Платная парковка: благо или зло?
Высокий сезон поездок на велосипеде уже закончился, а значит, можно вернуться к обсуждению других проблем городов. Одной из самых острых из них, конечно же, является вопрос, нужно ли вводить в городах платную парковку и если да, то почему?
Второй год жители (как пешеходы, так и автомобилисты) и администрация Москвы пытаются решить для себя этот вопрос, но все не сходятся во мнении. Все хотят очень разного: автомобилисты — простого и бесплатного паркинга, жители — свободных тротуаров, а город — больше денег и позитивного медийного отклика. Но что же на самом деле может дать платный паркинг городу и почему это хорошо? Citylab сделали подборку последних исследования на эту тему по американским городам, а мы применим данные для анализа российских реалий.
В первую очередь, платный паркинг (с адекватной стоимостью услуги) — снижает загруженность улиц и понижает количество заторов или пробок. К такому выводу пришли ученые, когда проанализировали данные эксперимента, проведенного в Сан-Франциско. Все уже наверняка знают про интересно спланированную систему платной парковки в Сан-Франциско, которая способна учитывать «спрос» и «предложение» и, исходя из их уровня, понижать или повышать стоимость парковки в том или ином месте. В результате, стоимость парковки в Сан-Франциско очень сильно различается от места к месту и зависит в том числе и от текущей ситуации (например, на время концертов и крупных спортивных мероприятий ставки в окрестностях радикально повышаются). Одна из целей — сделать так, чтобы в любом квартале практически всегда было хотя бы одно свободное место.
В Москве такого разделения нет — парковка стоит абсолютно одинаково в любое время и в любом месте в рамках выбранной зоны. Так вот, данные эксперимента, о котором шла речь чуть выше, показали, что значимая часть заторов возникает из-за того, что водителям приходится кружить по городу в поисках места для парковки. Московская система снижает число водителей, которые в принципе готовы поехать на автомобиле в зону платной парковки, однако не сильно помогает разгрузить заторы, состоящие из тех, кто ищет свободные места. Да, у нас есть специальные информационные табло, но установлены они не слишком эффективно и нередко показывают неверную информацию.
Второй особенностью (вполне логичной), является то, что платный паркинг увеличивает уровень пользования общественным транспортом. Авторы исследования пришли к выводу, что дешевые или совсем бесплатные парковочные места дополнительно привлекают автомобилистов. В этой ситуации пересадить водителей на общественный транспорт не удастся до тех пор, пока не будут радикально подняты цены на парковку в городе. Но все же придется предложить автомобилистам что-то более адекватное взамен. Не парочку еле живых автобусов, которые редко ходят и не могут следовать расписанию даже при относительно свободном движении.
Третий положительный момент от введения платной парковки состоит в том, что в бюджет города поступает гораздо больше дополнительных средств, которые можно использовать для развития города: в том числе и транспортной системы. Например, город Хартфорд на севере-востоке США получает 1200 долларов в год с одного парковочного места, что аккумулируется в общую сумму на уровне $50 млн в год. В то же время с налога на недвижимость город получает лишь в полтора раза больше — 75 млн долларов.
Получается, что для городов нет ничего хуже, чем заставить автомобилистов платить за парковку, но выставить цены ниже, чем нужно для того, чтобы радикально изменить ситуацию в городе. Да, установка высоких тарифов вызовет негативную реакцию немалого количества горожан, однако текущая ситуация в Москве скорее напоминает ту самую историю про кошку, которой хвост резали по частям. Правильно организованная система платной парковки не только улучшает ситуацию на дорогах, но и позволяет городу аккумулировать новые дополнительные средства. Дальше дело уже за малым — правильно ими распорядиться и сделать жизнь в городе еще удобнее.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений