Много туристов — это хорошо или плохо?
Развитие туристического бизнеса для многих городов стало глотком свежего воздуха и ресурсом поступления дополнительных средств в бюджет. При этом гостевой поток приносит деньги не только государству, но и населению. Плюс, одновременно улучшается и сам город: инфраструктура, состояние памятников архитектуры, открываются новые места досуга.
Казалось бы, если все так прекрасно, то нет повода для беспокойства, однако у этих процессов есть и обратная сторона. Давайте разберемся, чем развитие туристического бизнеса может мешать городу и горожанам.
Проще всего и интереснее сделать это на конкретном примере, тем более, что он сам идет в руки. Вот уже не первый год в Барселоне идут столкновения меж теми, кто выступает против обилия туристов, захвативших город, и теми, кто живет за счет бизнеса, связанного с гостеприимством. Но сначала давайте посмотрим на ситуацию в целом.
Барселона — один из самых популярных среди туристов городов Европы. Его выбирают за культурное многообразие отлично сочетающееся с курортным отдыхом. Количество туристов, посетивших Барселону, с каждым годом растет и если в 2000 году в город прибыло лишь 3 млн человек, то в 2013 это число увеличилось в 2,5 раза и составило 7,6 млн. Конечно, пока Барселона не дотягивает до Лондона или Парижа по посещаемости. Да может уже и не дотянуть, потому что город начал сопротивляться растущему потоку.
Казалось бы, больше туристов приезжает в город, больше денег поступает на развитие и больше возможностей заработать появляется у местных жителей. Например, кто-то сдает жилье, кто-то открывает кафе или сувенирный магазин. И даже те, кто не получает прямой выгоды от потока туристов, испытывают на себе положительное влияние роста числа гостей. Это происходит потому что, во-первых, город начинает развиваться, администрация начинает задумываться о том как улучшить инфраструктуру и привлечь еще больше людей. Во-вторых, администрация начинает проявлять интерес и заботиться о том, что уже есть в городе: достопримечательностям и памятникам архитектуры. В-третьих, приток в город туристических денег отражается в целом на бизнесе, поскольку если кто-то заработал на туристах, то потратит он эти средства скорее всего внутри системы. Например, владелец магазина купит новое оборудование, а таксист сменит автомобиль или просто купит продукты для ужина.
Но проблема состоит в том, что город для туристов очень сильно отличается от города для жителей. У туристов другие проблемы и образ жизни, чем у местных, а значит, их интересы чаще всего не будут совпадать. Туристам не нужно рано утром вставать на работу, а значит, они могут до рассвета переходить из бара в бар и громко радоваться жизни в любой день недели. Туристы редко покупают продукты на ужин и предпочитают рестораны, а значит, место доступных супермаркетов очень быстро займут рестораны и сувенирные лавки. Туристам не нужно водить детей в садик или школу, так что незачем в центре города иметь образовательные учреждения, лучше разместить еще пару торговых центров. И таких негативных изменений можно найти очень много. Рано или поздно местные жители начнут выражать свое недовольство.
Этим летом в Барселоне прошло несколько митингов, на которых местные жители (особенно живущие в районе Барселонетта, самом близком к городским пляжам) выступили против увеличения непрекращающегося потока туристов, для которых каждый день является праздником. Взрыв недовольства произошел из-за группы гостей города, решивших прогуляться голышом по центральной улице и по пути заглянуть в супермаркет за продуктами. Тогда представитель городской администрации заявила, что раньше город занимался развитием туризма, а сейчас пришло время задуматься о местных жителях. Но будет ли прок от этой заботы?
Ограничениями туристического потока и его распространения по городу городские власти занялись уже давно. Так в городе начали выдавать лицензии на посуточную сдачу квартир туристам, а потом впервые попытались ограничить доступ туристов в некоторые районы города. Например, в 2010 году приостановили выдачу лицензий в Старом городе, в апреле этого года список районов расширили. Начиная с ноября 2014 года выдачу новых сертификатов на посуточную сдачу квартир в Барселоне и вовсе полностью прекратили.
И если раньше отсутствие лицензии никого особо не останавливало, потому что в законодательстве не были предусмотрены никакие штрафы, а администрация не располагала каким-либо проверяющим органом, то теперь ситуация изменилась. Штрафы установили на уровне от 9 до 90 тыс. евро, а для проверки выделили 74 инспектора.
Конечно, 9,5 тыс. «предпринимателей», успевших получить лицензии, продолжат работать на рынке, но согласитесь, что для такого большого города и потока туристов, это не так уж и много (по предварительным оценкам, нелегально сдаваемых квартир насчитывается около 8000). Плюс, понятное дело, этот запрет скажется и на ценах, что оттолкнет будущих туристов.
В этот момент забота о местных жителях отходит немного в сторону и возникает совсем другой вопрос. Как скажутся предпринятые меры по ограничению туристического потока на местных предпринимателях? Стоит помнить и о том, что экономическая ситуация в Испании сегодня довольно сложная и рынок не располагает большими возможностями трудоустройства этих «освободившихся» людей. А ведь нужно учитывать не только тех, кто сдавал квартиры, но и всех участников туристической отрасли, включая сотрудников туристических бюро, ресторанов и сувенирных лавок.
Получается, что реагировать на запросы местных жителях тоже нужно с умом, особенно, если их же собственное благополучие зависит от развития туристического бизнеса.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений