Велодорожка в Зюзино
По нелепому недоразумению велосипед в нашей стране недооценён населением. В государстве с незавидным уровнем бедности он пока не стал популярным видом транспорта. Именно автомобиль для нас – своеобразный идол, и именно вокруг машин выстраивается современная городская инфраструктура. Это стало настолько неоспоримо, что сами автомобилисты начинают возмущаться, когда парковка становится платной, дороги сужают, делают выделенные полосы для автобусов и т.д.
Чтобы москвичи не стали героями повести Роберта Янга «Механический фиговый листок», это безобразие когда-то надо было прекращать, развивая и увеличивая пешеходные пространства и, что важно, велосипедную инфраструктуру. Лишь сравнительно недавно город начал предпринимать определенные шаги навстречу любителям двухколесного транспорта. Однако шаги эти очень коротенькие и неуверенные…
И мы это прямо сейчас пронаблюдаем на примере недавно проложенной велодорожки в Зюзино.
Инициативные люди из «Штаба Зюзино» при поддержке веломастерской Becycle 29 марта отправились на непринужденную велопрогулку по Балаклавскому проспекту – туда, где, согласно правительственным отчетам, воцарился рай для велосипедиста.
Мы не будем заострять внимание на строгом соответствии дорожки нормативным актам: различным гостам или правилам дорожного движения. Во-первых, постановление Правительства от 22 марта 2014 года № 221 лишь недавно внесло изменения в ПДД, в том числе в части велосипедных дорожек. Во-вторых, это не столь важно в ситуации, когда некоторые вещи непонятны даже без обращения к закону.
Давайте лучше представим себя велосипедистом, едущим по Балаклавскому проспекту…
01. «Виртуальная» велодорожка, воспеваемая СМИ, как мы знаем, берет начало с Рублевки. Там она, действительно, есть, однако довольно быстро прерывается. Истоки реально существующей велодорожки в нашей части города мы открыли возле кругового перекрестка Севастопольского и Балаклавского проспектов. Никаких указателей мы, однако, не обнаружили. Зато восхитились изяществом малых архитектурных форм, которые «со вкусом» разместили коммунальщики неподалеку (на фото справа).
02. Разметку велодорожки логично было бы начать метров на 20 раньше – там, где прокопали подземный переход. Особенно, если учесть, что дорожка далее должна проходить по улице Обручева, то есть «нырять» под Севастопольский.
03. Большая часть переходов на Балаклавском и Севастопольском удобна для велосипедистов, хотя строительство переходов, по моему мнению, не было необходимостью: автомобильные пробки не исчезли, а лишь сдвинулись ближе к станции метро «Калужская». А для пешехода и велосипедиста спуск под землю – лишнее и нежелательное препятствие.
04. Но это тема отдельная! А мы начинаем движение по велодорожке по направлению к станции метро «Чертановская». И вроде все хорошо и красиво начинается, но вот первые затруднения, с которыми сталкивается обычный велосипедист и пешеход: с какой стороны ехать? Где можно идти пешеходу? Какую функцию выполняет дублер слева?
05. Вид в другую сторону порождает те же самые вопросы. Разметка вовсе отсутствует.
06. Ну да ладно! Выбрав наугад одну из трех (!) дорожек, едем навстречу безразличным пешеходам, а левым глазом продолжаем коситься на загадочный дублер слева…
07. Через 150 метров приходится затормозить: никто не обещал, что поездка велосипедиста будет плавной! Сойдет и так.
Поскольку попутно мы еще наслаждаемся и качеством тротуаров в целом, то обратим внимание на то, как уложена тактильная плитка. Это ноу-хау рабочих: слабовидящий должен не ступить на тактильную плитку, а споткнуться об нее, чтобы почувствовать всю опасность приближающейся дороги!
08. Нас же, велосипедистов, «оберегает» вот такой заградительный ров.
09. Едем дальше, и вновь нас терзают смутные сомнения: кто из нас прав на дороге?.. Знаков и указаний никаких нет.
10. Обернемся назад: может, мы что-то пропустили? Но нет, никаких знаков, а лишь та же загадочная двойная сплошная и пешеходы, для которых ничего не поменялось вокруг.
11. Первые, кто почувствовал плюсы от фантомной велодорожки, – автовладельцы! Эту фотографию можно смело включать в экзаменационные билеты для будущих автомобилистов: «Сосчитайте, сколько нарушений допустил автовладелец». Парковка на тротуаре, занятие велодорожки, нечитаемые номера…
12. …а еще и нанесение ненормативной лексики на борт авто! =)
13.
14. На пути встречаются такие «воронки». Невольно встает вопрос: эта яма была запланирована?.. И подрядчик сдавал, а чиновник принимал работы по «обустройству ямы»?
15. О такой роскоши, как плавные съезды/заезды мы уже и не мечтаем, нам бы не сбиться с пути… Ой, а где же дальше разметочка?!
16. Фух… Появилась!..
17. И тут же очередной разрыв во времени и пространстве.
18. Уважаемые велосипедисты, держитесь крепче за руль, наша велодорожка входит в зону турбулентности.
19. Запомните это место. Здесь велодорожка обрывается также неожиданно, как и начинается. И никаких знаков.
И вот вам еще маленький лайфхак. Не знаешь с какой стороны велодорожка? Посмотри на тактильную плитку! Для настоящего городского велосипедиста дорога по городу должна состоять из ребусов!
20. Тем временем, на другом конце велодорожки – там, откуда мы начинали путь, видимо, все же готовится следующая очередь.
Улица Обручева.
21. Остается надеяться, что велодорожку здесь все-таки проложат по дублеру, а не по тротуару.
Итак, мы проехали чуть менее двух километров по недавно сооруженной велодорожке. Дотянуть ее хотя бы до Симферопольского бульвара у подрядчика не хватило то ли денег, то ли добросовестности.
Очень интересно в этой связи узнать: завершены ли вообще работы по оборудованию велодорожки? Особенно, учитывая, что в таком состоянии она находится уже несколько месяцев.
Нам очень хочется, чтобы после прогулки по Балаклавскому у велосипедистов оставались только радостные впечатления от инфраструктуры. Но, к сожалению, в настоящее время это невозможно. И не будет возможно, пока не будут даны ответы на следующие вопросы:
- Когда у дорожки появятся четкие границы, чтобы ее можно было использовать реально для повседневных целей? Например, сгонять из Чертаново в ТЦ «Калужский» или проведать бабушку на улице Обручева.
- Будут ли устраняться грубые препятствия на пути, которые возникли исключительно по причине небрежности рабочих?
- Что творится с указателями? Зачем втыкать эти палки со знаками, когда ПРОЩЕ и ПОНЯТНЕЕ нанести указатели на асфальте?
- Почему велодорожки проходят по тротуарам там, где явно специально для них проложены дублеры?
Конечно, нас можно обвинить в излишней придирчивости. Дескать, «раскритиковать каждый сможет, а ты попробуй-ка сам сделай!» или: «Такая дорожка – это лучше, чем ничего. Вы просто зажрались». Так рассуждают те, кто никогда не пользуется велосипедом и никогда не видел, как обустроены велодорожки в Европе (об этом, кстати, расскажем и покажем в следующих постах). Причем, я не говорю о каких-то изысках вроде мощения плиткой или освещении велодорожек. Нам просто хочется, чтобы велодорожки были сделаны с уважением к их пользователям. Но когда я вижу пляшущие знаки «велодорожка», пустующие дублеры, которые явно созданы именно под наши нужды, ямы, рвы и т.д. – вот тогда я понимаю, что создано все это для очередного казенного отчета: «за текущий год проложено -цать километров велодорожек». Чиновничий город до сих пор, к сожалению, живет в мире отчетов, искажающих своими цифрами окружающую реальность.
Возможно, те грубые недостатки, которые мы обнаружили, городская власть охотно устранит. А вот произойдет ли это на самом деле и насколько скоро, мы вам обязательно расскажем в ближайшее время.
Если вам интересна наша деятельность, вы верите в успех частной инициативы и хотите развивать велосипедную инфраструктуру города, присоединяйтесь к нашему сообществу! Будем вместе делать наш город лучше.
Свои предложения, идеи пишите на [email protected]
Катайтесь на велосипедах!
Оригинал отчёт опубликован в журнале «Зюзинский быт»
В качестве небольшого приложения добавляем видео-отчет той же поездки:
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений