Фальсификация рейтингов на портале «Дороги Москвы»?
Меня давно уже мучает один вопрос — ровно с момента публичного запуска портала «Дороги Москвы». Там есть несколько полезных вещей, помимо собственно возможности пожаловаться и указать на недостатки на наших дорогах (которые, правда, тонут в бюрократии). Например, там есть информация по штрафам, выписанным различным обслуживающим организациям. Очень интересно смотреть, как наказывают нерадивых рабочих. Если, конечно, эти данные правдивы.
Есть и другая вещь, которая могла бы быть полезной, если не одно «но» — это рейтинг обслуживающих организаций. Точнее — два рейтинга. Один — по версии властей, а другой — народный. Он составляется из тех оценок, которые ставят посетители сайта. Когда вы жалуетесь, ставится «минус», но можно поставить и «плюс».
Именно это и заставило меня подозревать нехорошее. Любой психолог или социолог скажет вам, что негативный стимул гораздо сильнее. Вероятность того, что человек полезет на какой-то левый сайт ради того, чтобы пожаловаться и поставить «минус» гораздо выше, чем той ситуации, когда он отправиться искать возможность поставить какой-то там обслуживающей организации «плюс». Но, при этом, с самого начала портала нашлись организации, у которых стоят сотни «плюсов». Причём некоторые из улиц в их ведении я знаю довольно хорошо и плюсов они особо не заслуживают.
Что ж, мы все давно знаем о банальных методах интернет-накрутки.
Вернулся я к этим мыслям прочитав запись в одном американском транспортном блоге. Дело в том, эти гаврики, чикагские учёные, решили проанализировать твиты, которые поступают от чикагских пользователей в часы пик. Ну, и не только в часы пик — вообще в разные часы и дни. Но нас интересуют именно часы пик — потому что их, как оказалось, легко связать с транспортными проблемами.
Ведь согласитесь, когда к вам вежливо обращается социолог и спрашивает, что вам нравится в Московском метрополитене, вы, скорее всего, не станете говорить о том, что вас достали бомжи, футбольные фанаты, навязчивая милиция, духота, давка, нерасторопные кассирши и всё такое прочее. Вы ответите мягче и спокойнее. По крайней мере, большинство из нас так поступит.
А тут, как можно догадаться, все, не стесняясь, рубили правду матку. Поток негативных твитов в разы превышал количество твитов позитивных.
Вот, например, графики за 4-го и 11-го июля 2011 года (напомню, что 4 июля в США праздник — День независимости):
Как видите, 4-го июля пик негатива пришёлся на вечер, а 11-го июля — на 8 утра. Прежде чем поговорить о расшифровке, добавлю пару картинок с облаками ключевых слов этих двух дней:
Итак, 4-е июля:
- Fireworks — понятно, многие в праздник говорят о фейерверках
- Chicago — тоже понятно
- Fullerton и California здесь появились, судя по всему, из-за того, что на пересечении этих улиц случился пожар, который вызвал существенные задержки на «синей» (blue) ветке чикагской подземки
Теперь 11-е:
- Самые частые слова: red, purple, brown — что замечательно соответствует цветам веток чикагской подземки
- Tree — тоже присутствует здесь не просто так — именно на пути красной, фиолетовой и коричневой веток повалило деревья, что породило недовольство граждан.
В этих примерах, правда, речь идёт о стихии. Но в твитах встречается и немало комментариев по поводу работы транспорта. Как вы можете догадаться — преимущественно негативных.
Вот скажите, вы часто пишете у себя в твиттере или блоге что-то позитивное о транспортной системе Москвы (или своего города)? Вот и я чаще ругаюсь. Что возвращает нас к вопросу и портале «Дороги Москвы».
Самуил Хасан (Samuil Hasan, Ph.D.), представляя это исследование, сказал:
«The most interesting thing we found is that transit riders do not give any positive sentiment at a particular time. They only give negative sentiment,» he said. Now, this may seem depressing if you work for one of these agencies. «But that’s not very disappointing,» Hasan said, «because we found that the lack of negative sentiment is basically what transit authorities should look for. If there’s no negative sentiment at any given time, that means that things are running smoothly.»
То есть самым важным их наблюдением оказалось то, что пассажиры практически не дают позитивных оценок в своих твитах. Что, следуя его рассуждениям (и я с ним согласен), не так уж и плохо — поскольку у любого подобного транспортного сервиса первичной целью должно быть не набирать как можно больше позитивных отзывов, а генерировать как можно меньше отзывов негативных =)
Иллюстрации: The Atlantic Cities
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений