Новые светофоры, зебры и полосы движения велосипедов
7 апреля 2015 года вступили в силу изменения в ПДД, введённые постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2015 года №315.
Для начала приведу цитату с официального сайта правительства, а чуть ниже разберу каждый из пунктов в отдельности:
Для организации дорожного движения вводятся следующие обозначения, знаки и технические средства:
- светофорные секции с встроенным красным сигналом (или красным контуром светофорного сигнала) в целях улучшения видимости дополнительной секции светофора;
- диагональные пешеходные переходы на улично-дорожной сети;
- обозначение линиями дорожной разметки зоны парковки, а не каждого парковочного места в отдельности, обозначение мест парковки для резидентов;
- островки безопасности;
- существующие дорожные знаки (таблички), определяющие способ постановки транспортного средства на парковке, позволяющие парковаться под углом к проезжей части;
- использование велосипедистами полосы для маршрутных транспортных средств.
Кроме того, вводится новый знак 5.14.2 «Полоса для велосипедистов». Это связано с тем, что некорректно применяемый в настоящее время знак 4.4.1 «Велосипедная дорожка или полоса для велосипедистов» служит для обозначения одновременно велосипедной дорожки и полосы для велосипедистов, несмотря на то, что они имеют различный режим движения.
Принятые решения позволят улучшить организацию дорожного движения, окажут положительное влияние на безопасность дорожного движения.
С последним абзацем не поспоришь, хотя хочется посетовать: недостаточно этих изменений!..
Впрочем, не будем о грустном, а разберём чуть подробнее все изменения. В сети и прессе больше всего видно обсуждение диагональных пешеходных переходов и разрешения велосипедистам ездить по выделенным полосам общественного транспорта. Но этим постановление не ограничивается.
В самом тексте постановления изменения перечислены в порядке появления соответствующих пунктов ПДД, однако я пойду по перечню, процитированному выше.
Светофорные секции
Пункт 6.3 ПДД (изменения выделены жирным):
6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.
Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.
Можно предположить, что выглядеть это должно примерно так.
В разных странах по-разному решают проблему видимости поворотной секции светофора. Иногда встречаются похожие решения (как вариант, секция может полностью окрашиваться в красный цвет). Порой для сигнализации поворота устанавливают сразу три секции.
В любом случае, подсвечивание секции в тот момент, когда поворот запрещён, существенно улучшает её видимость (особенно — в тёмное время суток) и, следовательно, повышает безопасность как других автомобилистов, так и пешеходов.
Диагональные пешеходные переходы
Про это уже немало сказано. В прошлом году эксперимент прошёл в Москве. Использовались подобные диагональные зебры и в других городах. Теперь Подобные наземные пешеходные переходы включены в ПДД (пункт 4.3):
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Обратите внимание, что по правилам переходить дорогу по диагонали можно только там, где размечена диагональная «зебра». Для всех остальных мест сохраняется прежний порядок.
Обозначение зон парковки, а не каждого парковочного места в отдельности
Это очень полезное нововведение. Не секрет, что согласно современным ГОСТам парковочные места размечают довольно большого размера. Теперь появится возможность указывать не каждое место в отдельности, а зону целиком. Водители сами разберутся как ставить машины (в соответствии с прочими правилами и установленными знаками, конечно же).
Приложение 2 ПДД (Горизонтальная дорожная разметка), пункт 1.7:
1.7. (прерывистая линия с короткими штрихами и равными им промежутками) — обозначает полосы движения в пределах перекрестка. Применяется для разметки зоны парковки;
Островки безопасности
С островками безопасности пока происходят самые странные изменения. Их наконец-то включили в ПДД, однако они очень давно присутствуют в ГОСТах. Хотя, даже с учётом прошлогодних февральских изменений (или тем более с учётом этих изменений), всё это выглядит явно недостаточным. Напомню, что раньше островки безопасности полагалось размещать на расстоянии не меньшем чем 10,5 м от края проезжей части (это три полосы движения). В прошлом году разрешили островки безопасности, обозначенные разметкой (но не выделенные конструктивно, бордюром), ставить на расстоянии 7,5 метров от края проезжей части.
Всё это полезно и замечательно, однако с учётом того, что на улицах шире двух полос в одном направлении теперь обязательно должны быть светофоры на пешеходных переходах (чего много где нет и не скоро будет, судя по всему), как-то странно реализовано. В странах ЕС и Северной Америки нередко островки безопасности можно увидеть даже на улицах с двумя полосами (по одной в каждом направлении). Это служит двоякой цели: во-первых, понятное дело, повышает безопасности пешехода за счёт конструктивных особенностей островка безопасности; во-вторых, в зоне островка неизбежно сужается полоса движения автомобилей, что заставляет водителей снижать скорость, а значит ещё больше повышается безопасность пешеходов.
Что ж, будем ждать, пока и у нас до этого дойдёт. В целом, тренд хороший.
В пункт 1.2 ПДД (основные понятия и термины) добавлено:
«Островок безопасности» — элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения противоположных направлений (в том числе и полосы для велосипедистов), конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.
Пункт 4.6:
4.6. Выйдя на проезжую часть, трамвайные пути, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
Новые знаки и таблички парковки
Пункт 12.2 ПДД (выделенное исключено, отмеченное жирным добавлено в текущей редакции):
12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части, за исключением тех мест, конфигурация (местное уширение проезжей части) которых допускает иное расположение транспортных средств. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.
Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9.
Способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется знаком 6.4 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1—8.6.9 и линиями дорожной разметки или без таковых.
Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4—8.6.9, а также линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.
Таблички 8.6.1—8.6.9
Обратите внимание, что первые три таблички не дают водителям права ставить автомобиль под углом к краю проезжей части. Кроме того, чтобы поставить машину под углом обязательно должна быть соответствующая разметка.
Кроме того, добавлена табличка 8.9.1 «Стоянка только для владельцев парковочных разрешений».
8.9.1 «Стоянка только для владельцев парковочных разрешений». Указывает, что на парковке, обозначенной знаком 6.4, могут размещаться только транспортные средства, владельцы которых имеют разрешение на парковку, полученное в установленном органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления порядке и действующее в пределах территории, границы которой установлены соответствующими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Что ж, посмотрим, как будут следить за исполнением этих предписаний. А то регулярно появляются комментарии, что парковку на местах, предназначенных для автомобилей инвалидов, практически никак не контролируют.
Велосипедисты, полосы для них и полосы движения маршрутных транспортных средств
В раздел основных понятий и терминов ПДД внесены изменения в пункт «Полоса для велосипедистов»:
«Полоса для велосипедистов» — полоса проезжей части, предназначенная для движения велосипедистов и на на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 4.4.1 в сочетании с табличкой 8.14, расположенными над полосой 5.14.2.
Знак 5.14.2 («Полоса для велосипедистов»), как можно догадаться, аналогичен тому, что до сих пор называлось знаком 5.14.
Заодно вводится и знак 5.14.3, указывающий на завершение полосы для велосипедистов.
Кроме того, теперь велосипедистам разрешено ехать по выделенным полосам общественного транспорта. Раньше получалось, что они должны ехать левее этой полосы — в самой правой полосе, предназначенной для автомобильного движения. Как можно догадаться, это крайне небезопасно.
18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов — в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе.
Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений