Образ технической безопасности московского метро
В сентябре прошлого года, после череды аварий и неполадок на разных линиях Московского метрополитена, я решил вести учёт подобных неприятных событий. Пока не могу чётко сформулировать какую-либо конечную цель кроме архивной. В конце концов, post factum довольно сложно отыскивать сообщения о ЧП и структурировать их, а так будет возможность в какой-то момент провести простенький анализ.
Я уверен, что этот перечень не отличается полнотой, поскольку в него попали только те события, которые были отражены в интернет-СМИ. Для более основательного подхода следовало бы проверить и блоговые ленты. Не пресс-службу метро, конечно же, эти ребята изо всех сил стараются выпускать как можно меньше информации о происходящем. Посмотрите сами, одна из самых распространённых причин: «технические неполадки». Без какой-либо расшифровки.
Не очень правильно было бы говорить о технической исправности систем метро и добавлять к этой теме рассуждения по поводу очередной сваи забитой в тоннель. Однако я ни в коей мерой не являюсь экспертом (поэтому в любом случае не могу судить о таких технических вопросах) и сейчас меня больше интересует общее восприятие надёжности столичной подземки. И у меня оно всё хуже и хуже.
Сейчас, конечно, немного отлегло. После сентябрьских сбоев, происходивших, в среднем, раз в три дня, к декабрю сильно полегчало (или же метрополитену удалось не выпустить информацию из своих цепких лап). В декабре было только четыре сообщения о неполадках и уже начинает казаться, что всё не так плохо. Но это я ещё не начал смотреть данные по январю.
И тут мы возвращаемся к истории со сваей. Да, сотрудники Московского метрополитена не имеют никакого отношения к этой истории. Они как раз сделали всё возможное, чтобы облегчить жизнь москвичей в кризисной ситуации (ну, или почти всё – это, пожалуй, заслуживает лирического отступления).
Лирическое отступление. В тот день, когда произошло ЧП на зелёной ветке между станциями «Автозаводская» и «Коломенская», мы с тёщей, как обычно, возвращались с работы домой. Путь наш недолог и часто мы ходим пешком по Большой Ордынке, однако в холод не хочется морозиться, поэтому мы спускаемся в метро и едем пару перегонов по серой ветке от «Библиотеки им. Ленина» до «Серпуховской».
Этот день не был исключением. Про аварию мы уже знали, поэтому с интересом наблюдали за людскими потоками. Ещё на входе в метро нас приятно порадовали автоматические сообщения, информирующие о прекращении движения на отрезке зелёной линии от «Автозаводской» и «Каширской» – оказывается они умеют это делать! До сих пор были определённые сомнения, поскольку обычно о неполадках сообщали только на той ветке, где уже не ходят поезда, и с пересадок туда всегда набивалось дикое количество людей (почему нельзя предупредить пассажиров до того как они перешли со станции на станцию?).
Итак, мужским голосом на сообщали о том, что следует пользоваться серой и салатовой веткой для того, чтобы добраться до нужной станции. Ведь и правда, зелёная линия в этом плане исключительная – на «Каширской» можно сделать пересадку на кусочек ТПК и оттуда на серую линию, а на «Красногвардейской» есть переход на салатовую.
Но наша радость по поводу того, что в метро наконец научились ставить циклическое проигрывание аудио-записей по громкой связи (и, что важнее, распространять их по большому количеству станций) закончилась на «Серпуховской». Там местная сотрудница через громкоговоритель сообщала пассажирам, что пересадка на «Севастопольской» закрыта.
О-па.
То есть ты едешь откуда-то на юг зелёной ветке. При спуске в метро узнаёшь, что надо пользоваться маршрутами объезда (за что спасибо сотрудникам метро!), выбираешь серую ветку, а пересев на неё сразу узнаёшь, что не надо пользоваться серой веткой! Как это? Очень в духе «правая рука не знает, что делает левая рука».
https://twitter.com/nickpanoff/status/426003199162847232
Понять почему пересадку закрыли может каждый, кто был на этой станции хоть раз. На этой станции так устроен переход, что комфортно и свободно там бывает только в летний выходной день, когда все нормальные люди в отпусках за городом или в других странах.
Но это не повод путать пассажиров и давать им противоречивую информацию!
Пора, пожалуй, вернуться к нашим баранам сваям.
История повторяется и вновь сюжет разворачивается на территории РЖД. В прошлый раз какая-то из карманных фирмочек нашего железнодорожного гиганта монтировала рекламную конструкцию, теперь строили что-то ещё, но тоже не задумались о том, что земля не плоская и под железнодорожными путями может находиться что-то ещё.
Всё это, пожалуй, может подтолкнуть к ответу на вопрос, который я сам себе задавал в начале текста – зачем же собирать данные об авариях? Ровно за тем, чтобы попытаться понять, происходят они из-за технической слабости и старости элементов или из-за технической безграмотности операторов и участников работ. Всё бы хорошо, если бы пресс-служба чаще выходила за рамки стандартной отмазки «по техническим причинам». Во время ЧП со сваей, кстати говоря, тоже сообщали о том, что поезда не ходят «по техническим причинам».
Пока создаётся ощущение, что в метро и вокруг метро остаётся всё меньше людей, соображающих, что они делают, как они делают, и как это надо делать на самом деле. Или просто набралась критическая масса халтурщиков. Такой у меня вырисовывается образ. Надеюсь, что я ошибаюсь.
В качестве эпилога продолжу, пожалуй, составлять список ЧП. Как и прежде, сюда не будут входить задержки движения из-за найденных подозрительных сумок, драк и прочих подобных историй. А об упавших на пути пассажирах я буду писать лишь в общих словах.
Январь 2014
- 13 января – «красная» линия – «По техническим причинам движение поездов около 20.00 было прервано на красной ветке метро. Примерно в 20.10 движение было восстановлено», – сказал собеседник агентства «РИА Новости»;
- 13 января – «серая» линия – «Неисправный состав застрял на перегоне между станциями «Севастопольская» и «Нахимовский проспект», – уточнил собеседник агентства «Интерфакс». По его информации, небольшой сбой в движении отмечался с 08:06 до 08:15;
- 15 января – «синяя» линия – то ли задымление из-за «прикипевших торзмозных колодок» на станции «Площадь революции» (по сообщению сотрудника правоохранительных органов), то ли штатная ситуация при обкатке новых составов (по комментарию пресс-службы метрополитена);
- 17 января – «фиолетовая» линия – задержки в движении по «техническим причинам», корреспондент «РИА Новости» сообщил: «при движении со стороны станции «Планерная» в центр поезда постоянно останавливаются в тоннеле и стоят по несколько минут. По громкой связи пассажирам объявляют, что задержки происходят по техническим причинам. Также поезд стоял на станции «Кузнецкий мост»;
- 20 января – «синяя» линия – «Провисший кабель в тоннеле возле станции «Курская» мешал движению поездов. Неисправность была обнаружена в 13:57 и в 14:21 устранена», – сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе метро;
- 20 января – «фиолетовая» линия – неисправный состав на станции «Баррикадная»;
- 22 января – «голубая» линия – во время инспекции обнаружено, что сроители торгово-развлекательного центра «АФИ Молл-Сити» наглухо перекрыли вентиляционные каналы строящейся станции «Деловой центр»;
- 22 января – «зелёная» линия – строительная свая пробила тоннель на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Коломенская»;
- 24 января – «жёлтая» линия – «технический сбой»;
- 17 января – «жёлтая» линия – с перегона между станциями «Новогиреево» и «Перово» убирали неисправный состав, поезда ходили с увеличенными интервалами;
- Случаев падения пассажиров на рельсы, описанных в прессе: 2
Февраль 2014
- 5 февраля – «оранжевая» линия – по «техническим причинам» прервано движение поездов, отправляющихся со станции «Медведково» в сторону центра;
- 16 февраля – «жёлтая» линия – «В 12:58 на перегоне между станциями «Площадь Ильича» и «Марксистская» при проведении реконструкционных работ на вентиляционной шахте было допущено провисание металлической конструкции в тоннель, которая препятствовала движению поездов», — сообщил «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу метро. На участке было снято напряжение;
- 18 февраля – «фиолетовая» линия – «В 09:05 вторника была обнаружена неисправность контактной сети между станциями «Таганская» и «Текстильщики», после чего на этом участке не осуществлялось движение поездов в обоих направлениях. В 10:14 движение восстановлено на всем протяжении фиолетовой ветки от «Жулебино» до «Планерной», — сообщил источник агентства «Интерфакс»;
- Случаев падения пассажиров на рельсы, описанных в прессе: 1.
Информацию по 2013 году можно найти тут
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений