День 2. Первый день в Бостоне
29 июля 2011 года. Greater Boston. Бостон. США
Подъём нам предстоял ранний – к девяти утра Соню нужно было отвезти в школу на последний день учёбы. С бабушкой мы разделились – она отправилась развлекаться со своей знакомой. В восемь мы выехали из Челмсфорда и направились на юг, в сторону Бостона. Через город проходит I-93-я дорога, по которой мы уже ехали вчера. I-95-ая, проходя мимо Бостона, выполняет роль одной из окружных дорог. Есть ещё I-495-ая, которая проходит только вокруг Бостона и завершается сливаясь с 95-ой. Мы жили за пределами 95-ой, но в рамках 495-ой. Утро – время пробок, да и, кроме того, в Бостоне этим летом заменяют 18 мостов на скоростных дорогах, поэтому нам предвещали серьёзные пробки. Вместо стандартных 30 минут по свободным дорогам мы ехали до города 45 минут. Москвичам такие пробки покажутся приколом =)
Вообще, необходимо сказать пару слов о системе американских дорог. Как и в России, дороги разделяются на несколько статусов. Самые крутые дороги (но всегда, но зачастую) – система Interstate. Их можно узнать по характерным щитам с номером на синем фоне и красной верхушкой. Эта система носит официальное название Dwight D. Eisenhower National System of Interstate and Defense Highways – именно 34-ый Президент США положил начало этому масштабному проекту, реализация которого потребовала 35 лет. К 1989-му году система была завершена в запланированном виде, но это не значит, что она перестала развиваться. Сравните с российской системой дорог…
Чётные дороги направляются с востока на запад, нечётные – с юга на север. Система гораздо полнее развита в северо-восточных штатах, а в центре и на западе США на штат может приходиться всего 2-3 таких дороги. При этом кроме основных трасс с одно- и двухзначными номерами, есть немало вспомогательных межштатовых трасс – они обладают трёхзначными номерами, последний или последние два разряда которых совпадают с номером трассы, вокруг которой они «вьются». Например, трассы I-95 и I-495, о которых я уже говорил или, скажем, трассы I-5 и I-205 в Калифорнии. В рассказах о поездке по США я буду упоминать немало подобных дорог. Есть и несколько других распространённых классов, по которым мы почти не ездили. Есть отдельная система названий дорог, в которых я до сих пор не до конца разобрался. В США есть freeway, highway, beltway, expressway, turnpike, parkway. Разницу я нашёл только меж последними двумя и остальными. Turnpike – платная дорога. Parkway – зачастую, дорога, проходящая по паркам и живописным местам. Всё остальное – разновидности одного и того же – автострады.
Следующим важным классом дорог является система U.S. Highway. Сеть этих дорог гораздо шире сети Interstate, однако большая часть транзитного транспорта следует именно по дорогам с синими щитами. Интересно, что система Interstate специально нумеровалась в ином порядке, чем U.S. Highways, чтобы появлялось как можно меньше пересечений. Младшие нечётные номера можно найти на севере, старшие – на юге страны. Младшие нечётные номера – на востоке, а старшие – на юге. Все номера основных маршрутов двузначные, впрочем, есть и казусы – дорога 101 на западном побережье, считается двузначной, в которой первой «цифрой» является «10».
Именно в эту систему входит и легендарная Route 66, которая активно использовалась в первой половине XX века и пришла в упадок позднее. Эта трасса была первой американской дорогой, которую целиком покрыли асфальтом. В 50-е годы она стала одним из самых популярных отпускных направлений для автомобилистов в США. С одной стороны, она вела в Калифорнию, с другой она проходила через безумное количество живописных мест (многие из которых расположены в Аризоне). Когда в эту поездку я обнаружил указания на Route 66, я с удивлением узнал, что сейчас её, по сути, не существует. И, действительно, в 1985-м году эту трассу вычеркнули из карт. Сейчас она существует в виде обрывочных scenic roads – живописных дорог с табличками коричневого, а не белого цвета. Впрочем, желающие проехать по легендарному маршруту 66 могут это сделать и сейчас, пусть с некоторой погрешностью.
Пройдусь кратко по другим важным классам дорог. В каждом штате существует своя система внутренних дорог. Что замечательно – форма щита, на котором располагается номер дороги, для каждого штата своя и попадаются очень интересные варианты оформления. Велосипедистов порадует довольно широкая сеть нумерованных велосипедных трасс. Для любителей экзотики есть «индейские» трассы, которые можно обнаружить в некоторых резервациях. Тем, кто любит ездить по грунту среди живописных пейзажей, следует обратить внимание на систему Forest Highways – лесных шоссе. Впрочем, многие из этих дорог неплохо асфальтированы. Но здесь надо быть внимательным, часть из них закрыта для въезда простых смертных или же доступ может быть ограничен по времени/сезону, а штрафы за незаконное проникновение будут очень серьёзными.
Более подробную информацию желающие могут почерпнуть в википедии:
- http://en.wikipedia.org/wiki/Interstate_Highway_System
- http://en.wikipedia.org/wiki/United_States_Numbered_Highway
- http://en.wikipedia.org/wiki/U.S._Route_6
- http://en.wikipedia.org/wiki/Numbered_highways_in_the_United_State
- http://en.wikipedia.org/wiki/United_States_Numbered_Bicycle_Route
- http://en.wikipedia.org/wiki/Indian_Route_%28United_States%2
- http://en.wikipedia.org/wiki/Forest_Highwa
Вообще, поездить по этим разным Forest Highways — это моя новая мечта =)
Пора вернуться в Greater Boston Area. Сам Бостон – довольно маленький городишко и то, что у нас обычно называют Бостоном, там, в Штатах, называется Greater Boston Area – типа нашего Подмосковья. Если в Бостоне проживает чуть больше 600 тысяч человек, то в Greater Boston – на 4 млн. больше! Кембридж например, где расположились два известнейших университета, Гарвардский и Массачусетский технологический институт, входит в эту область. Она, кстати, выходит за пределы штата Массачусетс, столицей которого является Бостон, и распространяется на Нью-Гэмпшир (по-моему, это ужасно так его называть, когда, на самом деле, он Нью-Хэмпшир =)). С Юга на север эта территория протянулась на пару сотен километров.
Но мы ехали с севера на юг. В центр Бостона.
Поскольку город мне был совершенно незнаком, я пропустил нужный съезд с дороги и мы выехали немного дальше, чем нужно. Впрочем, центр Бостона довольно маленький и мы быстро сориентировались и припарковались под парком Boston Common. Там не самый дешёвый паркинг, однако, мы решили, что экономия пары долларов не стоит нервов, потраченных на поиски другого паркинга. Как и во многих других местах в США – шкала прогрессивная. 1 час — $10, 2 часа — $14, 3 часа — $18, 10 часов — $23, максимум 24 часа — $28. Если 1 час – безумно дорого, то три часа – уже вполне терпимо, а больше 9 часов – так вообще дешёво.
Мы приехали сильно раньше начала занятий, поэтому Соня устроила мне небольшую экскурсию по даунтауну Бостона. Очень симпатичный город, со старыми британскими домами, перемешанными с новыми деловыми постройками. Я тут был 14 лет назад, но практически ничего не помню, кроме ощущения присутствия в городе с домами красного кирпича. Потом мы зашли в Dunkin’ Donuts съесть по пончику и выпить кофе. Кстати, за столик к нам подсела пара из Лос-Анджелеса и озадачила нас тем, что это их «first DD in a life» — оказывается, в городе ангелов нет этой сети! Сразу после этого завтрака мы направились в школу – Соня предложила мне посидеть на первом занятии и познакомиться с легендарным Крисом, преподавателем английского с ирландскими корнями =)
Урок прошёл как и было обещано – с шутками, прибаутками и подколами. Крис даже меня умудрился слегка включить в образовательный процесс, хотя изначально пустил в класс, сказав, что не против, если начальство не увидит. В итоге я выполнил какое-то проверочное задание, которое позже получил с исправлениями и комментариями.
После окончания занятия я не стал задерживаться в школе. Как потом оказалось, это было правильное решение – на следующую пару начальство таки заглянуло. Погулял по окрестностям парка и по Downtown Бостона. Зашёл в AT&T и восстановил симку. Заглянул в книжный, в фотографическую лавку (расценки на чистку матрицы тут лучше чем в Москве!), просто погулял. Одна из сцен, которую я наблюдал, крайне приятно удивила меня, неотёсанного российского юношу – в какой-то момент на противоположной стороне улицы некий старичок осел на землю – ему явно было плохо. Вокруг него сразу скопилось пяток человек, причём это были не зеваки, они старались помочь ему. Один из парней, чёрный, если это может быть важно, побежал к полицейской машине, которая обнаружилась неподалёку. Та, мигнув и крякнув, быстро подъехала к старику и полицейский стал принимать необходимые меры. Круто всё это. Очень здорово. И хорошо дополнило мои собственные впечатления первого дня. когда незнакомый продавец магазина обеспокоился, всё ли в порядке со мной, когда я спал на водительском сидении автомобиля.
Здесь расположена Сонина школа
Прогулка завершилась встречей с Соней во время её обеденного перерыва. Мы посидели у входа в парк Commons, а потом заглянули в кафешку за нехитрой снедью. После обеда Соню ждали ещё занятия, а у меня были развлекательные планы – я уже купил билеты на «Капитана Америку». Кстати, очки для 3D-просмотра мне дали вместе с билетами, и это за несколько часов до начала показа!
Итак, я вернулся в кинотеатр, купил поп-корн и колу, отказался от сладостей, плеснул на кукурузу масла и пошёл искать нужный зал. Про фильм писать не буду – я получил ровно то, что хотел – комикс из серии «Мстителей». Расскажу лишь об одном техническом наблюдении – впечатления от просмотра фильмов в США такие, будто в Москве смотришь обычный DVD, а в Штатах – HD. Понятно, что с поправкой на формат экрана. Здесь картинка гораздо чётче – кто знает, в чём дело? Это какие-то особенности цифрового показа? В России я видел в кинотеатрах какие-то тексты про цифровые версии фильмов, однако никакой разницы не замечал.
После окончания фильма я позвонил Соне и она позвала меня заглянуть на ещё одно занятие – точнее на его окончание – урок грамматики с учительницей по имени Арлин. Она меня тоже приняла с радостью (не удивительно – Соня месяц обо мне рассказывала) и тоже слегка вовлекла меня в процесс занятия. Интересно было посмотреть, как организовано обучение в этой школе, пусть и так эпизодически. Я уже совершенно не помню, как меня учили в Англии, в 1998-м году, однако здесь мне понравилось. Даже интересно, на какой уровень я бы попал?
Соня позвала меня не просто так – после завершения всех занятий в школе должны были отмечать окончание очередного месяца обучения. Многие студенты уезжают и, по этому поводу, школа закупает кучу пиццы и кока-колы. Мне тоже досталось угощение на этом празднике жизни и, заодно, мы пообщались с Крисом, другими преподавателями и студентами. Крис, кстати, щедро поделился зарядкой для моего Леново – у нас, по удачному совпадению, ноутбуки одной марки.
Когда многие уже расходились, мы вели беседу о планах на выходные. Был вечер пятницы и нужно было решить, что делать в два ближайших дня. Поначалу беседа не заладилась, поскольку Крис, выдавал нам какой-нибудь интересный вариант, а потом сразу срезался и говорил что-то вроде «Ah! You’r under 21!» Подоспевшая на помощь девушка-преподаватель срезалась на том же и вообще сказала, что до 21-го года в Бостоне делать решительно нечего. Впрочем, в итоге мы запланировали несколько интересных музеев, поездку за китами и аквапарк на субботу. Кроме того, в один из двух вечеров мы запланировали культурные развлечения с Крисом в баре.
Соня долго не хотела уходить из школы – здесь она провела месяц и теперь учёба её закончилась. Она умыкнула для себя и для меня по футболке с символикой FLS, мы ещё немного пообщались, попрощались и поехали домой. Кстати говоря, мы выезжали около шести и нам обещали бешеные пробки по дороге в Челмсфорд. Опять-таки, москвича таким не напугаешь. За 40 минут мы преодолели 35 миль (55 километров) и присоединились к бабушкиной тусовке.
Начало: Содержание дневников поездки по США
Ранее: День 1. Перелёт в Нью-Йорк
Далее: День 3. Аквапарк Water Country в Нью-Гэмпшире