Радикальное повышение штрафов в Румынии – что же общего в стиле вождения с Россией?
В ближайшее время в Румынии будет принят новый Дорожный Кодекс. Об этом заявил министр внутренних дел Раду Строе. В последние недели вокруг проекта новых правил дорожного движения шла активная полемика, и связано это с очень высокими штрафами.
Если в первом варианте нового Кодекса максимальный штраф составлял 16 000 лей (более 3 600 евро), то после внесения поправок это – 9 600 лей (порядка 2 800 евро). «Новая максимальная сумма штрафа составит 120 баллов, причем один балл равняется 10% от суммы средней заработной платы по стране, то есть 800 (менее 182 евро)», – заявил в прошлую пятницу комиссар-шеф Костин Тэтук, заместитель начальника Дорожной полиции на телеканале Antena 3.
Также первоначально предполагалось, что водителя, совершившего тяжкое ДТП, можно лишить прав сроком на пять лет. Этот период был сокращен до двух лет.
Превышение максимальной допустимой скорости более чем на 60 километров в час или вождение в нетрезвом виде предполагает штраф в размере до 4 000 лей. В течение 180 дней после такого нарушения садиться за руль будет запрещено – на этот срок действие прав приостанавливается.
Такие же санкции применят к тем, кто находится за рулем автомобилей с недействительными регистрационными номерами или не останавливается перед переездами железнодорожными переездами. Аналогичный штраф вводится и за вождение без пристёгнутого ремня безопасности.
Известнейший румынский автогонщик, Константин Аур, многократный победитель национальных ралли, участник WRC (World Rally Championship), владелец школы безопасного вождения, дал за последние полгода ряд интересных интервью. Ниже приведены несколько выдержек из них:
«Дорожное движение таит множество неприятных сюрпризов. По разным причинам даже опытный водитель может пострадать в ДТП. Мировая статистика показывает, что причиной более 95% ДТП становится человеческий фактор. Мы часто склонны винить дорогу или машину, но в 95% человек за рулем может избежать аварии. Правда и то, что мы в Румынии часто водим агрессивно. Самое существенное – мы безответственны».
«В Румынии нет курсов вождения, есть курсы для получения водительских прав. Объем знаний, полученный на курсах вождения в Румынии крайне мал, экзамен очень легко сдать, поэтому появляется столько неподготовленных водителей».
Константин Аур считает, что ещё один фактор риска, который влечет за собой большое число аварий, заключается в том, что большинство румынских автомобилистов излишне увлечены роскошью, а не безопасностью и надежностью машины, за рулем которой они находятся.
Реальностью станет видеонаблюдение за сдающими практический экзамен на права – о чем говорилось уже давно. Другой важный момент в новом Кодексе связан с продажей автомобиля. Это событие бывшему владельцу необходимо декларировать в полиции в течение не более чем пяти дней с момента передачи машины. Причем заявление подается в письменном виде, под собственную ответственность, должно содержать точные данные о том, кому автомобиль продан, и смену лица, ответственного за налог на автомобиль. В случае лизинговых контрактов такое заявление в полицию подают компании, занимающиеся лизингом.
Ремень безопасности для несовершеннолетних становится обязательным. В старых правилах говорилось лишь о том, что дети должны были сидеть сзади. Специальные кресла для детей можно будет использовать только из списка официально разрешенных производителей. Штраф по этой позиции может достигать порядка 1 600 лей (363 евро), в отличие от старого Кодекса, который не уточнял в явном виде ответственность водителя за обеспечение мер безопасности для детей.
Ужесточение действующего законодательства предполагает даже конфискацию автомобилей и полное лишение водительских прав при особо тяжких ДТП.
Валериу Згоня, спикер нижней палаты Парламента Румынии, отметил, что группа Социал-демократической партии придерживается того мнения, что при внесении поправок необходимо учитывать уровень доходов у румын. «Очень важно создать ситуацию, при которой у нас больше не будет любителей высоких скоростей, нарушающих законы и уверенных в своей безнаказанности, будь то политики, деловые люди или просто нахалы. Есть и в Европе, и за океаном страны, где автомобиль могут конфисковать». Но это, всё же, заявление политика.
Глава верхней палаты Парламента, Крин Антонеску, сказал, что у него водительских прав нет: «Я слишком старый, чтобы водить машину». Он родился в 1959 году, так что скорее всего это нужно расценивать как шутку.
Жесткие санкции и крупные штрафы, по мнению министра внутренних дел, должны способствовать дисциплине водителей и сокращению числа ДТП. Серьезные наказания предусмотрены за не-предоставление приоритета или движение на красный.
Вот несколько комментариев, появившихся в Интернете в ответ на публикации информационных телеканалов:
«Этот новый дорожный кодекс со штрафами как в Германии и с дорогами как в Африке – большое свинство».
«В Германии большинство штрафов – на уровне 20 евро, самый большой составляет 600. Только за особо тяжкое ДТП, если пьян смертельно или под наркотиками, взимается штраф в 1500 евро. Да ещё за превышение скорости вне населенного пункта штрафуют меньше, чем в населенном пункте. Посмотрите в Гугле BUSGELDKATALOG. Слишком большие штрафы в Румынии наказывают семьи водителей!»
«Важнее всего завершить наконец строительство автострад, чтобы по ним можно было ездить, и чтобы полиция действительно работала, а не по кустам спрятавшись, караулила водителей!»
«Министр Строе объелся, что ли, поганок – предлагает штрафы как в Европе, при зарплате в Румынии – 200-300 евро. Сравните с 2 000-4 000 евро в ЕС…»
«Я полностью согласен со штрафами и всем прочим, но применять всё это можно будет, когда у нас будет инфраструктура европейского уровня. Пока что у нас будут самые суровые санкции и все равно – хаос. Не поставишь полицейского на каждые 2 км дороги – охотиться на кретинов. Это как можно оценивать, если на дорогу в 350 км потратить нужно 7 часов, когда проехать приходится через все, что не попадя, села (где предел скорости 50 км/час), а выедешь из села – так или перед тобой будет ехать «шофер» на 60 км/час, или увидишь ограничение скорости бессмысленное абсолютно, или фуру сильно нагруженную. Есть ли у нас хоть одна автострада через всю страну? Сколько автомобилей зарегистрировано в Румынии и сколько ещё идут транзитом? Вот такая грустная инфраструктура».
Обновление: Премьер-министр Румынии Виктор Понта на заседании правительства дал задание министру внутренних дел ввести в Дорожный rодекс ряд дополнительных изменений, помимо тех, что касаются штрафов, например, гарантии того, что виновнику тяжкого ДТП не удастся сохранить водительские права в период до окончательного решения судебных органов; премьер заявил, что иначе он не примет проект. Виктор Понта также указал министру внутренних дел Раду Строе на необходимость уточнить детали того, как местные органы власти будут общаться с представителями полиции по вопросам получения денежных средств от штрафов, сообщают источники из правительства.
Министр внутренних дел Раду Строе сообщил, что максимальный штраф, согласно новому Дорожному rодексу, всё же составит 16 000 лей (более 3 600 евро), для компаний-управляющих дорогами, не выполняющих свои обязательства, размер максимального штрафа для водителей 9 600 лей (порядка 2 800 евро); исходно предполагалось, что он будет равен 16 000 лей и для водителей. Наибольший срок временного лишения водительских прав – два года; в исходном проекте Кодекса этот срок составлял пять лет. Строе уточнил, что эти санкции входят в число окончательных положений Кодекса. Вице-премьер Ливиу Драгня настаивает на обсуждении Кодекса в Парламенте, учитывая существенные следствия и решительный характер изменений.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений