Автомобильное путешествие: Бельгия-Нидерланды-Франция-Испания
Мы были бы не мы, если в очередном путешествии всё шло строго по плану. Совершенно очевидно, что одна из моих основных задач заключается именно в том, чтобы в нужный момент смешать все карты. Соня строит маршрут, а я добавляю перца.
Итак, основным направлением нашей поездки стала Франция, однако общий маршрут должен был получиться довольно затейливым. Да и вторую половину путешествия мы выстраивали буквально на лету – порой бронируя ночлег на ночь в тот же день.
Билеты ни прямой рейс Брюссельских авиалиний до Бельгии мы купили заранее. Это было самое дешёвое предложение из всех, дававших возможность вернуться обратно с юга Франции (из Марселя).
Машину я изначально забронировал с вечера третьего дня из французского Лилля. Так, чтобы не платить за возврат автомобиля из другой страны (из Франции в Бельгию). В этом, пожалуй, и была одна из моих ошибок. Нет, вовсе не в том, что мне не хотелось тратить дополнительные триста евро на лишнюю услугу, а в том, что можно было придумать более изящное решение. Но мы до него дошли буквально за сутки до вылета, и стоило в этот момент оно нам дороже, чем если бы бронь была сделана заранее. В довершение всего, задержка рейса сделала первый этап путешествия ещё более весёлым.
Перед самым выездом
21 августа 2014 года
Давно стало традицией, что собираемся мы либо в последний вечер перед вылетом, либо вовсе за несколько часов до момента посадки в «Аэроэкспресс». Этот раз не был исключением. И вроде всё замечательно – ничего не забыли. Однако нам не давало покоя, то, что на первые двое суток мы оставались без машины.
Мы с самого начала запланировали провести первую ночь на территории Бельгии и посмотреть Антверпен, Гент и Брюгге. Довольно долго мы пытались сложить кусочки мозаики, сравнивали цены на электрички и прочие варианты переезда между городами (надо учитывать, что в первой части путешествия нас было трое: я, Соня и Анна Львовна, Сонина бабушка). К сожалению, некоторая прямолинейность мышления не позволила мне сразу найти более изящное решение.
За сутки до вылета до нас дошло, что не было никакой проблемы взять машину в Лилле в первый же вечер. От Брюсселя, до этого французского города меньше часа пути на TGV, а билет стоит чуть больше 30 евро. Таким образом машина была бы арендована и возвращена на территории одной и той же страны, а такса за возврат из другого города была бы не такой большой (за возврат из Марселя в Лилль мы заплатили Hertzоколо 70 евро).
К сожалению, за такое короткое время до момента аренды изменение сроков в той же компании удваивало стоимость проката. С учётом всех моих скидок получалось более 20 тысяч рублей за 14 дней против 9000 рублей за 12 дней. Тут подключилась Соня и нашла один из самых дешёвых вариантов в другой компании: машину на двое суток мы забронировали в EuropCar и стоило нам это около 75 евро. Меньше чем расширение сроков в Hertz, но, всё равно, около трети от цены проката на «основной» сегмент маршрута. Вывод простой: всё надо делать вовремя. С другой стороны, это всё равно получалось дешевле, чем платить за электричку от Антверпена до Гента, а затем от Гента до Лилля (я уж не говорю о том, чтобы заехать в Брюгге).
Ещё одним предварительным делом было купить дополнительную автомобильную страховку. Да, можно было заказать её прямо в прокатной конторе, но мне обычно жадность не позволяет пользоваться этим вариантом, с учётом стандартных тарифов. Так что страховка как в Hertz, так и в EuropCar у меня была с франшизой. В первом случае – это покрытие урона при сумме только лишь от 800 евро и выше. То, что меньше, обязан погасить арендатор (ну и в случае угона 800 евро с меня тоже сняли бы).
Выбор пал на WorldwideInsure. За 45 фунтов они предлагают полис, в течение года покрывающий договоры аренды длительностью до 31 дня. Что примечательно, действует он в том числе и в вашем домашнем регионе – эта опция доступна далеко не во всех случаях.
Итак, все вещи собраны. Мы встречаемся с Сониной бабушкой на Павелецком вокзале, чтобы отправиться в Домодедово. И вроде даже не забыли документы и фотоаппараты =)
Вылет
Каждый раз я с некоторым трепетом ожидаю вылета из главного подмосковного аэропорта. Это несуразное недостроенное здание чётко ассоциируется с необустроенным ожиданием, толпами, постоянно встречающимися «временными» строительными заборами и ограждениями, которые не меняются годами. Какой-то азиатский караван-сарай, а не приличный европейский аэропорт.
Впрочем, «повезло» нам в этот раз не с ожиданием – тут всё прошло относительно спокойно. Рейс Brussels Airlines был задержан на 40 минут, что ставило под угрозу мою поезду в Лилль за автомобилем. Дело в том, что мы должны были прилететь около шести, а в семь с небольшим в центрального вокзала Брюсселя отправлялся последний скоростной поезд TGV в направлении Лилля.
Весь перелёт Соня нервно следила за прогнозируемым временем прибытия на экране телевизора, однако цифры особо не менялись. Надежды на то, что пилоты наверстают хотя бы часть отставания в полёте не оправдались, и нам пришлось импровизировать. Буквально «на лету» =)
На самом деле, это крайне печальная ситуация, поскольку во всём остальном уровень обслуживания бельгийской авиакомпании нам очень понравился. Хотя, вероятно, это связано с тем, что ожидания были не слишком велики. Мы предполагали, что это будет стандартный сервис дискаунтера с платными бутербродами и довольно плотно набитым салоном. Но, нет, сидеть было вполне удобно, стюарды и стюардессы мило улыбались, а покормили нас дважды и довольно неплохо.
Бельгия
В аэропорт Брюсселя мы прибыли примерно тогда, когда отправлялась электричка, на которой я собирался добраться до центрального вокзала. Понятное дело, ни на такси, ни как-либо ещё я туда тоже не успел, поскольку сначала мы ждали багаж, а потом проходили границу.
К счастью, Соня купила мне билеты на TGV со страховкой от опоздания. Обычные билеты тоже можно вернуть с возвратом полной стоимости (почти полной), но это можно сделать только до отправления поезда. А мы к кассе подошли за пять минут до этого момента и сильно расстроили кассира своим запросом.
Тот, надо сказать, довольно ответственно подошёл к вопросу, но, к сожалению, не знал ничего ни про страховку, ни про такую возможность отмены. Что ещё хуже, он вернул нам деньги за мой билет наличными, но до того прокатал мою карточку, так что получилось, что за билет я заплатил дважды. Теперь мне придётся дополнительно разбираться с бельгийскими железными дорогами и требовать возврата денег. В общем, имейте в виду, что есть билеты со страховкой (она стоит дополнительную пару евро), однако с использованием этой страховки может быть всё не столь очевидно…
По поводу проката пришлось из аэропорта звонить во Францию и договариваться с EuropCar о том, что делать дальше – на следующий день. Впрочем, это история для следующей части дневника =)
Нам же оставалось всем вместе поехать в Антверпен на электричке. Дождались поезда и практически незаметно домчались до пункта назначения.
Вокзал Антверпена является одной из основных достопримечательностей города. Снаружи это здание выглядит довольно старым, но изнутри всё смотрится очень современно, с необычной подсветкой, многоуровневыми платформами и эскалаторами, буквально парящими над огромными пространствами.
Разместившись в недорогом Ibis, расположенном в паре шагов от станции AntwerpenCentraal и уточнив для Анны Львовны, что курить здесь можно на улицах и в уличных сегментах кафе, мы отправились на поиски пропитания. И вот угораздило же нас зайти в пивную, где нам достался русскоговорящий официант. Хотя, может я чего не знаю и в Антверпене полно работников общепита, знающих русский язык? Парень эмигрировал сюда с семьёй лет пятнадцать назад из Кыргызстана. Судя по всему, здесь у него была ещё пара коллег, говорящих по-русски.
Пива здесь, как и полагается, невероятное количество сортов. Каждый из нас в BierCentral выбрал что-то своё: вишнёвое пиво для Сони, светлое для бабушки и нефильтрованное для меня.
Да, кроме того, что мы оказались рядом с вокзалом, мы попали ещё и в еврейский район. Куча кошерных магазинов (всё, конечно же, было уже закрыто в столь позднее время) и невероятное количество хасидов на велосипедах (правда на фото они не попали =)).
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений