День 3. Проблемы на пути до Вадсё
12 июля 2012 года. Варангер-фьорд — Вадсё, Норвегия
Можно подумать, что предыдущий день выдался довольно тяжёлым. Это так, но 12 июля мне предстояли гораздо более весёлые приключения.
Утро выдалось довольно прохладное и, несмотря на то, что предыдущим вечером я ехал почти до полуночи, в этот день я встал где-то между 6 и 7 часами утра. Не могу сказать, что я был так уж рад тому, что проснулся я именно из-за холода.
Время до 9 утра я потратил на сборы и на небольшой перекус из того, что оставалось с предыдущего дня: сыр «Филадельфия» с хлебом. Напомню, что ещё одной проблемой, доставшейся мне с прошлого дня, было то, что я разбил лагерь, так и не добравшись до родника – именно это стало моей первоочередной задачей после сухого завтрака. С водой, правда, с этого момента у меня практически не было проблем. Да вечернее отсутствие воды я, скорее, должен списать на свой собственный плохой расчёт – мог бы побеспокоиться и набрать фляжку, когда проезжал очередную речушку вечером. Хорошо хоть кола ещё плескалась на дне бутылки =)
2. Не слишком замаскированный лагерь на обочине
Первый родник я нашёл буквально через пару километров, набрал пару бутылок, попил воды, умылся и почистил зубы. Рельеф был не лучше и не хуже вчерашнего – всё те же спуски и подъёмы. Правда я уже немного отошёл от первых ужасов первого дня и даже немного приноровился к тому, что мне приходилось постоянно переключать передние три передачи вручную переставляя цепь с шестерёнки на шестерёнку, так что и ехать было чуть проще.
Места очень напомнили мне Хибины. И запахи, пожалуй, похоже. По крайней мере, когда я немного отъехал от моря и пропала эта йодистая и солёная примесь в общем аромате, стало похоже на нашу Мурманскую область. Такие же широкие долины, такие же невысокие и кажущиеся пологими горы. По крайней мере, они кажутся такими, когда ты едешь на машине или на поезде. В общем, даже в пешем и лыжном походе они казались не очень крутыми. Но на велосипеде мне показалось иначе. Быть может дело в том, что я изначально задал себе слишком высокую планку ежедневного километража.
3. Там, в горах, местами ещё лежит снег
Вот, впрочем, неутешительная статистика по дню:
- 1 час 20 минут ходового времени
- Средняя скоросто: 15,5 км/ч
- 22,5 км пробега
- Перепад высот на подъём/спуск: 284 м / 286 м
- Макс. уклон: 9,5% / 11,4%
- Максимальная скорость: 36,6 км/ч
Мне, пожалуй, грех жаловаться на рельеф той части пути, которую я успел проехать. Мне даже особо и нечего рассказать об этой части маршрута, разве только показать пару фото. За час с небольшим я проехал почти 20 км по относительно спокойному рельефу с лёгкими подъёмами и спусками. Смотрел по сторонам, любовался домиками, замечал семьи, приехавшие на несколько дней в арендованные коттеджи (а может кто-то из них просто владеет здесь недвижимостью). Всё было мило и спокойно.
В городке Бюгёйфьорд (Bugøyfjord – вроде его примерно так кириллицей надо писать) я обнаружил полицейского, измерявшего скорость выезжающих из-за холма автомобилей. Может это общая практика в Норвегии, а может близость границы с Россией сказывается. Я обескуражил его вопросом о том, сколько мне ехать до ближайшего магазина или бензоколонки. Он сочувственно посмотрел на меня и сказал, что и в одну, и в другую сторону ехать примерно одинаково – около 60 километров. Мы пожелали друг другу хорошего дня, и я поехал дальше.
Как можно догадаться, учитывая то, что я к этому моменту проехал почти 20 км, а за день я проехал чуть более 22-х – довольно скоро я сломался =)
До того, впрочем, я успел присесть на автобусной остановке и разогреть на газовой горелке нехитрый второй завтрак: тунец с водой вместо супа и всё та же «Филадельфия» с хлебом вместо второго. На десерт я слопал ещё пару бутербродов с «Филадельфией».
За тот час, я готовил еду и кушал, я встретил лишь одну местную женщину, которая шла то ли к роднику, то ли просто собирала цветы недалеко от дороги. Водители проезжающих автокемперов улыбались мне и махали руками. Это, вроде бы, даже зарядило меня бодростью и, несмотря на периодически накрапывающий дождик я с завидным рвением двинулся в дальнейший путь.
4. Другой берег фьорда
Рвения, впрочем, хватило совсем ненадолго – почти сразу за местом моего импровизированного привала начинался подъём – его хорошо видно на карте высот. Не так уж и много – чуть меньше 70 метров за километр. Но тут мне уже не хватило сил, чтобы ехать в гору и я тащил велосипед пешком.
Сразу после подъёма раскинулась довольно большая долина, открытая всем ветрам. Среди болот и какой-то мелкой поросли проходила моя дорога, и здесь я окончательно уверился в том, что никуда больше в этот день я не доеду. Решение, которое я принял в тот момент, было довольно спорным, но, как оказалось, привело к довольно забавным результатам.
Велосипедная часть маршрута
Около 1,5 часов я пытался остановить машину. За это время один норвежец (спасибо ему большое!) остановился и минут 10 потратил на то, чтобы убедить меня в том, что я со своим велосипедом и багажом не влезу в его X-Trail. Я, на самом деле, поверил ему гораздо быстрее – у него и так хватало барахла в машине.
Ещё несколько девушек в каком-то внедорожнике печально посмотрели на меня и дружно развели руками – у них тоже не было места в машине. Это, пожалуй, почти вся реакция, которую я получил за эти 90 минут. Если, конечно, не считать того, что водители вежливо перестраивались на встречку, проезжая то место, где стоял я и где лежал мой велосипед.
5-6. Горы и долины
Я голосовал при виде почти любого автомобиля, но, как я позже узнал, я мог сократить свои труды – как оказалось, в Норвегии есть два типа номеров гражданских машин: обычные и номера зелёного цвета. Последние выдают тем автомобилям, в которых ограничено количество пассажирских мест – в них остаются места только на переднем ряду, а вся задняя часть отдаётся под грузы. Такое, причём, делают и с внедорожниками, и с фургонами, и с пикапами (у которых было два ряда сидений) и даже с обычными седанами. В обще, понятно, что с такими машинами у меня вообще почти никаких шансов не было, поскольку в них почти всегда уже ехала пара человек. Впрочем, и с другими тоже не очень получалось, несмотря на будний день почти все машины были переполнены не людьми, так их домашними животными – казалось, что все куда-то едут на пикники или на отдых.
Когда остановился X-Trail я уже начал понемногу мёрзнуть на ветру, но дружелюбному водителю сказал, что чувствую себя неплохо. Надо было, пожалуй, сказать как есть – может он угостил бы меня кофе (какой норвежец без кофе? =)). С ним я встретился где-то минут через 30 после того как начал голосовать и потом около часа не было почти никакой реакции на меня.
Я уже довольно сильно утомился и, пожалуй, отчаялся. Во-первых, у меня к тому моменту не было вообще никакого опыта автостопа. Во-вторых, рядом со мной на обочине лежал велосипед, на который была нагружена куча багажа – всё это явно не увеличивало мои шансы.
Когда на равнину, на которой я стоял, вырулил этот автомобиль, я не питал вообще никакой надежды. Небольшая легковушка явно не была хорошим вариантом для того, чтобы уместить и меня, и велосипед, и мою поклажу. Я даже не стал поднимать руку, когда машина стала приближаться. Впрочем, водитель сам решил остановиться, когда увидел велосипедиста.
Сказать, что мне повезло – не сказать ничего. Мало того, что этот парень оказался велосипедистом и у него на крыше был багажник для велосипедов, так он ещё и ехал почти до нужного мне места: он жил в городке в каких-то 15 километрах от Вадсё, до которого я изначально планировал добраться вечером этого дня.
Путте Адреассен (Putte Andreassen) подождал пока я снял все свои вещи с велосипедал, подхватил его и, слегка крякнув и посетовав на то, что велосипед мой слишком тяжёл, поставил его на крышу своего автомобиля. Машина оказалась довольно вместительной, несмотря на кажущийся небольшим размер. Это было что-то французское, с панорамным лобовым стеклом – я мог видеть свой велосипед с пассажирского сидения.
Путте довольно скупо рассказал о том, что иногда участвует в велогонках и согласился довезти меня до Вадсё. Мы немного поговорили по пути и у меня наконец была возможность спокойно насладиться видами холмов, серпантинов и фьордов.
Узнав о моих проблемах с велосипедом, Путте сразу забеспокоился и стал звонить знакомому мастеру. К моему счастью оказалось, что в Вадсё есть мастерская, занимающаяся велосипедами. Это, в общем, не самым распространённый вид бизнеса и он есть далеко не в каждом городке. Мой благодетель быстро договорился о том, что меня примут, хотя, надо сказать, у меня были сомнения – я беспокоился о том, что этот ремонт вылетит мне в немалую копеечку.
Я, впрочем, был полнейшим дураком, рассчитывая на то, что справлюсь с проблемами сам…
Не меньшей глупостью было надеяться на то, что я мог до конца этого дня проехать остававшиеся до Вадсё 105 км. Это даже без учёта рельефа. Мне нужно было бы суммарно подняться более чем на километр и проехать сквозь дождь и ветер.
Через час с небольшим Путте оставил меня у дверей мастерской, и поехал по своим делам. Он отвозил дочерей в Киркенес и его ещё ждали домашние дела.
Трек автомобильной части маршрута
Мастер, его имя Arve Sæther я узнал несколько позже, с некоторым ужасом посмотрел на мой велосипед. Некоторое время он ходил вокруг него и, видимо, размышлял, что же мне сказать. И первые его слова про моё транспортное средство были в духе: «Я вообще не понимаю, как кто-либо может не то что путешествовать на таком велосипеде, а даже ездить на нём по городу!» (и тут, заметьте, имелся в виду не город вроде Москвы или Осло, а городок Вадсё).
Некоторое время мы пообщались, он рассказал мне что-то про этот велосипед и предложил выкупить у него б/у шоссейник (напомню, что у меня был горный велосипед). За «новый» велосипед и его ремонт он выставил цену в 2 000 крон – это чуть больше 10 000 рублей. При этом сам велосипед мне обошёлся примерно в 200 евро, а остальные деньги пошли на работу по настройке и перестановке руля со старого велосипеда на новый.
7. Деньги на замену велосипеда
Заодно Арве сказал мне пару слов о моём спасителе. Собственно, имя (точнее кличку) Путте я узнал именно от Арве. Он же мне сказал о том, что «иногда участвует в соревнованиях» значит то, что Путте регулярно участвует в велосипедных соревнованиях, бегает на лыжах и участвует в забегах на собачьих упряжках. Кроме того, как выяснилось, этот замечательный человек работает в местном отделении «Красного креста».
Казалось бы, день уже и так был переполнен событиями, однако меня всё ещё ждала встреча с человеком, с которым я познакомился через CouchSurfing.org – социальную сеть для путешественников, которые хотят останавливаться на ночлег в домах других участников сети.
Я, собственно, зарегистрировался в этой сети именно в процессе подготовки к своему путешествию по Норвегии, однако не надеялся на то, что мне удастся у кого-либо остановиться. Я не искал ночлег специально, но опубликовал опорные точки маршрута и потом несколько человек пригласили меня остановиться у них на ночь. Первым был Орьян Арнтцен (Ørjan Arntzen) – он и его девушка жили в Вадсё, хотя сам Орьян родом с Лофотен, до которых я всё ещё планировал добраться. Я так торопился именно сегодня добраться до Вадсё, потому как уже через день Орян не смог бы меня принять. Опять же, учитывая то, что я планировал ночевать, в основном, в палатке, это не было для меня критично, но я хотел опробовать каково это пользоваться ночлегом при помощи этой самой социальной сети и, конечно же, хотел познакомиться с новыми интересными людьми.
С Орьяном я созвонился ещё находясь в магазине Арве. Вадсё городок небольшой и он довольно быстро дошёл от своей работы до мастерской. Велосипед мой оставался ночевать там же, чтобы первым делом утром его отремонтировали и я смог поскорее поехать дальше.
Теперь всё пошло гораздо спокойнее. Мы выпили с Орьяном кофе в местном кафе, он сходил в магазин за продуктами и мы поехали на такси (около 600 рублей за менее чем 10 минут езды по пустому небольшому городку) к нему домой. Довольно быстро приехала и девушка Орьяна – Тина.
Ребята снимают небольшую, но уютную квартиру с одной небольшой спальней, одной гостиной и одной ванной комнатой. Кухня, совсем маленькая, совмещена с гостиной. Орьян даже отказался от моего предложения помочь ему готовить ужин, поскольку, как он сказал, на этой кухне два человека просто не поместятся.
Впрочем, с готовкой ужина случилась накладка и мы отправились готовить ужин к приятелю Орьяна и Тины. Точнее, этот приятель сам за нами приехал на своей Nissan Micra.
Орьян, как оказалось, планировал приготовить чечевицу карри. Со всякой там морковкой и прочими овощами. Намешал он целую огромную кастрюлю и каждому из нас четверых досталось по большой тарелке, а мне ещё и добавка!
Ужин, как можно догадаться, прошёл за неспешной беседой, рассказами о своих жизнях и культурных сравнениях. Норвежцы пожаловались на свои ужасные дороги, я рассказал им о том, что совсем недавно наблюдал в Пермском крае. Кстати говоря, их первой реакцией было не «вот сволочи!» или «куда же украли все деньги?», а совсем другое: «как же им не стыдно?». Ребята рассказали о своей службе в армии и о планах на ближайшее будущее. Приятель Орьяна и Тины порадовал нас своими рассуждениями о том, что о внешнем виде машины не стоит беспокоиться (его Micra, действительно, вся покрыта вмятинами и царапинами =))
Затем мы вернулись к гастрономической теме и у меня всё пытались выпытать, что же такое русская кухня. Я начал рассуждать в духе «можно сказать, что борщ – это русская кухня, но он, скорее пришёл с Украины или пельмени – тоже русская кухня, но они, скорее, пришли из Китая» и дальше в том же духе. В итоге мне сказали, что про норвежскую кухню, пожалуй, можно сказать то же самое – на севере это одно, а на юге – совсем другое. И что так, видимо, почти с любой страной, которая объединяет более чем пару народностей.
После этого случился конфуз – я пытался найти, как называются гречка и свёкла по-норвежски и это как-то не очень хорошо получалось. В итоге, кстати, в Норвегии гречка нашлась – но она какая-то другая, гораздо более светлая.
За неспешной беседой и двумя тарелками с чечевичной снедью подкрался вечер, и мы пошли к дому Орьяна и Тины. По дороге, конечно, беседу продолжили. Они рассказали мне, что, вроде бы, норвежские флаги на частных домах и церквях вывешивают только по большим праздникам (хотя, в Осло я потом флаги каждый день наблюдал), что если Орьян сделает Тине предложение, то жениться она хочет именно в церкви Вадсё. Церковь эта, кстати, является местной достопримечательностью. Она построена вместо предыдущей, которая была уничтожена во время Второй Мировой Войны. Занятной особенностью церкви является то, что он расположена в створе улицы, идущей к порту, и ориентирована не традиционно на восток, а с севера на юг. Насколько я понял, внешний вид церкви должен напоминать о льдах и айсбергах.
Поговорили мы и о российской политике, и об устройстве жизни в Норвегии и о том, что в Финнмарке сейчас очень много разных льгот и субсидированных кредитов для студентов – власти Норвегии стараются привлечь переселенцев в эту северную провинцию.
Так день и подошёл к концу. Отбой был не очень поздним, поскольку и мне поутру следовало зайти к мастеру, и ребятам нужно было идти на работу. Орьян, кстати говоря, работал одновременно в детском отделе городской библиотеки и в библиотеке местной тюрьмы. Контингент, как он говорит, примерно одинаково непростой =)
- Калорий потрачено: около 3 500
- Дефицит: около 1 000
кол-во | ед. | Ккал | 2362 | Белки | 107,1 | Жиры | 39,3 | Углеводы | 360 | |
завтрак | ||||||||||
Хлеб (1 кусок = 50 г) | 3 | кус. | 126 | 378 | 3,4 | 10,2 | 1,2 | 3,6 | 25 | 75 |
Сыр филадельфия (1 пор. = 30 г) | 1 | пор. | 50 | 50 | 1,1 | 1,1 | 4,1 | 4,1 | 0,6 | 0,6 |
обед | ||||||||||
Консвервированный тунец | 1 | бан. | 188 | 188 | 20,6 | 20,6 | 1,8 | 1,8 | 0 | 0 |
Хлеб | 3 | кус. | 126 | 378 | 3,4 | 10,2 | 1,2 | 3,6 | 25 | 75 |
Сыр филадельфия (1 пор. = 30 г) | 2 | пор. | 50 | 100 | 1,1 | 2,2 | 4,1 | 8,2 | 0,6 | 1,2 |
полдник | ||||||||||
Кофе-латте | 2 | дл | 175 | 350 | 8 | 16 | 9 | 18 | 12 | 24 |
ужин | ||||||||||
Чечевичная каша | 6 | гг | 111 | 666 | 7,8 | 46,8 | 0 | 0 | 20,1 | 120,6 |
Кока-кола | 6 | дл | 42 | 252 | 0 | 0 | 0 | 0 | 10,6 | 63,6 |