Новое «Руководство по планированию городских улиц» — NACTO выдаёт на гора новую «уличную библию»
NACTO — National Association of City Transportation Officials — это американская национальная ассоциация департаментов организации дорожного движения, объединяющая представителей разных крупных американских городов. Организация была основана 16 лет назад и это время не теряла даром. Буквально на днях у них состоялось очередное заседание, на котором, в числе прочего, был представлен обзор на 35 страницах нового руководства по планированию городских улиц (Urban Street Design Guide). Само руководство выйдет весной, и, если судить по «Руководству по планированию велосипедной инфраструктуры» (Urban Bikeway Design Guide), будет доступно в печатном виде долларов за 50. Обзор можно скачать бесплатно: http://nacto.org/wp-content/uploads/2012/10/NACTOUrbanStreetDesignGuide_Highrez.pdf (англ., 33 Мб).
На самом деле, прочитать стоит даже этот самый Overview. Я допускаю, что кто-нибудь из представителей наших московских властей, ответственных за планирование городской инфраструктуры, мог читать эти документы, но сомневаюсь, что это чтение популярно среди публики, вступающей в дебаты по поводу выделенных полос ОТ, парковки на тротуарах и того, следует ли делать больше пешеходных зон в городе.
Работу над переводом оценить и прокомментировать можно здесь: https://docs.google.com/document/d/136UExGYOjwgykOoGnt_aCCjPToCq2qZW811-KxSXLOA/edit#
Даже обзора достаточно для того, чтобы увидеть, что могло бы изменить положение вещей в Москве, в том числе и малыми средствами, и в довольно сжаты сроки.
Чтобы оценить масштабность документа, приведу перечень тем, которые в нём затрагиваются (жирным выделено то, что вошло в «Обзор»).
Улицы и перекрёстки (Streets and Intersections)
- Проспекты и крупные улицы (Very Large Streets)
- Крупные улицы (Large Streets)
- Средние улицы (Medium Streets)
- Небольшие улицы (Small Street)
- Переулки и проезды (Very Small Streets)
- Технические и дворовые проезды (Alleys and Passageways)
- Пешеходные улицы (Pedestrian Streets)
- Общее пространство и дворовые зоны (Shared Streets and Home Zones)
- Транзитные улицы (Transit Streets)
- Сложные перекрёстки (Complex Intersections)
- Компактные перекрёстки (Compact Intersections)
- Реорганизация перекрёстков (Reorganizing Intersections)
- Сложносоставные перекрёстки (Multi-leg Intersections)
- Площади (Public Plazas)
Важные вопросы (Critical Issues)
- Скорость и безопасность (Speed and Safety)
- Разница запроектированной и целевой скорости (Design vs. Target Speed)
- Проектирование углов и радиусов поворота (Corner Design and Turning Radii)
- Ширина полос (Lane Width)
- Транзитные полосы (Transit Lanes)
- Пешеходные переходы (Crosswalks and Crossings)
- Уровень обслуживания (Level of Service)
- Организация обочин и пространства на краю проезжей части (Curbside Management)
- (??? — без контекста, увы, не могу сказать, о чём это =)) Design and Control Vehicle
- Функциональная классификация (Functional Classification)
- Одностороннее или двустороннее движение? (One-way vs. Two-way)
- Устройства по слежению за состоянием дорожного движения (Traffic Control Devices)
- Видимость и углы обзора (Visibility and Sightlines)
- Буферные зоны (Clear Zones)
- Организация доступа (Access Management)
- Небольшие проезды (Driveways)
Варианты подхода к элементам инфраструктуры (Treatments & Elements)
- Выступающие зоны на проезжей части для организации публичного пространства (Parklets, Pop-ups & Street Seats)
- Приспособление к природной среде (Low Impact Design — LID)
- Трансформация бордюров (Moving the Curb)
- Автобусные остановки (Bus Stops)
- Ливневая инфраструктура (Stormwater Management)
- Парковка (Parking)
- Организация тротуаров (Sidewalk Configurations)
Улицы являются публичными местами
Удобные улицы хороши для бизнеса
Во многих городах уже осознали, что улицы являются не только функциональным элементом транспортной системы, но и финансовым активом. Правильным образом спроектированные улицы генерируют больше прибыли для бизнеса и обеспечивают более высокую стоимость недвижимости для квартировладельцев.
Дизайн и безопасность
В 2010-м году 32 885 человек [в США] погибло в автокастрофах 1. ДТП также являются основной причиной смертности среди детей возраста от 5 до 14 лет. Как эти смерти, так и сотни тысяч травм, можно было бы избежать. Проектировщики дорожного движения могут и должны стараться лучше планировать улицы на которых пересечение потоков пешеходов, паркующихся машин, посетителей магазинов, велосипедистов, рабочих, и автомобилистов будет осуществляться безопасно.
Улицы можно менять
Транспортные инженеры-проектировщики имеют довольно большой простор деятельности в рамках уличного пространства. Можно перемещать края проезжей части и изменять их направление, создавать буферные зоны перед пешеходными переходами и углами проезжей части, перенаправлять дорожное движение в необходимых местах. Многие улицы возникали в иные эпохи и должны измениться с учётом современных требований. Кроме того, улицы можно использовать для разнообразных дополнительных задач вроде организации выделенных общественных мест в бывших парковочных зонах, обустройства велосипедных парковок и временных кафе.
Действуйте прямо сейчас!
Использование временных материалов для быстрой реализации проектов позволяет создать общественное мнение и получить продуктивную реакцию. Во многих городах США начали пошагово подходить к крупномасштабным проектам по перепланировке, используя временные решения в начале и заменяя их на постоянные в случае успешной проверки работоспособности нововведений.
Для тех, кому недостаточно выдержки из документа на 35 страницах, я предлагаю обратиться к огромному количеству других источников, существующих в открытом доступе в сети. К примеру, можно почитать работы Джона Пучера и Ральфа Бюлера (John Pucher and Ralph Buehler). Есть масса открытых документов, посвящённых организации движения в США, Канаде, странах Западной и Северной Европы. Да даже в Колумбии! И многое из этого доступно на английском языке.
Чтобы не оставлять вас без ссылок, вот, к примеру, довольно внушительный документ, изданный DoT — Department of Transportation of New York City — Департаментом Транспорта Нью-Йорка — Street Design Manual: http://www.nyc.gov/html/dot/html/about/streetdesignmanual.shtml. Он вдвойне интересен в контексте обсуждения документа, созданного NACTO, поскольку председателем этой организации является глава транспортного департамента Нью-Йорка — Джанет Садик-Хан (Janette Sadik-Khan).
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновленийNotes:
- В России в том же году в ДТП погибло около 28 000 человек — почувствуйте разницу ↩