У министра транспорта Соколова проблемы с арифметикой
Министр транспорта Максим Соколов заявил во время выступления в Госдуме: «Я считаю, что их (платных дорог – ред.) количество в России не должно превышать международные стандарты, которые уже сложились в Западной Европе и не только». При этом он уточнил, что речь идёт о доле на уровне 5% от общей протяжённости федеральных трасс, то есть о 2 500 километрах платных дорог, если отталкиваться от текущего положения вещей с России. «У нас федеральных дорог порядка 50 тысяч километров», – пояснил министр.
При этом, исходя из ранее озвученных министром планов, до 2030 года в нашей стране планируется построить только лишь 12 000 километров новых скоростных дорог. Можно сравнить «масштаб бедствия» с происходящим в Китае, там именно настолько выросла протяжённость государственной сети хайвеев за один только 2012 год.
К сожалению, у министра явные проблемы с арифметикой и установлением первопричин. Если отталкиваться от озвученных планов, к 2030 году в нашей стране может быть не больше 3 000 км платных дорог. При этом одна только федеральная трасса М11 – платный дублёр Ленинградского шоссе – должна быть введена в 2018 году и её протяжённость составит около 700 км, а это уже около 20% от общей предполагаемого министром протяжённости платных дорог в России. Если добавить ЦКАД и платные участки на трассе М4 «Дон», «министерский лимит» будет исчерпан наполовину.
Беда в том, что министр недоговаривает. Нашей стране рано ориентироваться на Европу или другие государства, когда здесь дорог, по сути, нет. Если сравнивать со странами, хоть сколько-то близкими к нам по площади (не будем рассматривать Канаду, в виду малого населения), выяснится, что в США суммарная протяжённость дорог, входящих в систему автомагистралей National Highway System, составляет более 250 000 километров. Платных среди них, действительно, менее 3%, но и это даёт нам более 7 000 километров подобных трасс.
В Китае на конец 2012 года насчитывалось около 100 000 километров хайвеев. Как сказано выше, 12 000 км было построено только лишь за 2012 год, а основная часть этой системы создана уже в XXI веке и они не планируют снижать темпы роста. Получается, что две страны, суммарная площадь которых немногим больше площади России, уже сейчас имеют сеть скоростных дорог протяжённостью около 35% от общей длины всех российских дорог, включая грунтовые, по которым не может проехать никакая техника кроме «Уралов» и тракторов (около 20% от общей протяжённости российских дорог).
350 000 километров шоссе в Китае и США против 50 000 километров федеральных трасс в России. Вместо того, чтобы подумать о более активном развитии дорожной сети, министр пытается сделать что? Успокоить общественность, пояснив нам, что никто не заставит граждан платить за проезд? Трасса на Магадан до сих пор грунтовая на многих участках, какое уж тут спокойствие?!?
Полагаю, что в таких условиях ориентироваться на чей-либо опыт и заимствовать какие-то процентные соотношения в качестве ориентиров по меньшей мере странно. Да, нельзя строить платные дороги так, чтобы не было альтернативного проезда, поскольку это ограничивает свободу перемещений наших сограждан, однако надо всеми способами стимулировать развитие дорожной сети в России и почему бы не делать это в том числе и при помощи создания разветвлённой сети платных дорог?
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений