Один город в Германии: по следам Вукана Вучика
Те из нас, кто хоть немного интересуется вопросами, связанными с городом или общественным транспортом, отлично знают, кто такой Вукан Вучик. Скорее всего уже даже знакомы с его творчеством не только понаслышке, но и сами читали. Мне стало интересно самостоятельно произвести разбор системы общественного транспорта в городе, где я живу, чтобы теория стала практикой, и чтобы появилась возможность заговорить с городом на одном языке.
Мне повезло, что сейчас я оказалась в довольно крупном, по меркам Германии, городе. А значит, могу на своем собственном опыте оценить действенность городских систем общественного транспорта этой западноевропейской страны, одной из первых начавшей модернизацию общественного транспорта. Целью этого процесса стало понижение степени проникновения автомобиля в городскую среду, без которой было бы невозможно повысить уровень жизни в населенных пунктах, задыхавшихся от перегруженных дорог. Посмотрим, что же было сделано и как это выглядит в реальности.
Портрет города
По количеству жителей Билефельд занимает в рейтинге городов Германии девятнадцатую позицию. Конечно, в сравнении с Москвой или Нью-Йорком, это довольно небольшой город, в котором проживают около 320 тысяч человек. Он занимает довольно большую площадь из-за низкоэтажной застройки и включает в себя несколько городов-спутников. Билефельд является довольно развитым промышленным центром, а самым известным предприятием является Dr.Oetker. Эта компания известна по всему миру как производитель замороженной пиццы, декоративных украшений и смесей для выпекания десертов и приготовления пудингов. Плюс, в городе есть несколько университетов, а общая численность студентов составляет около 30 000 человек.
Развитие транспортной системы в Германии
С транспортными проблемами правительство ФРГ столкнулось еще в середине XX века. В это время резко увеличилось количество автомобилей в городах, они стали мешать бесперебойному движению общественного транспорта, загрязняли окружающую среду и несли прямую угрозу жизни пешеходов. Перед правительством встала задача повышения качества среды обитания, решать которую было стали с помощью скоординированного городского транспортного планирования (1965).
Основные пункты проекта по планированию в Германии (В. Вучик):
- всем жителям города должен быть доступен какой-либо вид общественного транспорта;
- необходимо избегать чрезмерно высокой плотности застройки;
- частный и общественный транспорт должны взаимодополнять друг друга.
Тогда же был разработан план инвестиций в общественный транспорт, с приоритетом рельсовых систем. В итоге, трамвайные и автобусные маршруты покрывают большую часть города, а в дополнение к ним проложена еще и велосипедная инфраструктура. В качестве мер антистимулирования автомобильных поездок широкое распространение получила политика высоких цен на бензин за счет повышенного дорожного налогообложения, и меры по «успокоению трафика» (ограничение в 30 км/ч на небольших улицах).
Давайте теперь рассмотрим на примере Билефельда как все эти меры реализованы и работают в действительности.
Транспортная система
Как и во всей Германии, в Билефельде основной артерией стал городской трамвай или метро (Stadtbahn), соединяющий основные районы города с центром. Система рельсового транспорта включает в себя четыре ветки (в планах на будущее есть и пятая линия), с тремя узловыми станциями, где можно сделать пересадку. Общая продолжительность линий: 66 километров с 62 остановками, 7 из которых находятся под землей. Как уже понятно, некоторые сегменты линий проложены под землей, а часть идет по поверхности. Но, в большинстве случаев, рельсы отделены от проезжей части высокими бортиками или ограждениями, чтобы сохранить приоритет движения рельсового транспорта. А где-то под движение трамвая отдана вся проезжая часть, в таких случаях рельсы идут вровень с проезжей частью, тем самым предоставляя возможность для проезда машин. Сами составы в городе как будто бы из двух поколений: нового и постарше. Но все они гораздо длиннее тех трамвайных составов к которым мы привыкли в России. Вагоны больше протяженности с гибкой сцепкой посередине для удобства маневрирования.
Первоначально город обслуживал обыкновенный трамвай, три линии которого были постепенно преобразованы в S-Bahn в период между 1978 по 1991 годами. Четвертая ветка открылась только в 2002 году. Она ведет в Университет, который сейчас активно развивается привлекая тем самым в город «молодую кровь». В 2019 году в городе планируют открыть пятую линию, которая присоединит еще один отдаленный район города.
Сейчас, например, есть ветка которая соединяет центр города и Университет, находящийся несколько на окраине города или же линия трамвая, ведущая из центра в часть города, расположенную по другую сторону возвышенности, делящей населенный пункт на две части.
За 2012 год услугами S-Bahn в Билефельде воспользовались почти 33 миллиона человек, что означает, что каждый житель, включая даже младенцев, совершил на трамвае около 100 поездок в год. Удобны для пассажиров и часы работы.: S-Bahn функционирует каждый день до 1 часу ночи с перерывом в 10-15 минут; в будни он начинает работу в 4:30 утра; в субботу в 6:00, а в воскресение или праздничные дни – только с 8:30. В Германии если отдыхают, то все, без исключения.
В качестве поддержки, от каждой станции трамвая ходят автобусы, которые развозят людей ближе к их дому, если не повезло и трамвай в пешей доступности не останавливается. Расписание каждого маршрута и схемы движения можно посмотреть на специальном сайте www.mobiel.de, там же можно проложить свой маршрут со всеми пересадками и остановками. Важно, что, в результате, по вашему запросу вы получите абсолютное точное время: когда вам нужно выходить на остановку и момент прибытия в пункт назначения. Главное строго следовать расписанию, потому что интервал движения общественного транспорта очень жесткий и какой-то случайный автобус на горизонте явно не случится. По этой же причине трамваи и автобусы долго не стоят на остановках.
Помимо дневного трафика есть еще система из 15 маршрутов ночных автобусов, которые циркулируют по городу 1-2 раза в шестьдесят минут с 1 часа ночи до 6 утра.
Более того в городе есть совершенно уникальный проект – городское такси AST (Anruf-Sammeltaxis) и ALF (Anruf-Linien-Fahrt). Схема работы значительно отличается от привычной нам. Эти службы развозят людей в труднодоступные районы города или пригороды, куда автобусы ходят редко или уже перестали ходить. Работает она примерно с восьми вечера и до утра. После звонка таксист сообщает вам с какой остановки метро он вас заберет, не исключено, что в машине будете не вы одни, а еще парочка желающих сэкономить пассажиров из вашего же района. Стоимость такой поездки значительно ниже обычного такси, где с вас возьмут около 10 евро, в то время как в «общественной» модификации вы оставите лишь около 2-3 евро. Выгода очевидна, правда комфорт сомнителен.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений