Как пересадить автомобилистов на общественный транспорт?
Вопрос о том, как пересадить жителей городов из автомобилей на общественный транспорт стоит перед урбанистами и городскими управленцами уже несколько десятилетий. Некоторые страны решали его реконструкцией городских пространств и введением жестких ограничений на перемещение на машинах (например в Германии). Другие пошли по пути повышения цен на бензин, увеличения дорожных налогов и развития сетей платных дорог.
Все это репрессивные меры, которые не требуют личного осознания человеком необходимости отказаться от машины. Как только запреты и ограничения исчезнут, люди снова вернется к более удобному, по их мнению, виду транспорта — автомобилю.
По мнению психологов изменить какие-либо привычки человека, будь то курение или постоянное использование автомобиля для передвижения по городу, очень сложно. Проблема в том, что действие очень плотно закрепилось в повседневной практике и происходит уже бессознательно, как говорится, на автомате. Чтобы разбить этот замкнутый круг, серьезно необходимо изменить что-то в жизни человека. Конечно, сделать это проще всего на уровне небольших компаний или внутри своей собственной семьи, чем в пределах города или всей страны.
Совету психологов последовало руководство британского отделения фонда WWF. Одновременно с переездом офиса из одного города в другой, они предложили работникам отказаться от автомобилей и добираться в офис на общественном транспорте. Тем самым WWF внес элемент новизны в рутину своих сотрудников. Им в любом случае пришлось бы искать новые маршруты для поездки на работу, так что стрессовая ситуация, требующая изменения привычек, уже возникла и без этого «автомобильного» компонента.
Как же все прошло?
Прошлой осенью английский офис WWF принял решение переехать из города Годалминг (60 км от Лондона) в Уокинг (50 км). Причиной перемещения не было желание стать ближе к столице или сократить время в дороге для тех, кто живет в Лондоне. Речь шла о попытке улучшить расположение с экологической точки зрения.
Все бы ничего, но в WWF пошли дальше по экологической дорожке и предложили сотрудникам вовсе отказаться от использования автомобилей для поездок на работу. Тут переезд сыграл организации на руку, поскольку Уокинг изначально предоставлял большие возможности для использования общественного транспорта. Для мотивации сотрудников, помимо их личной заинтересованности в улучшении экологии, компания выбрала денежное поощрение и стала доплачивать тем, кто пересел на общественный транспорт.
Все это время за штатом следила команда психологов из университета города Бат. Они изучили транспортные привычки сотрудников за год до переезда компании, а потом сравнили их с теми, что начали формироваться у сотрудников через неделю после переезда и через месяц.
Первые же замеры показали значительные изменения в транспортных привычках сотрудников WWF. В первую неделю после переезда количество сотрудников, пользующихся автомобилем, снизилось с 55% до 23%. Через месяц значение «отскочило» до 29%, но по-прежнему осталось существенно ниже прежних результатов.
Количество тех, кто пользовался поездами, чтобы добираться на работу, выросло после переезда с 18,5% до 56%. Доля тех, кто пользовался другими транспортными модальностями (автобус, велосипед, каршэринг) сначала немного поколебалась, но вернулась к прежнему уровню примерно около 10%.
Только один сотрудник компании пересел с общественного транспорта на автомобиль, чтобы добираться на работу в новый офис.
Успешность этого эксперимента обуславливается сразу несколькими факторами:
- Высокой личной мотивацией сотрудников (все-таки они работают на благо природы);
- Вынужденным изменением повседневных практик (переезд офиса);
- Мотивацией со стороны компании (денежные премии отказавшимся от автомобиля).
Вполне вероятно, что исключив даже лишь один их этих моментов, можно уже не получить таких хороших результатов.
Не все компании заботятся об экологии и готовы ради этой цели переезжать. Тем более, не все задумываются о том, чтобы стимулировать своих сотрудников избавиться от «вредной привычки». Но, пожалуй, стоит взять на заметку этот пример и попытаться как-то приспособить его и в нашей действительности.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений