Метро в шаговой доступности? Кое-где это уже почти реальность
Существует немало городов, где метро в шаговой доступности — это вполне реальное дело. Или не метро, но какие-либо элементы транспортной системы с минимальной зависимостью от пробок наземного автомобильного транспорта. Это может быть и метро, и электрички, и скоростной трамвай, и автобусы/троллейбусы, движущиеся по выделенным полосам.
Из последних новостей — к числу таких городов решил примкнуть Сингапур. По крайней мере, текущие планы развития транспортной инфраструктуры этого города-государства говорят о том, что к 2030-му году сеть метро увеличится вдвое — с 178 км до 360 км. Это позволит обеспечить шаговую доступность до станций метро 80% жителей города. Подразумевается, что практически из любой точки города до ближайшей станции метро будет идти не более 10 минут.
В Москве протяжённость линий составляет на данный момент чуть больше 310 км. И, по текущим планам, до 2020-го года должны построить ещё около 150 км линий и около 70 станций. То есть в Сингапуре через 17 лет протяжённость метро будет больше чем в Москве сейчас. И надо учитывать, что население Сингапура вдвое меньше московского. А площадь города, при этом, всего лишь на треть меньше «старой» площади Москвы.
Я попытался представить, как может выглядеть московская скоростная транспортная система с шаговой доступностью станций? Если предполагать, что ближайшая станция должна находиться в 10 минутах ходьбы (это где-то 700-1000 метров), то получается, что нового строительства категорически недостаточно. Даже без учёта «присоединённых территорий».
Я, конечно, никакой не транспортный инженер. Так, любитель. В рамках этого художества я довольствовался «циркулем и линейкой» и старался, по возможности, привязываться к основным магистралям. Ведь есть немало примеров, когда скоростная городская система опирается не только и не столько на метро, но и на наземный транспорт.
В качестве основы использована схема, найдена на просторах сети. На ней серым отмечены существующие линии (по состоянию на начало 2012-го года). Фиолетовым — то, что планируют построить до 2015-го года. Оранжевым — планы развития до 2020-го года. Синим — отдалённые перспективы развития.
Мои добавления на этой схеме выполнены в трёх цветах:
- Красный — дополненные линии метро или наземного скоростного транспорта и их станции
- Зелёный — существующая железнодорожная инфраструктура — ветки и станции
- Тёмно-зелёный — добавленные станции
Вообще, в советские времена была заложена довольно мощная система. Потом, правда, многие запланированные элементы развития были загублены ещё до начала реальных работ точечной застройкой. В любом случае, чтобы скоростной транспорт оказался в шаговой доступности, недостаточно лишь увеличить число линий метро по отношению к текущим планам — нужны дополнительные действия.
На «моей» схеме добавлено около 120 километров новых линий и примерно 80 станций на них. То есть общая протяжённость системы метро должна составить почти 500 километров. Если все эти 12- километров воплощать именно в формате метрополитена. При этом, скажем, учитывая равноудалённость линий, в неё прекрасно вписался бы план строительства скоростного трамвая, предложенный многими заинтересованными лицами, включая «Городские проекты» Варламова и Каца.
На даже эти 120 километров линий не сильно приблизят нас к шаговой доступности скоростного транспорта если не использовать то, что было построено ещё в советские времена и практически не менялось за это время — систему пригородных электричек. Использование этой системы позволит сэкономить на строительстве ещё 150-200 километров транспортных линий и десятках станций. Этому, кстати, и Милов на днях слегка оппонировал, в своём «непонимании» того, зачем московские власти хотя оживить железнодорожное кольцо и нагрузить его пассажирскими перевозками.
Правда, прежде чем можно будет считать электрички реальной составляющей городской инфраструктуры, нужно проделать очень большую работу. Мало одной лишь возможности использования новых «универсальных» билетов не только в метро, на наземном транспорте и в электричках, как это нам обещают в Департаменте транспорта — эти системы должны быть удобно связаны.
Более того, чтобы электрички можно было использовать для нормального перемещения в рамках города, количество станций должно увеличиться примерно вдвое. И это не считая новых станций на малом кольце железной дороги. Должны появиться удобные и быстрые пересадки с электричек в метро и на скоростной трамвай. Такие, чтобы было практически незаметно, что ты переходишь из одной транспортной системы в другую. Станции железной дороги не должны располагаться на безумном расстоянии от соответствующих станций метро, как это часто бывает сейчас.
Когда в полной мере представишь себе масштабы этого «бедствия», сразу вспоминаешь, что Москва-то уже успела увеличиться в 2,5 раза. И все эти мои прожекты никак не затрагивают новое население Москвы (у которого, кстати говоря, сильно меньшая концентрация по площади).
Без реального развития внутригородского железнодорожного сообщения (на существующей инфраструктуре и с добавлением новых станций на действующих линиях) нет никакого шанса нам получить систему, которая дотянется до существенного большинства жителей в ближайшие годы. А это означает не только строительство новых станций, но и изменение отношения РЖД и московских властей к электричкам и самим внутригородским перевозкам.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений