Так ли необходимо обновление московского «Аэроэкспресса»?
В Россию прибыли первые двухэтажные поезда, заказанные для «Аэроэкспресса». Как мы рассказывали ранее, новые составы частично будут произведены в Швейцарии на заводе Stadler Rail Group, в городе Альтенрейн, а частично — в Белоруссии. Пока первый поезд проходит обкатку и тестирование, давайте разберемся в деталях: что же дадут городу новые двухэтажные составы, за которые оператор готов заплатить 685 млн евро, и как с аналогичными транспортными задачеами справляются другие города.
Зачем Москве двухэтажные «Аэроэкспрессы»?
Московский «Аэроэкспресс» — практически единственный и уж точно самый быстрый способ добраться в аэропорт без проблем, заторов и риска опоздать. Все другие варианты, будь то автобусы, такси или частные автомобили, не выдерживают никакой критики из-за постоянных пробок. Конечно, простой электрички, которая идет в аэропорт всего лишь в два раза дольше, но стоит в 10 раз дешевле, тоже было бы вполне достаточно, но их маршруты никогда не доходили до аэропортов московского узла, а с появлением модных и дорогих поездов вероятно никогда и не дойдут.
Еще в прошлом году администрации «Аэроэкспресса» стало понятно, что поездов, имеющихся сейчас в парке, недостаточно. Так, в особо популярные дни людям приходилось мало того, что ехать в «Аэроэкспрессе» стоя, так и даже пропускать поезда. Конечно, можно было бы просто увеличить частоту следования, но для этого понадобилось бы строить новые пути или сокращать другие маршруты (включая обычные электрички). Строить пути долго и дорого, поэтому, чтобы исправить эту ситуацию, было решено выбрать другое решение и закупить двухэтажные вагоны, вместо старых одноэтажных.
Зачем Москве суперсовременный и скоростной «Аэроэкспресс»?
Для того, чтобы добраться из центра Москвы в любой местный аэропорт, вам понадобиться от 35 до 45 минут. Вполне приемлемое время для преодоления 40-50 км. Новые поезда Stadler KISS способны развивать на маршруте более высокую скорость — до 160 км/ч, что могло бы еще больше сократить время поезда в пути. Хотя, скорее всего, если сокращение времени и произойдет, то незначительное. Ускорение поездов возможно только при изменении всей сетки расписания.
Во время осмотра первого состава двухэтажного «Аэроэкспресса», мэр Москвы С. С. Собянин охарактеризовал новые составы как «суперсовременные». По его мнению, они представляют новое поколение общественного транспорта. Конечно, возможно, начинку этих поездов собирали специально по последним требованиям, но сама модель разработана еще в 2008 году. С тех пор она нашла применение на железных дорогах Швейцарии и Австрии.
Если же говорить двухэтажных поездах в целом, то Stadler не единственный производитель железнодорожной техники в мире, и, как можно догадаться, не единственный производитель двухэтажных вагонов. Есть, например, канадский производитель Bombardier. Поезда этой марки, особенно двухэтажные модели, массово распространены в Германии, где они уже давно курсируют на региональных маршрутах. Никакой экзотики. Это самые обычные составы, на которых люди ездят на работу и домой каждый день. Они делают десятки остановок по маршруту и никуда особо не торопятся, как наши электрички, они же не ICE какие-нибудь. В Восточной Европе тоже издавна использовались двухэтажные поезда. Взять, к примеру, социалистическую Румынию — здесь их можно было увидеть на региональных маршрутах еще в 70-х годах XX века.
Международный опыт
Конечно, этажность и скорость — это очень важные параметры, но часто они бывают вторичны. Гораздо важнее понимать транспортную концепцию целиком. Каждая страна или отдельный город по-своему решают вопрос доставки людей в аэропорты. Некоторые регионы предпочитают бюджетные варианты, а кто-то сосредотачивается на высоких скоростях и комфорте.
Германия. Основные немецкие аэропорты расположены так, что до них легко можно добраться на городских электричках S-Bahn или на поездах/электричках, курсирующих между городами, поэтому чаще всего нет необходимости в специальных электричках, которые соединяли бы город с аэропортом.
Например, аэропорт Дюссельдорфа (DUS) находится в 10 км от центра города и добраться до него можно на S-Bahn, на всех видах региональных поездов (ERB, RE) и даже на дорогих скоростных поездах ICE. На последних, кстати говоря, это сделать будет даже сложнее, потому что ходят они из Дюссельдорфа только раз в час.
Примечательно, что вы легко сможете доехать на поезде/электричке в аэропорт и из других городов земли Рейн-Вестфалия, минуя, город, к которому приписан аэропорт. Но даже если вам придется ехать сквозь этот населенный пункт, стоимость проезда в аэропорт будет формироваться по стандартному тарифу или будет лишь немного выше него.
Осло, Норвегия. Гардермуэн (OSL) — это крупнейший аэропорт в Норвегии, который располагается в 48 км от центра Осло, то есть примерно на таком же расстоянии как аэропорт Домодедово. Осло никогда не считался дешевым и доступным для туристов городом, поэтому и цены на проезд в электричке до центра города тут довольно высокие. Хотя назвать электричкой скоростной поезд Flytoget (скорость до 210 км/ч) можно с трудом. Если московский «Аэроэкспресс» преодолевает похожее расстояние за 40-45 минут, то Flytoget делает это всего за 19 минут. Правда, в Москве вы за поездку отдадите меньше 10 евро (особенно по новому курсу), то в Осло путешествие обойдется вам уже в двадцатку. Впрочем, высокая стоимость хотя бы может быть обоснована тем, что участок пути длиной 20 км проходит по тоннелю, проложенному специально для транспортного сообщения между городом и аэропортом.
Но даже здесь есть возможность воспользоваться более дешевыми пригородными электропоездами, который идут чуть реже, чуть дольше, и стоят в два раза дешевле. Есть и автобусы, правда стоят они примерно столько же сколько и бюджетная электричка, а в пути находятся в два раза дольше.
Амстердам, Нидерланды. Аэропорт Схипхол (AMS) расположен в 18 км от столицы Нидерландов. Здесь обустроена довольно крупная железнодорожная станция, являющаяся не только конечным пунктом для маршрутов, следующих специально в аэропорт (а это и местные, и региональные поезда), но и промежуточной точкой. Многие маршруты следуют через этот вокзал насквозь. В числе прочего, здесь проходит междугородний поезд соединяющий Роттердам и Амстердам. Расстояние в 50 с небольшим километров он проходит за 27 минут.
Шанхай, Китай. Аэропорт Шанхая Пудун (PVG) был открыт в 1999 году и принимает в год около 60 млн пассажиров (Домодедово и Шереметьево в 2013 году приняли около 30 млн человек каждый). В 2002 году аэропорт запустил скоростные поезда Maglev на магнитной подушке, которые преодолевают расстояние в 30 км за 7 минут 20 секунд (максимальная скорость 430 км/ч). И все удовольствие стоит меньше 7 евро. Это, конечно, излишество и мотовство, потому что в аэропорт также абсолютно спокойно, правда чуть помедленнее, можно добраться из города на метро.
Как мы видим, все города так или иначе сталкиваются с вопросом быстрой и надёжной доставки пассажиров в аэропорт. Все они решают этот вопрос по-разному, но чаще всего подключают сразу несколько видов транспорта, например, высокоскоростные поезда, городские электрички и метро (или его аналоги). Нередко используется и регулярное автобусное сообщение, которое в Москве так и не налажено. Российская столица, казалось бы, идет по пути улучшения сервиса, но не дает пассажирам никакого выбора. Популярность «Аэроэкспресса» из-за которой, собственно, и решили закупить новые составы, связана не с его исключительным удобством (ведь ходит он только с главных вокзалов, редко и совсем не быстро), а с отсутствием у людей хоть какого-то адекватного выбора. Если ехать не на автобусе или машине, то только на «сверхсовременном скоростном поезде», который быстро, комфортно и с ветерком донесет вас в любой аэропорт Москвы. Но всем ли нужен такой комфорт или все-таки неплохо было бы иметь хоть какие-то дополнительные варианты, в том числе и недорогие?
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений