Лондонские велосипедисты «погибли» в борьбе за безопасность
В 2012 году на территории Москвы было зарегистрировано 271 ДТП с участием велосипедистов. Мы уже писали об этом факте на Stepan.ru. Конечно, по сравнению с общим количеством ДТП, эта цифра может показаться смешной. Но данные следует рассматривать иначе. Во-первых, это только зарегистрированные случаи, то есть ситуации, когда пострадавшие обратились в ГИБДД. Во-вторых, по данным правительства Москвы, самих велосипедистов в Москве на 2011 год насчитывалось не так уж и много: всего около 1000 человек и на них пришлось 167 ДТП, а значит каждый шестой велосипедист попадал в 2011 году в аварию.
Конечно, вся эта статистика и выводы носят очень условный характер, но не за горами тот день, когда велосипедистов в Москве станет радикально больше. Следует отметить, что количество поклонников двухколёсного транспорта в городе постоянно растет, в том числе благодаря активной пропаганде велосипедного движения. Плюс к тому, в городе появился велопрокат-байкшеринг, которым жители постепенно начинают пользоваться. И мне кажется, что именно сейчас настал момент когда всем участникам движения необходимо задуматься как будет обеспечиваться безопасность велосипедистов на дорогах Москвы.
В качестве иллюстрации приведу картинку из европейских реалий. Совсем недавно более тысячи велосипедистов приняли участие в акции протеста в Лондоне, в ходе которой велосипедисты «упали замертво» на площади перед зданием Министерства транспорта и пролежали без движения 15 минут. Основное требование собравшихся: улучшение велосипедной инфраструктуры с целью повышения уровня безопасности. Борьба за безопасность велосипедистов в Лондоне имеет долгую историю, но выйти на улицы велосипедистов сподвергли шесть несчастных случаев, которые произошли один за другим за предшествовавшие мероприятию две недели.
Борис Джонсон, мэр Лондона, во время своего интервью на LBC сделал попытку оправдать автомобилистов и недостаточное качество велосипедной инфраструктуры. В его словах прозвучало некоторое обвинение велосипедистов, по его мнению, чаще всего именно сами велосипедисты принимают рискованные решения на дороге, которые могут причинить им вред. Но это больше похоже на перекладывание ответственности за безопасность на плечи участников движения и попытку отойти в сторону.
Основным аргументом в этом противостоянии является то, что дорожная инфраструктура в Лондоне на сегодняшний день не безопасна для велосипедистов. Здесь по-прежнему остро стоят многие вопросы, в том числе:
- велосипедные дорожки прерываются парковками для автомобилей, что вынуждает велосипедистов покидать условно-безопасную полосу для велосипеда;
- велосипедисты и грузовые машины ездят по одним и тем же дорогам;
- велосипедные дорожки проложены так, что автомобилистами удобно срезать по ним углы на поворотах, рискуя тем самым зацепить проезжающих по ним велосипедистов;
- более того велосипедные дорожки ничем не отделены от городских магистралей даже там, где три и более полос.
И это только короткое перечислением проблем велосипедного движения в Лондоне. Читаешь этот список и понимаешь, что ситуация в Москве еще хуже, поскольку велосипедные дорожки в городе есть пока только для прогулочных маршрутов, а тем, кто решился ездить на велосипеде каждый день, приходится выходить на автомобильные дороги, не имея ни то что каких-то привилегий, но и прав. И я сейчас даже не говорю о том, что указано в ПДД, а скорее о реальном положении вещей.
Конечно, у велосипедистов в России есть небольшая надежда на поправки в правила дорожного движения, которые обещают в вести уже летом 2014 года. Возможно, они коснутся вопросов безопасности, но это маловероятно, поскольку на сегодняшний день документы, регулирующие велосипедное движение в России, находятся еще в зачаточном состоянии.
Первоочередная задача этих документов – сформировать предметное поле для дальнейшего обсуждения. Вопрос же безопасности несомненно будет отложен в долгий ящик до первого громкого случая. Так что имейте ввиду, за велосипедистов некому заступиться, а значит безопасность исключительно в наших руках. Будьте внимательны!
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений