День 11. Часть 1. Флэгстаф и Snowbowl (высота 3500 метров)
7 августа 2011 года. Финикс — Флэгстаф. Аризона. США
День нам предстоял долгий и насыщенный — шутка ли, вечером нам надо было добраться до Лас-Вегаса, а днём мы планировали побывать на Гранд-Каньоне. Кроме того, Соня нашла для нас ещё одно развлечение — мы решили подняться на гору св.Франциска.
Завтрак в мотеле радовал постоянством и известной избыточностью. Кофе, чай, хлопья, бутерброды с маслом или джемом. На этот раз мы пришли кушать рано и компанию нам составило довольно много народу, в том числе какая-то довольно большая семья с несколькими детьми — как я понимаю, они путешествовали на машине, так же как и мы.
Мы, пожалуй, зря оплатили в этой гостинице две ночи. Ещё более напрасно мы оставили здесь вещи, когда утром предыдущего дня отправились в первый наш выезд по Аризоне. Стоило наплевать на эти несколько десятков долларов и заночевать где-нибудь в центре штата. Тем самым мы сэкономили бы насколько часов пути (часа 3-4, если быть точным). Всё равно мы не планировали ничего смотреть в самом Финиксе, а на что потратить эти часы в центральной части штата мы бы всегда нашли.
Впрочем, события шли так, как они шли и другие варианты мы можем лишь планировать на будущее.
2. Немало водителей путешествуют по Штатам именно так — на автокемпере, с прицепленной на жёсткой сцепке легковушкой
К 9:30 мы собрались, покидали всю поклажу в машину и отправились вновь на север. После вчерашних многокилометровых пробегов я занялся своим любимым развлечением — поисками дна бензобака. К моменту выезда из мотеля лампочка уже давно и настырно горела. На бензоколонке, впрочем, меня ждало ещё одно развлечение — кроме бензина у нас успела завершиться и омывайка. То ли я чересчур яростно смывал с лобового стекла насекомых, то ли её просто было не очень много.
В любом случае, ни с покупкой бензина, ни с покупкой омывайки проблем не было — проблема возникла с тем, как открыть капот! =)
К моему счастью, на бензоколонку в этот момент подъехал ещё один Jeep Liberty и я поторопился к водителю выспрашивать его, что мне делать. Ребята посмеялись немного над тем, что я не знаю, как открывается капот, но без вопросов и быстро помогли мне разобраться с этой небольшой проблемой — всё разрешилось просто и ручка нашлась меж левой ногой и дверью водителя.
4.
Нас ждала уже знакомая I17-ая дорога на север. Сначала — всё те же, уже знакомые, виды, которые мы встречали на пути в Седону, а потом и новые пейзажи, которые мы упустили, выезжая из Седоны по региональному шоссе. Здесь тоже было на что посмотреть. И изгибы самой дороги, и постепенно появившиеся сосновые леса, и появившаяся в какой-то момент на северном горизонте вершина горы св.Франциска к которой мы направлялись.
6.
Но сначала нам предстояло проехать через городок Флэгстафф (Flagstaff). Он расположен практически в самом сердце штата Аризона, у самого подножия пиков св.Франциска. Мы уже проезжали мимо него в предыдущий день и объезжали эти горы когда направлялись на север, через территории резервации Навахо. Город начинается сразу после пересечения I17-ой и I40-ой дорог. Собственно, 17-ая в нём и заканчивается.
Своё название, San Francisco Peaks, этот бывший вулкан получил задолго до одноимённого города — в 1629 году здесь, в окрестносятях пиков, испанцы основали миссию в одной из индейских деревень. Чуть позже фанйисканцы дали имя группе пиков в честь Франциска Ассизского.
8. Ещё 10 миль лосей =)
9.
Привычная прямоугольная планировка улиц. Движение без проблем по знакам и указателям. В какой-то момент мы проехали мимо местной ярмарки выходного дня и, конечно же, не смогли не остановиться.
Найти парковку, надо сказать, развлечение то ещё — здесь действую ограничения, здесь синим цветом окрашено, значит для инвалидов, здесь парковка банка. В итоге нашли местечко без ограничений и пошли пешим ходом в обратном направлении, до сквера, где развернулась торговля.
На рынке мы обнаружили преимущественно всякие поделки из металла и глины и образцы местного художественного творчества. В том числе, немало работ индейцев или в «индейском» стиле. Были и более-менее стандартные фишки — магнитики, всякие номера, таблички и значки.
Побродив минут тридцать, обойдя все ларьки, прикупив мороженого и подивившись на некоторые из цен образчиков американского искусства мы продолжили свой путь — до горы оставалось всего несколько километров по прямой! Впрочем, реальный маршрут был длиннее и дольше, чем мы могли ожидать. С одной стороны, нас ждал серпантин, с другой, он проходил по национальному парку, где, мало того, что действует ограничение скорости 30 миль в час, так ещё и ремонт дороги на существенных участках пути — там было организовано реверсивное движение, что ещё добавило времени ожидания.
Франциска
Итоговая высота до которой мы добрались на машине — 9 500 футов, то есть чуть более 3 км. Здесь располагается подъёмник горнолыжного комплекса Snowbowl. Комплекс появился в 1938 году (вы можете обнаружить фотографии разных лет в таверне у подножия подъёмника). И все эти годы он находится под давлением местных племён индейцев — они считают, что комплекс ставит под удар их духовные нужды и свободы. Судебные разбирательства без особых успехов для индейцев тянутся уже несколько десятков лет, а комплекс за это время успел немного расшириться, перестроить несколько раз систему подъёмников и обустроить асфальтированную дорогу вместо грунтовой.
На самом длинном из подъёмников можно подняться на высоты 11 500 футов (3 500 метров). Мы заплатили положенные деньги, оставили бабушку с ноутбуком внизу и отправились наверх, ближе к вершине. Вообще, самый высокий пик этой гряды ещё примерно на 1 000 футов выше, но к этой вершине надо идти пешком либо снизу, либо от конца маршрута подъёмника.
13.
Горы св.Франциска — это не только горнолыжный курорт (40 маршрутов спуска), но и известное место для пеших туристов, здесь проложено множество пеших троп, а из достопримечательностей есть ещё и пещеры.
15. Всё выше и выше! =)
16.
17.
18. А там, за горами, что-то горит
19. Середина пути, если считать по высоте подъёма (с 9 500 до 11 500)
20. Даже я в кадр попал! =)
21.
22.
23.
24.
1600px
На подъёмнике мы ехали минут 20-30. Забавные ощущения охватывают тебя, когда ты так неспешно поднимаешься выше всего того, что окружает тебя. Я уж не говорю о том, что я ещё никогда в жизни не поднимался так высоко на уровнем моря — если, конечно, не считать полёты на самолётах =)
26. К это виду можно использовать расшифровку (по ссылке — картинка) =)
1600px
27. Самый высокий пик Аризоны — пик Хамфри (Humphreys Peak) — 12 637 футов (3 852 м)
1600px
28. Вид на юго-юго-восток (у подножия — Флэгстафф, а где-то дальше, за горами — Седона)
1600px
27. В направлении Grand Canyon
1600px
28. А тут две Сони =)
1600px
29. Здесь начинается один из многочисленных горнолыжных спусков (длина — почти как высота горы — около 3,5 км)
1600px
30. Этот пожар мы уже видели =)
31, 32.
33.
34.
35. Фото без особой художественной ценности, зато на горизонте виден разлом Гранд-Каньона =)
36.
37.
38. Штраф — $500! =)
39. Очень удобная штука =)
1600px — для подробного изучения схемы =)
40. Туда, на пик, есть тропы — желающие могут прогуляться (хоть и есть ограничения)
Горный комплекс (так же как и его «соседи») вулканического происхождения и буквально торчит из окружающего его плоскогорья. Вокруг, кстати говоря, совершенно не видно выжженных пустынь, которые ожидаешь увидеть в Аризоне — они все остались южнее, за Седоной. К востоку и северо-востоку, на земле Навахо, скорее можно увидеть степи, а не пустыню. С вершины, кстати говоря, можно увидеть и разлом Гранд-Каньона, пусть в дневной дымке он и не слишком хорошо различим — отсюда до него 70 миль (112 км) по прямой.
Кстати говоря, прежде чем лезть на гору, рекомендую вам озаботиться наличием крема от загара — солнце здесь шпарит адски и сгореть нет никакой проблемы. Это ровно то же, с чем я столкнулся буквально за несколько недель до того в румынских Карпатах =)
42.
43. Промежуточная «остановка» =)
Если не идти по пешим тропам, то наверху делать почти нечего. Подивились на окрестности, попробовали разглядеть Гранд-Каньон и угадать в каком направлении расположена Седона, и всё — пора спускаться вниз. Это, кстати, гораздо более увлекательный процесс, поскольку спускаешься ты сидя в люльке лицом по направлению спуска и, соответственно, очень хорошо виден весь окружающий пейзаж комплекс горных пиков пейзаж. В отличие от подъёма, не надо постоянно крутиться и озираться.
Внизу мы перекусили в таверне не очень вкусной едой за довольно существенные деньги (посмотрите как забавно они используют six-pack коробки из-под пива для вилок/ложек и кетчупа =)), подивились на карты США и мира с булавками — отметками тех, кто приезжал сюда и двинули в сторону каньона.
45. Карты с булавками =)
46. Москвичи здесь тоже встречаются! =)
В ЖЖ:
Начало: Содержание дневников поездки по США + содержание записей поездки
Ранее: День 10. Часть 3. Bearizona и индейская резервация
Далее: День 11. Часть 2. От Флэгстаф до Grand Canyon