Как можно навредить велосипедистам велосипедными дорожками?
С точки зрения развития велосипедной инфраструктуры Сан-Франциско многим напоминает Москву. Ещё 4 года назад велосипедная инфраструктура здесь включала лишь около 70 км велодорожек. Сейчас их примерно в полтора раза больше, и этого всё равно недостаточно для города такого размера.
Здесь есть свои противоречивые вопросы. Аналогично вечно возникающей проблеме московского климата — здесь, в Сан-Франциско, противники активного развития велосипедной инфраструктуры могут говорить о том, что нет особого смысла в общегородской системе велосипедного движения при столь непростом рельефе. Но, в любом случае, сейчас власти города начали гораздо активнее работать по программе развития велосипедной системы, и вот один из недавних примеров.
John F. Kennedy Drive — улица, проходящая через один из крупнейших парков города — Golden Gate Park. Именно здесь проходит эксперимент по использованию нового для этого калифернийского города формата велосипедных дорожек.
Данной иллюстрации не хватает отображения ещё одной полосы — левее пространства для парковки организовано движение автомобилей.
На самом деле, подобный формат движения уже не редкость в различных городах мира. Более того, предполагается, что он гораздо безопаснее многих других вариантов движения:
- Не стоит говорить, что при таком расположении полос все участники движения будут находиться в меньшей опасности, чем если велосипедная полоса вовсе не размечена, или же если она практически не отделена от полосы движения моторизированного транспорта
- В сравнении с полосами, где велосипедное движение идёт рядом с пешеходным, данный вариант даёт существенно большую защиту пешим участникам уличного движения
Впрочем, здесь не всё однозначно. А ещё больше противоречий добавляет то, что при помощи создания именно такой схемы разметки дополнительно пытаются решить ещё некоторые вопросы безопасности движения.
Дело в том, что уже давно известны не только предписывающие меры ограничения скорости движения (знаки, «лежачие полицейские»), но есть представление и о пассивных мерах, успокаивающих трафик. К примеру, высадка деревьев у обочины создают иллюзию более ограниченного пространства и водители стремятся двигаться с меньшей скоростью. Примерно то же происходит когда искусственно сужаются полосы движения транспорта.
Таким образом улица выглядела до изменения режима движения:
Как можно видеть, здесь размечена широкая полоса движения автомобилей и ещё более широкое пространство для парковки. Всё это не создаёт ни малейшего стимула ехать медленнее и я уверен, что скоростной режим здесь редко опускался ниже превышения на 10 миль в час.
На этой фотографии из Google Maps, кстати говоря, уже можно увидеть нанесённые краской маркеры для создания новой велосипедной разметки.
Теперь же улица выглядит примерно так:
Казалось бы, одним выстрелом убили двух зайцев — и велосипедистам создали безопасное пространство, и водителей простимулировали ехать медленнее. Проблема заключается в том, что здесь возникла чёткая ассоциация меж тем, что скорость движения упала и тем, что у велосипедистов теперь есть выделенное пространство. То есть, по сути, для автомобилистов в увеличении времени пути на 30 секунд будут виноваты именно велосипедисты.
Этим, впрочем, проблемы не ограничиваются. Как отмечают в репортаже радиостанции KALW, с самого начала пользования новым форматом движения стали проявляться многие другие недочёты. В том числе, проблема заключается в том, что велосипедисты стали чувствовать себя слишком безопасно. Особенно это может касаться юных участников движения. Это отражается и в том, что на такой выделенной полосе люди меньше внимания обращают на знаки и перекрёстки, и в том, что под удар теперь попадают те пешеходы, которым необходимо пересечь велосипедную дорожку для того, чтобы сесть в свой припаркованный автомобиль.
Конечно же, я не говорю о том, что от использования такого формата велодорожек один лишь вред — отнюдь! Но такие примеры демонстрируют, что самые благие планы следует обдумывать тщательно и, возможно, реализовывать постепенно.
Иллюстрации:
- SFMTA
- Google Maps
- mark.hogan / Foter.com / CC BY-SA