Ижевск купил у «немцев» «новые» трамваи
В начале 2014 года одно из транспортных предприятий города Ижевска заключило сделку на покупку 10 «немецких» трамваев для обновления подвижного состава города. Покупка трамваев произошла при поддержке администрации города и была спозиционирована едва ли как не технологический прорыв. И все бы хорошо и стоит только порадоваться за город, где так заботятся о жителях, но как всегда все оказалось не так просто!
Когда этим летом я была в Ижевске, то обратила внимание, что в городе появились новые трамваи, которые оказались совсем не похожи на столь распространенные в России чехословацкие модели. Все знакомые хором твердили мне, что это в Ижевск завезли новые немецкие трамваи. Мои глаза отказывались в это верить, потому что ничего похожего я за год жизни и путешествий по разным городам Германии не видела. Сомнение также вызывали до боли знакомые ржавые трамвайные оси, которые нельзя ни с чем спутать, если ты прожил в городе с трамваями вот уже почти 20 лет. Эта история меня заинтересовала, но копать глубже я не стала пока не наткнулась на очень подробный материал, который раскрывает историю происхождения трамваев и их стоимость для бюджета города.
Оказалось, что 10 «немецких» трамваев, которые закупила городская администрация, мало того, что едва ли не старше своих чехословацких собратьев, так еще и произведены были не в Германии, а в той же Чехии в 80-годах. Все что было в них немецкого — это то, что в 95-96 гг. они прошли модернизацию на немецком заводе Siemens. Помимо этого, чтобы запустить их на маршрут транспортному предприятию города пришлось значительно их доработать. Во-первых, эти трамваи не подошли городу по ширине трамвайной колеи, а значит, для введения их в эксплуатацию пришлось заменить «немецкие» колесные оси трамваев на те, которые были в трамвайном парке. Во-вторых, специалисты предприятия решили, что салон трамвая слишком узок и переукомплектовали его, например, теперь внутри трамвая стоят новые сиденья от автобусов НЕФАЗ. Не обошлось и без другого внутреннего ремонта с заменой комплектующих, понятного только специалистам, но все вместе эти процедуры удвоили стоимость итак недешевых для города трамваев.
По оценке специалистов за ту же сумму можно было купить вместо 10 бывших в употреблении 2-3 абсолютно новых трамвая. При этом вся эта процедура была осуществлена при относительно хорошо укомплектованном трамвайном парке, например, на сегодняшний день около трети трамваев простаивают на балансе без дела. Покупка «иностранных» образцов возможно бы и имела смысл, если город собирался полностью переходить на новые модели транспорта и пересобирать трамвайную систему, что называется с нуля. Но сейчас содержание десятка таких исключительных моделей, которые уже по сути отслужили свое, могут обойтись городу значительно дороже, чем просто постепенная замена старых моделей на новые.
Так мы с вами еще раз убедились в том, что точечная модернизация чаще всего не приводит ни к чему хорошему. Особенно, если она несет под собой проведение очередной выгодной кому-то конкретно сделки, без цели облегчить транспортную ситуацию в городе.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений