День 2. Часть 1. Валдай — Лыкошино
День 2. Часть1. Валдай — Мшенцы — Лыкошино
70 км; 2 часа пути
Общий хронометраж:
- 8:00 — 8:30 — завтрак
- 8:45 — 9:00 — Валдай — Иверский монастырь
- 9:00 — 12:00 — Иверский монастырь
- 12:00 — 13:45 — Иверский монастырь — Мшенцы — Лыкошино
Теперь я одновременно иду по карте Яндекса и Wikimapia. В Европе, соответственно, переключусь с Яндекса на Гугл. Затем делаю второй проход и все встреченные населённые пункты ищу в блогах на предмет комментариев и фотографий.
При этом я чётко чувствую, что объём работы вырос радикально и надо себя загонять в какие-то разумные рамки, чтобы это не превратилось в недвижимую махину.
Ещё одно впечатление от этого моего проекта — я очень жалею, что не умею читать карты, как это делают географы с аэрофотосъёмкой и спутниковой съёмкой. Всякие там особенности местности, рельеф и всё такое прочее. Ну, да и ладно — если бы я ещё и в это вникал, то точно никогда не продвинулся по маршруту =)
7.
8. Успенский собор (1656)
9.
10. Надвратная церковь во имя святого Архистратига Михаила
11.
Решение о постройке монастыря было принято после того как Никон стал патриархом. Всего через 12 месяцев, летом 1653-го года, началось строительство. Монастырь успешно существовал около 50 лет, однако в начале XVIII века пришёл в упадок. В совесткое время монастыря не было, а были: трудовая артель, историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом, база отдыха. Я, правда, так и не понял, когда реально был закрыт монастырь — в 1919-м году, когда создали артель, в 1927-м году, или в 1930-м, когда умер епископ Иосиф.
В 1991-м году монастырь передали РПЦ и началась масштабная реставрация, которая была, по большей части, завершена в 2007-м году. Однако работа кипит и сейчас.
После Иверского монастыря наш путь лежит по дороге Р-8, которая тянется от Валдая через Боровичи до Устюжны (Вологодская область). Нам нужно проехать лишь до Боровичей (по пути мы вновь заедем в Тверскую область), где мы свернём на дорогу Р-53, по которой доедем до Любытино. Затем, по дорогам местного значения, мы едем до границы Ленинградской области мы попадаем на Н-3 (Бочево — Боситорогск — Дыми), а там уже и на маршрут А-114, по которому мы доедем почти до самого Волхова.
17. Село Шуя заканчивается там же, где и начинается
Почти сразу по пути нам встречается деревня Едно, в которой расположена ферма — она же, по совместительству, агротуристический комплекс. Кроме, собственно, фермы, здесь есть пасека, конюшня, а также столярный цех и пилорама. Продукция фермы — экологически чистая. Да и вообще, на базу «Приют охотника» стоит, пожалуй, обратить внимание: http://hunterhut.ru/
Тверская область
- Турны — развалины каменной церкви XIX-XX века и развалины деревянной церкви
- Лыкошино — развалины церкви второй половины XIX века, построенной по проекту Константина Тона
- Здесь мы ненадолго свернём с дороги (направо в сторону Корыхново), чтобы заехать в Мшенцы и полчаса там погулять
Основная наша цель здесь Мшенские источники. Вообще, в этих краях хватает интересных источников, однако по пути нам попадётся лишь несколько «гнёзд»: сразу на въезде в Тверскую область, в деревне Мишнево, в Мшенцах и потом, уже после пересечения Октябрьской железной дороги — в деревнях Михайловское и Лыкошино (не путать с посёлком Лыкошино =))
20.
21.
22. В память о Рерихе
Кстати, тем, кто хочет узнать, можно ли здесь ездить зимой, рекомендую посмотреть на фото вот в этом блоге: http://evgenymironenko.livejournal.com/116514.html — вполне можно, судя по всему =)
Здесь же рядом есть ещё одна достопримечательность — в соседнем селе Заключье расположена усадьба петербургского архитектора А.С. Хренова. Сосем недавно комплекс построек был ещё в полном запустении, однако теперь новые частные владельцы, судя по всему, решили восстановить здания.
25.
26.
Вернувшись в Лыкошино мы поворачиваем направо, пересекаем железную дорогу и довольно скоро попадаем в Новгородскую область. Неподалёко от Лыкошино, кстати говоря, расположен мемориал (или его подобие) катастрофы поезда Невский Экспресс.
Про мемориал немного напишу в следующей записи.
Здесь, по правому борту, неподалёку будет озеро Пирос. Можно рассчитывать на живописные виды, которые, в своё время, оценил Н.К. Рерих. В том числе и он обнаружил здесь неолитические стоянки. На берегу есть деревня Пирусс, с церковью середины XIX века, которую в начале 2000-х собирались восстанавливать. В это же озеро, кстати говоря, впадает река Валдайка, с которой мы не раз встречались по пути.
Тут уже и до Боровичей рукой подать!
Использованы фотографии из блогов:
- http://andy-lion.livejournal.com/73559.html
- http://andy-lion.livejournal.com/74965.html — ## 1, 2, 3, 6, 12, 13, 18, 19, 20, 21, 22
- http://uomo-buono.livejournal.com/11392.html — ## 10, 14
- http://paimushkin.livejournal.com/64718.html — ## 5, 9
- http://lic0001.livejournal.com/386309.html — ## 4, 7, 8, 11
- http://i-crust.livejournal.com/1124662.html — ## 15, 16, 17, 27, 28
- http://soul-viscid.livejournal.com/58529.html — ## 23, 24, 25, 26
(там можно увидеть больше фото и комментариев к ним)
Спасибо их авторам за содействие!
Планирование маршрута: http://ujanus.livejournal.com/322214.htm
Начало: Общий маршрут и День 1. Часть 1. Москва — Торжок
Ранее: День 1. Часть 2. Торжок — Валдай
Далее: День 2. Часть 2. Лыкошино — Боровичи