День 4. Часть 3. Лодейное поле — Верхние Мандроги — Петрозаводск
Здесь мы покидаем территорию Ленинградской области и оказываемся на земле Республики Карелия. В России нам предстоит проехать ещё лишь по одному региону — Мурманской области.
Что ж, мы уже сутки чистого времени в дороге. За это время пройдено около 1 250 км. Ходовых дней было четыре, не так много, если гнать без остановок в промежуточных пунктов, но совсем немало, если осматривать достопримечательности. Пора сделать выходной. В Петрозаводске мы проведём целый день. Город большой — здесь однозначно есть что посмотреть =)
Лодейное Поле — Свирьстрой — Петрозаводск
Дорога: 270 км; 4 часа 20 минут
- 15:40 — 16:20 — прогулка по Лодейному Полю
- 16:20 — 16:40 — Лодейное Поле — Свирьстрой
- 16:40 — 17:00 — прогулка по Свирьстрою
- 17:00 — 17:30 — Свирьстрой — Верхние Мандроги
- 17:30 — 18:00 — прогулка по Верхним Мандрогам
- 18:00 — 21:30 — Верхние Мандроги — Петрозаводск
Пока мы остановились на Лодейном поле. Самая главная достопримечательность этого города находится вовсе и не в нём самом, а примерно в 20 км отсюда — там, чуть ближе к Карелии и уже с другой стороны мощной реки Свири, чуть более 500 лет назад, начал своё отшельничество Александр Свирский и постепенно вокруг него образовалась монашеская община, ставшая, в итоге, Свято-Троицким Александра Свирского мужским монастырём.
Это место, в числе прочего, является стабильной остановкой на пути большинства круизов, следующих из Питера в сторону Кижей и на Валаам. Оно и понятно, достопримечательность знатная и, тем более, место это важно для людей верующих, а находится как раз на пути к музею деревянного зодчества Кижи — мимо Лодейного поля не проскочишь. Мало того, что другого пути по воде из Питера в Кижи нет, так тут ещё и шлюзы в Свирьстрое.
В самом городке Лодейное поле смотреть особо нечего. Пара памятников временам основания верфи и города, мемориал Великой Отечественной Войны, краеведческий музей. Если вы целенаправленно едет в Лодейное поле, то всё это, конечно, можно посмотреть. Иначе, наверняка вы на своём пути уже видели немало подобного.
2. Любители старостей могут обратить внимание на фотографии, которые в этих краях сделал Прокудин-Горский
3.
4. Церковь Петра и Павла в Лодейном поле
4. Железнодорожная станция
Местами здесь железнодорожные станции и теперь так выглядят — по итогам постсоветского запустения.
Памятники Петру I понятны — ведь основание города никак не связано с Александром Свирским. С Петром I, оно, конечно, связано тоже только опосредованно. Первый российский император основал здесь верфи для заложения российского флота. Ему приглянулись местные высокие и ровные сосны и работа закипела. Статус города поселению присвоила уже Екатерина II и произошло это через 80 с лишним лет после начала работы верфи.
5. Вполне типичный вид местных дорог, если они в хорошем состоянии
6. В тёплое время года по Свири не только возят грузы, но тут ещё и довольно активное туристическое судоходство
Здесь мы немного отклонимся от маршрута на север, поскольку в окрестностях Лодейного поля можно посмотреть не только на монастырь Александра Свирского. Если двинуть из Лодейного поля на восток, то, сначала, минутах в двадцати езды, будет пгт Свирьстрой, расположенный у Нижнесвирской ГЭС. Её, кстати, проектировал тот самый Г.О. Графтио, о котором я уже упоминал, когда мы проезжали Волхов. Здесь ему установлен памятник. На саму электростанцию и шлюзы, естественно, тоже стоит посмотреть. Много времени на это, впрочем, не требуется.
7. Нижнесвирская ГЭС
Если немного продлить маршрут за Свирьстрой по дороге на Подпорожье, то скоро можно увидеть съезд налево на деревню Верхние Мандроги. Я бы сказал, что это поселение интересно даже не тем, что в нём расположилось гнездо умельцев и торговцев, которые обслуживают многочисленные туристические круизные лайнеры, проходящие по Свири, но у него есть буквально историческое значение по меркам современной России. 90-е годы отмечены тем, что очень много деревень и посёлков пустели и пропадали с карт страны. Здесь же ситуация ровно обратная — 21 декабря 1999-го года Верхним Мандрогам присвоен статус деревни.
Саму деревню можно пробежать экспрессом. Здесь можно найти всё то же, что, скажем, на старом Арбате в Москве или где-нибудь на Невском (поближе к Эрмитажу) в Питере. Сувениры, поделки, плоды «народных» ремёсел. Деревня очень лубочная и не хватает в ней только медведей, пьющих водку и цыган. Хотя, может для особых гостей и эти достопримечательности туда завозят.
8. Развесистая клюква и лубок Верхних Мандрогов
9.
10.
11. Для зимних гуляний тут тоже всё готово
12.
13. Указатели вполне пригодные для иностранцев
14. Пристань в Верхних Мандрогах
Вообще, время уже позднее — шесть часов вечера. Если бы мы не оказались в столь злачном туристическом месте, можно было бы и отужинать. А так, лучше собираться в дорогу и мчаться в направлении Петрозаводска.
15. Переезжаем мост через Свирь, который днём выглядит примерно так
16. На мосту по полосе в каждую сторону (как, впрочем, и на трассе), так что в случае ремонта можно плотно застрять. По трети моста проходят железнодорожные пути одноколейной ветки на Олонец
Проезжаем мимо съезда в сторону монастыря Александра Свирского. Туда нам дорога уже закрыта, поскольку слишком поздно. В любом случае, желающие могут посмотреть как выглядит монастырь много где в сети. Например, вот здесь: http://upsya.livejournal.com/4844321.html
17. Рвём когти дальше на север. Въезжаем в республику Карелию
18. Тут можно ненадолго свернуть в сторону, в направлении села Самбатукса, и найти памятник танку Т-34
Почти сразу после возвращения на трассу проезжаем мимо Олонца — этот город, кстати, говоря, ровесник Москвы. По крайней мере, если считать по летописным упоминаниям. Ему сильно досталось во времена русско-шведских войн, однако уже в 1702-м году для Петра I здесь уже вовсю выпускали пушки. Для тех, у кого ритм поездки более щадящий и есть свободное время здесь можно найти церкви, церкви, часовни, церкви, церкви и краеведческий музей.
Дальше продолжаем мчать в сторону Петрозаводска. Дорога сносная, едем по плану. В Петрозаводске запланирована днёвка. Не факт, что она состоится, но, по крайней мере, хоть как-то город посмотреть надо. Да и отдыхать, вроде бы, после всего лишь четырёх дней пути — это роскошь.
В ЖЖ:
Планирование маршрута: http://ujanus.livejournal.com/322214.htm
Начало: Общий маршрут и День 1. Часть 1. Москва — Торжок
Ранее: День 4. Часть 2. Новая Ладога — Лодейное поле
Далее: День 5. Петрозаводск. Днёвка
Напоминаю, что дневники «Небывалого путешествия» являются творческим вымыслом. Все описания составлены на основе личного мнения автора, и материалов из открытых источников.
Желающим присоединиться к проекту и описать какую-то часть путешествия я буду несказанно рад, а если вы бы хотели начать своё «Небывалое путешествие» — так и вовсе прекрасно! =)
При составлении записи использованы материалы из следующих источников:
- Фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863-1944): ## 1-4
- http://jonie-wallker.livejournal.com/18937.html: # 5
- http://teapot-foto.livejournal.com/11364.html: # 16
- http://obolev.livejournal.com/12737.html: ## 6, 15, 17
- http://le-ranger.livejournal.com/806700.html: ## 8-14
- http://ru.wikipedia.org/wiki/: # 7
Отдельно хочу поблагодарить двух людей, согласившихся, на использование их фотографий, чьи фотографии, однако, по сути, не пригодились (из-за неподходящего сезона и того, что маршрут не прошёл через монастырь Александра Свирского):
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений