, дешевле
- Fee организаторам: 375 фунтов
- Визы и легальные поборы на границах
- Еда, если каждый день питаться в местных кафе — подсчитать сложно, но по опыту местные кафе обычно очень недорогие, в 10 фунтов в день за обед на двоих, будем считать, уложимся. Для 20 дней получается 200 фунтов. Потенциально, можно только в базовых лагерях есть Дошираки.
- Жилье — 5 условных остановок по пути (если остальное время вставать с палаткой). Опять-таки подсчитать стоимость сложно, но я думаю, что 50 фунтов в день за условные ** с душем — можно уложиться. Это дает 250 фунтов. Потенциально, можно в кемпингах и беззвездочных гостиницах — душ на этаже и т.п., это будет существенно дешевле.
- Для тех, кто едет из России: билеты Москва-Лондон-Москва — порядка 10 000 — 15 000 рублей за прямой рейс, пересадочный дешевле (например, сейчас Air Baltic предлагает за 170 фунтов, это примерно 8 500 рублей). Если кто-то едет из России на машине, обратно может быть дешевле, перелетами через Швейцарию/Финляндию/Восточную Европу.
Таким образом, всего получается порядка 2 350 — 2 950 фунтов с экипажа (т.е. с двух человек), не считая билетов Москва-Лондон-Москва и виз.
Эти цифры очень примерные, если они +/- 50% подходят — надо выяснять детально (и я надеюсь в этом на вашу помощь), если нет — печально: как-то тут ужаться можно, может даже в полтора раза, но не думаю, что в два. Хотя…
Еще важно помнить, что в эту сумму не входят следующие расходы:
- Ремонт машины
- Связь — телефон и интернет
- Экипировку — одежду, палатку и т.п. У многих (если не у большинства) это есть
- Походную еду — завтраки и ужины на случай стоянки в кемпингах (впрочем, по опыту это очень недорого, и можно закупиться в дешевых магазинах в Испании или Франции)
- Развлечения по пути — музеи, национальные парки, аттракционы и т.п.
- Взятки местной администрации (впрочем, судя по отчетам, можно без них обойтись)
Так что, даже после финализации всех расходов, полезно иметь с собой несколько сотен евро на случай непредвиденных расходов.
После завершения ралли машины продаются на местных аукционах (скорее всего за те же 300-500 фунтов), а деньги идут на строительство больнички — благотворительность. При сильных проблемах с деньгами, можно попробовать продать машину самому, но, во-первых, рассчитывать на какую-то сумму не стоит (не получится / машина сломается / местные обманут), а, во-вторых, нехорошо как-то…
Что взять с собой
Тут я буду писать, что хочу взять с собой. Т.е. это не какие-то обязательные штуки, а просто мой личный список того, что хорошо бы не забыть, вывешенный тут для удобства.
Одежда
Нужно готовиться ко всему диапазону температур, от -10 (в пустыне ночью) до +30 (днем, на юге). Впрочем, машина большая, кинуть лишних футболок и теплую куртку — не проблема.
Остановки
- Большая палатка, для кемпингов. Есть такие палатки специально для автопутешествий, ставятся за 2 минуты. Дешевые модели громоздкие и тяжелые, но это не проблема: машина большая, а обратно можно не тащить — обменять у местных на локальные артефакты
- Маленькая палатка, резервная
- Стандартный походный набор снаряжения
Сумки и чемоданы
- Небольшой походный рюкзак для критических вещей. Во-первых, чтобы брать в салон самолета, а, во-вторых, чтобы, если вдруг придется, можно было бросить машину.
- Основные вещи, по опыту Казахстана, удобнее держать не в большом рюкзаке, а в обычном большом чемодане. А на обратном пути — сдать его в багаж.
- Многие авиакомпании на второе место багажа хотят денег, так что, возможно, дешевые и габаритные вещи проще продать местным (или обменять на сувениры — сам процесс, судя по рассказам, очень интересный).
- Для выходов в город полезно взять обычный городской рюкзак, сумку, ридикюль и т.п. — кто с чем привык ходить. Не всё же в машине сидеть.
Электроника
- Инвертор вроде такого — заряжать электронику во время движения. Автозарядки от 12В могут оказаться эффективнее, но в этом случае еще нужен 12В разветвитель. А еще, нужно внимательно следить за состоянием генератора, чтобы не перегрузить его.
Продукты
- Литров 50 воды, если будет место в багажнике — из Испании, Франции или Англии
- Доширак — если на кемпингах не будет времени для нормальной еды
- Рыбные, овощные, мясные консервы
- Каша/мюсли на завтрак
- Орешки, шоколадки и т.п. — грызть по пути
Штуки для машины
- Важно для выбранной машины построить список критичных неисправностей, которые могут появиться в пути, и которые можно устранить на месте, и взять запчасти и инструмент для ремонта.
- Полезно узнать, можно ли поставить дополнительный бак недорого (для внедорожников такие бывают). Если нет — несколько канистр взять. Особенно актуально для бензиновых машин.
- Полезно поставить пару дополнительных фар: в старых машинах фары обычно не очень, а если по пустыне вечером ехать, хочется видеть всё максимально хорошо.
- С собой взять минимум 2 запаски, а лучше 4. Впрочем, брать можно старые с парной комплектностью (т.е. набор летних и набор зимних колес — ок).
- Взять хорошую книжку по ремонту (которую перед поездкой желательно прочесть!). В компьютер можно накачать статей из интернета, посвященных особенностям ремонта агрегатов, желательно с картинками и т.п. — для чайников.
- Парашютные стропы!!!
Misc
- 30 распечатанных анкет с паспортными данными водителей и выписками из документов на машину, на французском. Экономят время, когда полицейские стопят на постах в Марокко (в противном случае они всё переписывают вручную, долго).
Assorted facts
- Судя по отчету, гиды могут захотеть машину себе, для чего на стоянке могут налить куда-нибудь кислоты — машину придется бросить.
- В Мавритании на большинстве заправок есть солярка, а бензина нет. Надо ловить момент!
- С собой надо возить наличные евро; банкоматы редки и принимают не все карточки, а доллары и фунты не в почете.
- В Мавритании нет банкоматов, снять деньги с карточки можно в банке, но очень сложно.
- Из Нуакшота в Сенегал можно ехать через Россо и дамбу Диама. Рекомендуют через дамбу — быстрее проходишь таможню.
Оригинал записи на сайте автора: http://gevor.myid.ru/projects/plymouth-dakar/teaser.html
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений