День 4. Часть 1. Волхов — Старая Ладога
День 4. Часть 1
Волхов — Старая Ладога — Новая Ладога
Дорога: 25 км; 30 минут
Общий хронометраж:
- 9:00 — 9:30 — завтрак
- 9:30 — 11:00 — прогулка по Волхову
- 11:00 — 11:15 — Волхов — Старая Ладога
- 11:15 — 12:30 — прогулка по Старой Ладоге
Любой человек, учившийся в российской или советской школе должен хорошо знать топоним Волхов. При этом город с таким названием, в который мы попали, имеет довольно небольшое историческое значение — вся слава, понятное дело, у реки Волхов. Именно на ней стоял Великий Новгород, именно она — единственная река, вытекающая из Ильмень-озера, именно на ней стояла, да и стоит, Старая Ладога, именно Волхов был частью важнейшего для Руси пути из Варяг в Греки.
С городом же история другая — почти вся его жизнь связана с советской властью. Он возник во время строительства ГЭС на реке.
Интересно, что река имеет обыкновение течь вспять — как и соседняя Нева. Правда причины у них для этого разные — в Неву воду нагоняет ветер с Финского залива, а Волхов тёк вспять тогда, когда Ильмень был слишком мелок. По крайней мере так было в стародавние времена, наличие ГЭС радикально изменило положение вещей на Волхове. Из опасной порожистой реки он превратился в довольно широкую и более неспешную.
Гидроэлектростанция, и правда, примечательная. Строили её сразу после революции — с 1918 по 1926 год. Она была первой крупной ГЭС в России и первой крупной ГЭС советской власти. Сейчас она остаётся одной из старейших гидроэлектростанций в стране. Является историческим памятником науки и техники.
Как и в 20-30-е годы, так и сейчас ГЭС питает промышленность. Во время войны она снабжала электричеством Ленинград. Сейчас она помогает справляется с пиковыми нагрузками энергосистемы Северо-Запада.
Автор ГЭС — Г.О. Графтио, разработал первоначальный план ещё в 1902-м году, но ему так и не удалось заинтересовать царское правительство своей идеей. Зато удалось привлечь на свою сторону В.И. Ленина и сразу же начались подготовительные работы.
В 1941-м году, когда Волхов и Тихвин были оккупированы, машины ГЭС эвакуировали, однако уже осенью 1942-го года часть оборудования вернули на место, а по дну Ладоги проложили силовой кабель, для обеспечения блокадного Ленинграда электричеством.
Желающие углубиться в историю создания ГЭС могут посмотреть фильм «Инженер Графтио», вышедший в 1978-м году.
Другой достопримечательностью Волхова является вокзал станции Волховстрой-1. На самом деле, этот вокзал не достопримечательность Волхова, если следовать линии времени. Он появился здесь в 1904-м году, на только что отстроенной ветке Санкт-Петербург — Вологда. Позже, в 1916-м году, от этой станции была проложена ветка в Мурманск. Вокзал симпатичный и на него стоит обратить внимание.
5.
Другая важная достопримечательность на этом вокзале связана с Великой Отечественной Войной — что вполне понятно, здесь немало памятников и памяти о том времени. На вокзале стоит Эу 708-64 — первый паровоз, доставивший в Ленинград состав с продовольствием и боеприпасами после прорыва блокады.
Отъезжаем от Волхова мы совсем недалеко — до Старой Ладоги всего 15-20 километров. Не успели разогнаться, как уже пора тормозить.
Считается, что Ладоге около 1260 лет. Прелести всей истории вокруг её «столичного» статуса добавляет некоторая конкуренция меж питерской стороной (Старая Ладога расположена на территории Ленобласти) и новгородскими. Радости в дебаты, конечно, добавляют и киевские историки =)
Кстати говоря, в момент основания Петербурга Ладога была городом, а не селом, как сейчас.
По одной из версий Рюрик основал первую столицу в 862-м году именно в Ладоге, прежде чем построить Новгород. В любом случае, всё это происходило примерно одновременно — Ладога, Новгород, захват Киева. В любом случае на Ладогу стоит обратить внимание.
Исходя из археологических раскопок, можно предположить, что уже в середине XVIII века здесь было поселение, в котором жили выходцы из Северной Европы. Ближе к концу того же века здесь обнаруживаются следы славян. В 60-х годах XIX века Ладогу разрушили, но уже где-то через 10 лет построили первую крепость — Ладога становится городом. Вообще, по истории Ладоги можно изучать не только историю наших отношений со скандинавами, в целом, но и шведами, в частности =)
Ладога имеет богатую историю военного и торгового города. Первая каменная крепость здесь построена в начале XII века. В нынешнем виде крепость, по большей части, является плодом реконструкции. Однако при раскопках обнаруживали как фрагменты стен XII века, так и более поздние, ближе к которым нынешняя версия крепости. Кое-какие дополнительные подробности можно узнать на сайте Старой Ладоги.
8. Просто прекрасная табличка
9. В связи с юбилеем из Старой Ладоги активно пытались создать «событие».
Даже Путин приезжал!
10.
11.
12.
13. Вид на сохранившуюся Климентовскую башню
14. Я понял, что эти деревянные крыши чем-то уникальны — но чем?
То ли историчностью метода их сборки, то ли тем, что воссоздавали их по реальным чертежам…
15.
16.
17.
18.
19. А так идёт реконструкция
20.
В 1703-м году Пётр I обошёлся со Старой Ладогой довольно круто — была основана Новая Ладога. Старый город лишили этого статуса и герба. Многих жителей перевезли в новый город. С другой стороны, сравните — современное село по размерам превосходит город тех времён. Такое вот живое сравнение.
Ещё одной достопримечательностью Старой Ладоги является Успенский монастырь — именно сюда в 1718-м году перевели первую жену Петра I Евдокию Лопухину.
22.
Другая древняя достопримечательность Старой Ладоги — Староладожский Никольский монастырь. По преданию, основан он Александром Невским после победы над шведами в Невской битве. Первое летописное упоминание относится к 1401-му году.
24.
25.
26.
27.
28. Колокольня
29.
30.
31. Кельи. С дальней стороны у них монастырская стена
Ещё пара более древних достопримечательностей — курганы и самая старая улица России — Варяжская.
Уже на выезде, по пути в Новую Ладогу, по правой руки обратите внимание на церковь Рождества Иоанна Предтечи — она стоит почти на самом на повороте Волхова. Церковь построили в конце XVII века, на Малышевой горе. До того здесь была деревянная церковь и деревянные монастырские постройки. Первые упоминания Иоанно-Предтеченском монастыре относятся ко второй половине XIII века. От которого сейчас ничего, кроме этой церкви, не сохранилось. Ну, быть может, кроме подземных ходов под горой. Хотя, пожалуй это могут быть вовсе и не подземные ходы, а тоннели выработок кварцевого песка, который здесь активно добывали в XIX веке. Из-за этих ходов здание церкви было повреждено и реставраторам пришлось заливать их бетоном, чтобы спасти церковь.
33.
34.
35. Роспись купола оставлена нетронутой
Рядом с церковью — курганы, о которых я уже вспоминал чуть выше. По преданию, один из них является могилой Вещего Олега.
37.
В данной записи использованы материалы из следующих блогов и источников:
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:VolkhovHydroelectricPlant.jpg — # 1
- http://cr2.livejournal.com/26353.html — # 2, 3
- http://mike-travel.livejournal.com/1094.html — # 4-6
- http://cr2.livejournal.com/24952.html — # 7-9, 19
- http://p-glider.livejournal.com/34893.html — # 10-14, 16, 18, 36
- http://nordprod.livejournal.com/260852.html — # 15, 17, 20-23, 30
- http://xotaka.livejournal.com/83959.html — # 24-29, 31
- http://xotaka.livejournal.com/84620.html — # 32-35, 37
Благодарю всех авторов и участников проектов за содействие =)
По ссылкам можно найти больше фото и впечатлений
В ЖЖ:
Планирование маршрута: http://ujanus.livejournal.com/322214.htm
Начало: Общий маршрут и День 1. Часть 1. Москва — Торжок
Ранее: День 3. Часть 2. Тихвин — Волхов
Далее: День 4. Часть 2. Новая Ладога — Лодейное поле